Оригами как метод творческого развития школьников
Оригами – это разновидность прикладного искусства, представляющая собой изготовление поделок из бумаги.
Рисунок 1. Оригами. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Оригами- это метод обучения, направленный на раскрытие творческого потенциала учащихся, активизацию работы воображения и фантазии.
Оригами, как метод раскрытия творческого потенциала учащихся начал использоваться в Японии в конце XIX столетия. Позднее, он завоевал популярность и стал применяться в качестве средства творческого развития, а также формирования представлений о геометрических фигурах.
Использование оригами в качестве метода творческого развития школьников обусловлено следующими аспектами:
- Оригами оказывает воздействие на развитие моторных функций организма.
- Оригами стимулирует развитие памяти, воображения и всех интеллектуальных функций и процессов.
- Оригами воспитывает терпение и усидчивость.
- Оригами дает волю фантазии и способствует активизации творческих задатков.
- Заложение основ геометрических представлений и памяти в ходе выполнения фигур из бумаги.
- Культурное развитие учащихся, за счет параллельного ознакомления с историей появления оригами и культурными особенностями страны - прародительницы методики.
- Развитие наглядно-образного мышления в ходе выполнения поделок из бумаги.
- Развитие внимательности и навыков выполнения действий по инструкции.
- Воспитание трудолюбия.
- Расширение кругозора и повышение уровня общего развития учащихся, поскольку техника оригами требует соблюдения определенных правил, сосредоточения внимания, применения жизненного опыта, формирование представлений о формах и строении различных объектов.
Стоит отметить, что использование техники оригами в учебном процессе актуально потому, что оно делает данный процесс увлекательным и развивает у ребенка стремление к творчеству и познанию основ искусства.
Рисунок 2. Значение оригами для развития ребенка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Приемы техники оригами на уроках технологии
Техника оригами ориентирована на развитие у учащихся навыков создания бумажных конструкций. Из бумаги можно создать что угодно: будь то транспортные средства, животные, растения, предметы быта, продукты питания и т.д.
Основными приемами формирования бумажных фигур являются:
- Формирование навыков сгибания квадрата. Учащиеся учатся складывать квадрат пополам, попом еще раз пополам. Так, получается квадратная бумажная заготовка, состоящая из четырех равных частей. Дети получают несколько квадратов, вложенных друг в друга, развернув которые, получают сгибы. Эти сгибы сдвигаются друг к другу таким образом, чтобы напротив расположенные части, погрузились внутрь фигуры. Это становится заготовкой, освоение выполнения которой является основой выполнения разнообразных бумажных объектов.
- Формирование навыков диагонального сворачивания квадрата и сложение его сторон с разных углов к центру. Учащиеся учатся складывать стороны попеременно или одновременно. Важно, чтобы дети научились верно сгибать бумагу, обеспечивая плотное и ровное примыкание сторон квадрата друг к другу. Этот прием лежит в основе создания масок, фигур слона и петуха и иных сложных объектов, где требуется варьирование цветами и добавления декоративных деталей.
- Формирование навыков разделения квадрата на четыре равные части. Сложение осуществляется по диагонали с двух сторон. Сложенный квадрат разворачивается и его сгибы засовываются внутрь- напротив друг друга. Получается несколько вложенных друг в друга частей треугольной формы. то заготовка служит основой для выполнения разнообразных фигур, требующих совершения дополнительных надрезов, бумаги разных цветов, дополнительных аппликаций.
- Сложение квадрата с расходящими концами. Основой выполнения является формирование нескольких квадратов, расположенных внутри друг друга, представленных в приеме №1. Эта заготовка сгибается в обе стороны: и по горизонтали и по вертикали
На уроках технологии в начальной школе уделяется внимание освоению детьми хотя бы пары из этих приемов. Это активизирует творческий потенциал учащихся, развивает их креативное мышление и стимулирует к конструкторской и творческой деятельности.
Освоение каждого приема является трудоемким процессом. Совершение ошибки приводит к необходимости выполнения нового сложения из нового листа бумаги, поскольку складки нельзя разгладить .
Условия эффективного проведения уроков оригами
Чтобы техника оригами имела должный познавательный эффект, способствовала творческому развитию учащихся младших классов, необходимо соблюдать ряд правил организации занятий технологии. К ним относятся:
- Начало курса оригами требует знакомства с историей появления этой техники и ее особенностями.
- Усвоение условных знаком и символов, принятых в данной технике.
- Изучение терминов и понятий оригами. Чтобы дальнейшее следование технике формирования бумажных фигур было успешных, требуется знание ее основных понятий и категорий.
- Использование простых техник выполнения. Нельзя начинать работу с изучения сложных приемов выполнения бумажных фигур. Это будет противоречить возрастному этапу развития младших школьников.
- Развитие умений действовать по схематичной инструкции. Любая фигура из бумаги имеет схематичное представление ее выполнения. Эту схему необходимо уметь визуально воспринимать и практически реализовывать последовательность представленных действий.
- Выполнение простых фигур. Младшим школьникам неактуально давать выполнять сложные заготовки, поскольку их мыслительные операции еще не достаточно развиты для этого.
- Развитие навыков автоматического выполнения основных форм из бумаги, их быстрого складывания по памяти.
- Педагог должен владеть техникой складывания всех бумажных фигур, входящих в курс уроков технологии и уметь поэтапно продемонстрировать сложение фигуры учащимся.
- Выполнение разнообразных фигур. Учащиеся быстро потеряют интерес к занятиям при совершении однотипных операций. Необходимо расширять горизонты их бумажного творчества: добавление цветов, нюансов конструирования, выполнение большего количества действий, создание сложных деталей. Главное, чтобы процесс освоения более сложных техник был постепенным и отвечал возможностям и интересам младших школьников.
- Развитие у учащихся навыков подготовки рабочего места к учебному занятию и приведения его в порядок после выполнения бумажной фигуры.