Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Двусторонний характер процесса обучения

Сущность понятия процесс обучения

Определение 1

Обучение представляет собой вид деятельности, в которой участвуют два основных компонента: педагог и ученик. Процесс обучения предполагает взаимодействие двух этих компонентов. Педагог играет главную роль в процессе преподавания, а ученик играет ведущую роль в процессе обучения. Взаимодействие между педагогом и учеников может быть:

  • непосредственным
  • опосредованным

Под непосредственным взаимодействием подразумевается, что педагог и учащиеся вместе выполняют задачи процесса обучения. Под опосредованным взаимодействием подразумевается, что ученик выполняет самостоятельно задачи, поставленные перед ним педагогом ранее.

Процесс обучения состоят из следующих основных компонентов:

  • целевой компонент
  • стимулирующее-мотивационный компонент
  • содержательный компонент
  • операционно-деятельный компонент
  • контрольно-регулятивный компонент
  • оценочно-результативный компонент

Под целевым компонентом понимается то, что как преподаватель, так и ученики должны четко понимать цели и задачи изучения дисциплины. Для того чтобы этот компонент процесса обучения был реализован необходимо, чтобы педагог сумел четко обозначить и объяснить цели и задачи ученикам. Кроме-того на реализацию целевого компонента влияет и прочность усвоения предыдущего материала учениками. Соблюдая эти условия можно добиться реализации целевого компонента процесса обучения.

Стимулирующее-мотивационный компонент предполагает усиление мотива обучения. Педагог, реализуя это принцип, побуждает познавательный интерес и чувство ответственности у своих учеников.

Учебная программа, учебный план и учебники определяют суть содержательного компонента процесса обучения. Содержание обучения должно соответствовать нормам современной жизни, научному процессу, интересам учеников.

«Двусторонний характер процесса обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Контрольно-регулятивный компонент предполагает получение учителем информации об успешности усвоения знаний учащимися. Обучая детей новому материалу, учитель должен систематически прибегать к методам контроля для того, чтобы вовремя сориентироваться относительно качества усвоения материала учениками, вовремя переменить методику или обратить внимание на материал, который усваивается затруднительно.

Оценочно-результативный компонент реализовывается в конце обучения учащихся.

Роль учителя в процессе обучения

В процессе обучения руководящая роль предоставлена учителю. В список его основных задач входит управление познавательной деятельностью учащихся. Деятельность учителя в процессе обучения предполагает:

  • планирование
  • организацию
  • стимулирование
  • контроль
  • регулирование
  • анализ и оценка

Планирование в деятельности педагога заключается в составлении календарно-тематических и поурочных планов. При выполнении этой работы педагоги прибегают к использованию методических пособий по предметам. На начальном этапе совей педагогической карьеры учителя составляют довольно подробные тематические паны, туда они включают такие компоненты как:

  • цели и задачи урока
  • вопросы для опроса
  • новый материал
  • упражнения для закрепления
  • упражнения для повторения
  • домашнюю работу
  • необходимую литературу
Замечание 1

Позже приобретая некоторый педагогический опыт учитель уже не составляет столь подробных планов работы.

Процесс организации учебного процесса педагогом состоит из двух основных этапов:

  • подготовительного
  • исполнительного

На этапе подготовки педагог должен выбрать технические средства обучения, средства наглядности, раздаточный материал. На этапе исполнения долен реализовать то что он подготовил для своих учеников.

Реализовывая процесс организации, педагог должен определить задачи своего урока, сформировать условия который будут способствовать хорошему усвоению материала и отработке навыков и умений, проинструктировать ученика каким образом они должны выполнять задания, помочь им в ходе их выполнения если будут наблюдаться затруднения.

Помимо этого учитель должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть побуждать у учеников потребность в познавательной деятельности, ученик долен сам желать изучить тот или иной материал. Используя определённую методику, учитель должен стимулировать активность учащихся.

Большую роль в процессе работы учителя занимает контроль. При проведении контроля учитель может вовремя скорректировать и урегулировать процесс обучения. Педагог осуществляет контроль наблюдая за работой учеников, задавая им вопросы по пройденному материалу, проведение проверочных и самостоятельных работ. Благодаря контроля учитель может определить какое звено недостаточно сформировано, в этом случае он может изменить методику совей работы, уделить больше времени трудно осваиваемому материалу.

В завершении процесса обучении педагог проводит анализ и оценку результатов учеников. Учитель определяет, насколько хорошо дети усвоили пройдённый материал, как хорошо они могут его применять на практике.

Помимо теоретических знаний большую роль в процессе обучения играет и педагогический опыт. Достаточно часто практика может расходится с теорией. Чем опытнее педагог, тем проще ему ориентировать в неординарных и сложных ситуациях, находить альтернативные пути решения проблем.

Роль учащихся в процессе обучения

Замечание 2

Ученик занимает немаловажную роль в процессе обучения. Учение имеет цель, структуру, закономерности и функции. Цель учения заключается в познании, собирании и переработки новой информации, когда эти процессы осуществлены ученик овладевает знаниями, умениями и навыками.

Для ученика большое значение имеют мотивы его учебной деятельности. Для того чтоб процесс обучения состоялся у ученика должны быть сформированы мотивы и потребности. В процессе обучения у ученика возникает несколько потребностей в обучении, все эти потребности связаны между собой.

Всего существует три группы мотивов обучения:

  • непосредственно-побуждающие мотивы (основаны на эмоциях)
  • перспективно-побуждающие (основанные на осознании значимости учения)
  • интеллектуально-побуждающие (основаны на удовлетворении любопытства)

Для учеников важную роль играет самоконтроль в процессе обучения. Учащиеся учатся самоконтролю наблюдая за действиями учителя во время контроля. Так же не маловажен и взаимный контроль, когда ученики анализируют успешность усвоение знаний своими сверстниками.

Как видно из вышеизложенного обучение имеет двусторонний характер. Оно состоит из деятельности педагога и деятельности ученика. Эти два элемента находятся в постоянном взаимодействии.

Дата последнего обновления статьи: 03.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot