Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Принцип природосообразности в работах Ж.Ж. Руссо

Определение 1

Природосообразность воспитания –это организация воспитательного процесса в соответствии с законами природы: отношение к человеку, как к компоненту природного пространства и соответствие форм, методов и этапов воспитательного процесса законам функционирования природы и стадиям природного развития человека.

Вопросы природосообразности воспитания интересовали многих мыслителей прошлого. На необходимость построения процессов обучения и воспитания во взаимосвязи с природой и ее закономерностями развития имеются разные взгляды и точки зрения.

Естественность и свобода в воспитании

По мнению выдающегося мыслителя эпохи Просвещения Жана-Жака Руссо, уделяющего огромное внимание вопросам воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, природосообразность воспитания, отражает ориентацию на развитие внутреннего потенциала ребенка, его способностей, заложенных природой, внутренних чувств, эмоций, которые позволяют их воспринять и выразить к ним какое-то отношение.

<a href=Принцип природосообразности в работах Ж.Ж. Руссо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Принцип природосообразности в работах Ж.Ж. Руссо. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Взгляды Руссо на природосообразность воспитания можно отразить следующими положениями:

  1. Природа требует сообразного с ней развития ребенка: этапы взросления и воспитания должны отвечать законам природы т.е. природному росту ребенка.
  2. Рождение ребенка дает ему определенные чувства и навыки восприятия, через которые он познает мир. они развиваются и укрепляются, наполняются новым содержанием по мере взросления ребенка и оказания на него определенного воспитательного воздействия.
  3. Воспитание является трехаспектным процессом: оно получается от природы т.е. развиваются те свойства личности, которые заложены природой, социальной сферой т.е. люди учат ребенка использовать свойства своей личности и действовать по определенным правилам, ориентируясь в своей деятельности на собственное развитие и от вещей т.е. получение человеком собственного опыта в процессе жизнедеятельности, который воспитывает и закаляет характер. Такое воспитание предполагает единую направленность воспитательного воздействия природой, социум и опытом, их согласованность и нацеленность на результат.
  4. В основе естественного воспитания лежит свободное воспитание, поскольку право на свободу дается человеку от природы. Воспитание является искусством развития подлинной свободы человека, раскрытие которой зависит только от его усилий.
  5. Противостояние традиционной системе воспитания, подавляющей личность и ее индивидуальность, ограничивающей ее свободу.
  6. Отрицание положительного воздействия социальной системы воспитания. Специально организованное воспитание основывается на угнетении личности.
  7. Косвенное воспитательное воздействие. Руссо утверждал, что эффективность воспитания зависит от степени предоставления ребенку самостоятельности в поиске путей своего развития. Педагогу необходимо, лишь, направлять ребенка, делая это так, чтобы он этого не заметил. Так, ребенок научится выбирать верные направления действий, принимать решения. Естественно, что они будут приняты под присмотром и направлением взрослого, но ребенок не зная этого, утвердиться в собственной значимости, своих возможностях.
  8. Исключение использования принуждения в воспитании. Нельзя заставлять ребенка делать что-либо, принуждать его, манипулировать его сознанием. Он должен иметь свободу выбора и действий. Возможно только направление его действий и контроль.
«Принцип природосообразности в работах Ж.Ж. Руссо» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Возрастная периодизация развития Ж.Ж. Руссо

Каждый воспитанник, по мнению Руссо, проходит четыре этапа в своем развитии:

  1. С появления на свет до двухлетнего возраста. В этот период происходит физическое развитие ребенка и необходимо акцентировать воспитательный процесс именно на нем. Физическое воспитание закаляет организм и дает ему силы для дальнейшего развития.
  2. С двух до двенадцати лет. Ребенок находится на этапе неосознанного развития. В этот возрастной период, он оказывается неспособным к построению логических цепочек событий, поскольку его логическое мышление еще недостаточно развито. Дети не умеют рассуждать, выдвигать гипотезы, формулировать выводы и умозаключения. Поэтому, развитие ребенка ориентировано на сбор сил для последующего раскрытия своего личностного потенциала. Акцент в воспитании делается на формировании внешних свойств личности. познание ребенка сводится к самостоятельному процессу ознакомления с объектами и процессами окружающего мира, испытания их свойств, взвешиванию, измерению. Причем, это должно быть реализовано по инициативе ребенка.
  3. С двенадцати до пятнадцати лет развитие ребенка находится в фазе умственного становления. Поэтому, ориентация воспитания сводится к интеллектуальному развитию организма, раскрытию интеллектуального потенциала и удовлетворению умственных потребностей ребенка.
  4. С пятнадцати лет и до совершеннолетия – сложный период подросткового развития. Ребенок ищет себя, испытывает бурю эмоций и страстей, желаний и потребностей. Именно в этом возрасте, необходимо воспитывать нравственные свойства личности. Формирование нравственных ориентаций деятельности отвечает потребностям личности в данный возрастной период. От нравственных свойств, сформированных в данный временной период, зависит полноценное, всестороннее, гармоничное развитие личности.

Ж.Ж. Руссо стремился сопоставить законы природного развития ребенка с воспитательными мероприятиями. Причем, он даже не пытался отделить воспитание от биологического развития ребенка, делая этот процесс идентичным. Многие законы природного развития человеческого организма были неверно им трактованы, а потому его периодизация не является актуальной и эффективной для использования в воспитательном процессе.

Замечание 1

Главная идея Руссо сводится к необходимости создания таких условий воспитания, обучения и развития ребенка, которые позволяют учитывать индивидуальные особенности организма и свойств личности каждого ребенка, его способности и мотивы деятельности.

Дата последнего обновления статьи: 16.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot