Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста

Общение: сущность понятия и виды

Определение 1

Общение – это процесс установления и последующего развития контактов между людьми, порождаемый их потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимное восприятие, попытки влиять друг на друга.

Замечание 1

Без общения невозможна никакая человеческая деятельность.

Общение имеет содержание, которое раскрывается в двух взаимосвязанных аспектах:

  1. Общение выступает в виде процесса, который не подразумевает оказание влияния на изменения психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью установления и последующего развития контактов между людьми. При этом данный контакт основан на совместной деятельности или потребностях человека.
  2. Общение выступает в качестве процесса, направленного на изменение психологического состояния партнера. В данном случае общение используется с целью изменения поведения собеседника, его личностно-смысловых образованиях.

Различают следующие виды общения, в зависимости от егосредств:

  • Вербальное общение – это общение, осуществляемое посредством речи, предоставляя человеку обширные коммуникативные возможности.
  • Невербальное общение – это общение, осуществляемое посредством жестов, мимики и пантомимики, а также через телесные или сенсорные контакты.

Общение дошкольников со взрослыми

Замечание 2

Общение является одним из важнейших факторов успешного психического развития ребенка дошкольного возраста. Это обусловлено тем, что только общаясь с другими людьми ребенок имеет возможность получить необходимый жизненный опыт.

Основными мотивами общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми являются деловые, познавательные и личностные мотивы. При этом общение протекает в виде действий, представляющих собой общую единицу целостного процесса. То есть общение имеет цель, которая и характеризуется посредством совершения определенного действия. Данное действие решает задачи общения через разнообразные средства.

«Психолого-педагогические особенности организации общения детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Выделяют следующие категории средств общения ребенка дошкольного возраста со взрослым:

  • Экспрессивно-мимические
  • Предметно-действенные
  • Речевые операции

Основные параметры форм общения ребенка дошкольного возраста со взрослыми:

  1. Конкретное время, когда должна возникнуть данная форма общения, в период дошкольного детства.
  2. Место, которое занимает общение со взрослым, в жизни ребенка дошкольника.
  3. Содержание общения – оно должно удовлетворять потребность ребенка в общении со взрослым, а также его потребность в новых знаниях и расширении своего кругозора.
  4. Ведущий мотив, который побуждает ребенка на определенном этапе дошкольного детства стремиться к общению с окружающими взрослыми людьми.
  5. Используемые средства общения, посредством которых устанавливается продуктивная коммуникация между ребенком и взрослым.

Специфика общения дошкольников со сверстниками

Замечание 3

В возрасте 3-4 лет у ребенка меняются ориентиры в общении, все больше он стремится к общению не со взрослыми, а со сверстниками. Именно общение со сверстниками в этот период становятся более значимыми для общего развития ребенка.

Общение детей дошкольного возраста между собой имеет ряд особенностей, отличающих его от общения со взрослыми.

Особенности общения детей дошкольного возраста со сверстниками:

  1. Разнообразие коммуникативных действий и их большой диапазон. В общении со сверстниками дети используют разнообразные действия и обращения, которые практически не встречаются в общении со взрослыми. Дети могут спорить, навязывать свою точку зрения, доказывать свое мнение, мириться и т.д. Все это крайне редко можно наблюдать в общении ребенка и взрослого, так как взрослый является для ребенка авторитетом и зачастую его «слово» ставится выше собственного.
  2. Яркость и эмоциональность общения – дошкольники в общении между собой более раскованы, нежели в общении со взрослыми. Как показывает практика, в общении со сверстниками дети используют намного больше экспрессивно-мимических проявлений (от ярости и негодования, до нежности и сочувствия).
  3. Нерегламентированность и нестандартность общения между детьми. В общении со взрослыми дети придерживаются установленных норм и правил поведения, в то же время в общении со сверстниками дети могут использовать оригинальные и неожиданные движения или действия. В общении между собой дети более раскованы, что позволяет детям проявлять свою оригинальность и самобытность.
Замечание 4

Необходимо отметить, что разница в общении со взрослыми и сверстниками со временем становится все менее заметней. С возрастом общение детей со сверстниками все более подчиняется общепринятым нормам и правилам.

Формы общение ребенка дошкольного возраста со сверстниками:

  • Эмоционально-практическая форма общения со сверстниками – отмечается у детей 2-4 лет, когда только возникает потребность в общении с другими детьми. Характеризуется повышенным вниманием за действиями сверстника, стремлением привлечь его внимание к себе, вызвать определенную реакцию и т.д.
  • Ситуативно-деловая форма общения – складывается приблизительно к 4-6 годам, в этот период в общении на первое место выходит общение со сверстниками, у детей преобладают сюжетно-ролевые игры, в которых дети предпочитают играть совместно, а не в одиночку.
  • Внеситуативно-деловая форма общения – формируется к 6-7 годам, когда у детей складывается большое количество внеситуативных контактов. Примерно половина речевых обращений к сверстнику приобретает внеситуативный характер. Дети рассказывают друг другу о том, где они побывали и что там видели, делятся своими планами, мечтами или предпочтениями, дают оценку личностным качествам и поступкам других. В этом возрасте опять становится возможным «чистое общение», не опосредованное предметами и действиями с ними. Дети могут продолжительное время разговаривать, не совершая при этом никаких практических действий.
Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot