Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие познавательного интереса у младшего школьника

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста

Определение 1

Познавательный интерес – это активное желание и стремление личности исследовать окружающий мир и его устройство.

Познавательный интерес. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Познавательный интерес. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Такой интерес необходимо формировать с детства. В младшем школьном возрасте, развитие данного интереса является необходимостью, поскольку ребенок вступает на новый этап своего жизненного пути – обучения в школе. Обучение не принесет должного эффекта без заинтересованности учащегося в нем.

В младшем школьном возрасте интерес к познанию возникает у детей не из занимательной деятельности, а из выполнения социально-значимых действий т.е. ребенок желает быть полезным и важным для общества. Кроме того, в это время происходит развитие интеллекта ребенка, и дети стремятся познать и углубить свои познания. При этом интерес детей является ориентированным на что-то конкретное т.е. им интересно узнать что-то новое в определенной области и конкретном направлении деятельности.

Проявление инициативы и активности в познании, в младшем школьном возрасте не происходит одномоментно. Это развивается постепенно и проявляется лишь к концу периода обучения в начальной школе. Поэтому, чтобы пробудить мотивацию к познанию, необходимо увлечь детей, мотивируя их к реализации социально-значимой деятельности и, пробуждая их интеллектуальную активность.

Исходя из особенностей развития познавательного интереса в младшем школьном возрасте, выделяют следующие уровни его развития:

  1. Развитие любопытства т.е. формирование желания и потребности в получении новых впечатлений. Этот уровень связан с репродуктивной деятельностью учащихся начальных классов.
  2. Развитие интереса к познанию или формирование любознательности младшего школьника. Учащийся ищет что-то новое и стремится узнать какое-то явление, объект или процесс. Это проходит в ходе реконструктивной деятельности.
  3. Развитие стабильной познавательной заинтересованности или желание познавать на теоретическом уровне. Учащиеся реализуют творческую и продуктивную познавательную работу.
«Развитие познавательного интереса у младшего школьника» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Уровни развития познавательного интереса у детей младшего <a href=школьного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 2. Уровни развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Мотивирование к познанию должно закладываться педагогом. В силу возрастных особенностей развития учащихся младших классов, педагог играет ведущую роль в этом процессе. Его мастерство, творческие способности, авторитет определяют направления развития учащихся и закладывают основы познания мира. Именно педагог учит учащихся способам и прием познания мира, средствам, используемым в познании, определению направлений возможных вариантов личностного развития учащихся.

Основные познавательные процессы у младших школьников и способы их развития

К основным познавательным процессам организма младшего школьника, которые развиваются в урочной и внеурочной деятельности относятся следующие:

  • Внимание. Для его развития необходимо использовать в программе обучения различные задачи и упражнения логической направленности. Они помогают развить различные компоненты внимания: его объем, устойчивость, возможности переключения между различными объектами и направлениями деятельности, распределение внимания в пространстве и во времени, активизация внимания в определенный момент. Для его развития актуально применять упражнения на сравнение объектов, отыскание объектов, чтение рассыпанных слов, слов вверх тормашками, пересчет предметов, отыскание ходов в различных лабиринтах и др.
  • Восприятие. Этот процесс познавательной работы связан с его другими компонентами: мыслительными процессами, памятью, воображением. Восприятие обязательно требует развития, поскольку без него, работа памяти, воображения и мышления будет более затруднительной, а соответственно, не способствующей развитию познавательной заинтересованности. Восприятие хорошо развивается на уроках математики при решении задач и выполнении упражнений на вычисление, а также в художественном творчестве: раскрашивание объектов конкретным цветом.
  • Воображение. В начальной школе у ребенка развиваются отдельные стороны произвольного воображения. Ребенок формирует в своем сознании мыслительные образы, опирающиеся на его представления, которые он сформировал на своем опыте или вообразил. Новые образы в сознании требуют расширения представлений, их усложнения, преобразования, другого сочетания. Воображение можно развивать в конструктивной деятельности, применяя простые упражнения на складывание фигур из спичек, в художественном творчестве – посредством рисования каких-то объектов, сцен, которые ребенок не видел, но слышал и теперь должен отразить свое видение ситуации или объекта. Также, воображение разрабатывается при чтении художественной литературы.
  • Память. Память формируется у учащихся при совершении логических действий. Например, занимательных задач по математике. Для развития памяти могут быть использованы диктанты по русскому языку, заучивание стихотворений. Наглядно-образная память младшего школьника оказывается развитой более лучше, нежели смысловая. Ребенку легче запомнить предмет, объект, который он видел реально. Услышанное запоминается хуже. Поэтому в обучении необходимо применять максимальное количество наглядных средств. Конечно, слуховая память тоже необходимо и развивается в диктантах, запоминании чисел, слов.
  • Мышление. Развитие логического мышления способствует активизации интеллектуальной работы. Детей учат с начального этапа обучения в школе навыкам анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования. Логическое мышление лучше всего развивается на уроках математики. Дети познают закономерности устройства мира, решают задачи на смекалку, разгадывают разнообразные ребусы и кроссворды. Подходит использование логических игр, с применением слов или чисел.

Развитие познавательной заинтересованности младшего школьника осуществляется в различных видах репродуктивной, исследовательской направленности. Педагоги объясняют детям учебный материал, применяя иллюстрации. Это активизирует их интерес к познанию. Кроме того, в этом возрасте актуально применение дидактических и иных игр в обучении. Игры настолько увлекают ребенка, что он сам не замечает, как познает мир и стремится к расширению и углублению своих знаний.

Дата последнего обновления статьи: 15.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot