Графо-моторные навыки – это навыки отражения речи в графическом виде, опирающиеся на специальные положения руки с письменным прибором и выполнение ею соответствующих движений.
Данные функции позволяют изображать на письме буквы и соединять их в слова.
В основе их формирования лежат моторные функции организма.
Особое внимание необходимо уделить в данном вопросе работе с детьми, имеющими различные речевые патологии, в частности, ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Оно связано с нарушением произношения вследствие недоразвития слухового восприятия. Возникает данное нарушение при сложных речевых патологиях.
Трудности овладения письменными навыками у детей с ФФН
Вследствие нарушения звуковой стороны речи у ребенка с ФФН происходит нарушение письменной речи. Фонетико-фонематические процессы находятся на недоразвитом уровне, что приводит к неспособности ребенка освоить письменную речь и ее грамматическую основу.
В основе формирования графических навыков письма заложено фонематическое восприятие, т.е. ребенок должен воспринимать на слух звуки, формировать фонематическое представление о них. Но поскольку оно оказывается недоразвитым, формируется с большим трудом, то графическое отображение букв развивается в замедленном темпе.
Развитие графических речевых навыков тесно связано с полноценным овладением языком. Потому, требуется коррекционная логопедическая работа по развитию фонетических и фонематических навыков дошкольников. Развитость языка позволяет детям освоить буквы как графемы и применять их в письменной речи.
Фонематические затруднения приводят к следующим проблемам:
- Преобразование фонем в графемы. Здесь происходят сложности в установлении слуховых и визуальных связей.
- Неразвитость звукового анализа. Ребенок не различает звуки, не может определить на слух, произносимый звук и сопоставить его с графемой. Усилия, прилагаемые в данном случае дошкольником с ФФН, отрицательно сказываются на его визуальном контроле. Внимание снижается и начертание графем искажается.
- Неразвитость психических функций: произвольного внимания, памяти, контроля психических процессов. Внимание детей с ФФН характеризуется неустойчивостью и сложностью переключения, а объем памяти слишком мал.
- Неразвитость артикуляционного аппарата. В формировании графо-моторных функций важное значение имеет проговаривание букв, слов. Нарушение произношения, вызванное недостаточной развитостью слухового восприятия, а также артикуляционного аппарата приводит к неспособности графического отображения звуков.
- Развитость предпосылок овладения анализом и синтезом находится на низком уровне, в следствие нарушения фонематического восприятия.
- Неразвитость моторных функций организма, усложняющих воспроизведение графем.
Таким образом, сложности овладения графо-моторными функциями детьми с ФФН определяют основные направления коррекционной логопедической работы в данном направлении. Прежде всего, работа касается развития речевых навыков, которые тесно связаны с моторными функциями.
Рисунок 1. Необходимость развития мелкой моторики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Направления развития мелкой моторики дошкольников с ФФН
Моторика рук развивается с раннего детства. Она требует массажа кистей рук, выполнения специальных упражнений по вращению пальцами, кистями, запястьями. Это позволяет развить координацию движений рук и пальцев, которые необходимы для развития графо-моторных навыков.
Работа по развитию мелкой моторики дошкольников с ФФН реализуется по следующим направлениям:
- Проведение пальчиковой гимнастики. Она носит регулярный и системный характер. Выполняются специальные пальчиковые игры, которые делают упражнения увлекательными для детей. К работе привлекаются родители: знакомство с пальчиковыми играми и их применение дома.
- Логопедические речевые занятия с разными материалами. Используются прищепки, бусины, кольца, счетные палочки, пуговицы, шнурки, пробки, крупы и иной материал, ориентированные на перебор, сбор, набор т.е. совершение активных движений пальцами и кистями.
- Логоритмика. Она связана с развитием речи, посредством использования разнообразных движений. Выполняются разнообразные двигательные упражнения в сочетании с произношением звуков, слов и фраз. Она опирается на игровые методы работы, предполагает использование музыки и совершения ритмичных движений в такт музыке. Например, это может быть чтение стихотворений, произнесение считалок.
- Изобразительное искусство. Сюда входит рисование, создание аппликаций и поделок. Действия, совершаемые в ходе работ, тренируют моторику, развивают воображение и внимание и способствуют общему развитию ребенка с ФФН. В процессе рисования применяются разные техники: по контуру, по клеткам, точкам, штрихование и др.
- Создание предметно-развивающего пространства. Оно включает в себя различные компоненты, использование которых активно воздействует на моторные функции. Предполагается регулярное пополнение этой среды и организация выставок детского творчества.
Приемы работы по развитию моторики
Для развития моторики детей с ФФН применяются две группы приемов:
- Приемы по развитию общей моторики.
- Приемы по развитию мелкой моторики.
Мелкая моторика тесно связана с развитием общих моторных функций организма, потому, им необходимо уделить внимание.
Для развития общей моторики применяются упражнения, имитирующие разнообразные движения. Сюда входит ходьба, бег, прыжки, гимнастика, подкидывание мяча, повороты в разные стороны, прохождение по линии, преодоление препятствий и др. Все они ориентированные на формирование координации движений и пространственной ориентации.
Мелкая моторика развивается посредством применения следующих приемов:
- Имитационные упражнения. Они связаны с имитацией движений животных, птиц, каких-то предметов и выполняются в разных положениях и разных вариациях.
- Двигательные упражнения. Они связаны с совершением простых движений головой, телом, руками, ногами, а также пальцами рук.
- Упражнения на пространственное восприятия. Применяются игры, позволяющие воспринимать объекты в движении. Например, можно передавать какой-то предмет по кругу, играть в воображаемый мяч, а также используются упражнения по рисованию в воздухе, воспроизведению в воздухе графем букв.