Подвижные игры – это одно из универсальных и доступных средств развития двигательной сферы детей дошкольного возраста.
Подвижные игры направлены не только на физическое, но нравственное, умственное, эстетическое и трудовое воспитание детей.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение развития всех сторон речи, сопровождающееся сложными речевыми расстройствами, при нормальном развитии интеллекта и слуха.
Физиологические и психологические особенности детей дошкольного возраста с ОНР
Дети с ОНР имеют следующие психологические и физиологические особенности развития:
- Недостаток базового слухового восприятия.
- Недостаточность некоторых видов восприятия (слуховое, зрительное и пространственное чаще всего).
- Зрительные представления не дифференцированы и бедны.
- Низкая слуховая память, а также продуктивность запоминания.
- Недостаточная устойчивость, быстрая истощаемость, низкая распределяемость и переключаемость внимания.
- Речевая деятельность характеризуется недостаточной самоорганизацией.
- Общая ослабленность.
- Медленное развитие локомоторных функций, что проявляется плохой координацией, низкой скоростью и ловкостью движений.
- Слабая, либо недоразвитая мелкая моторика.
- Недоразвитие коммуникативных навыков и умения.
- Высокая тревожность, низкая самооценка и нарушение самосознания.
Понятие быстроты и ловкости как физических качеств
Быстрота – это специфическая двигательная способность к совершению движений высокой скорости, выполнение которых осуществляется без внешнего сопротивления, путем сложной координации мышц.
Физиологический механизм быстроты – это многофункциональное свойство ЦНС, определяющееся скоростными характеристиками нервных процессов.
Быстрота характеризуется рядом способностей:
- Быстрыми двигательными реакциями.
- Скоростью одного движения (без отягощения внешним сопротивлением).
- Частотой движений (темпом).
Критерии упражнений, используемых для развития быстроты (скоростных способностей):
- Выполнение упражнений с максимальной скоростью.
- Упражнение необходимо освоить так хорошо, чтобы не отвлекаться на его алгоритм, а все внимание должно быть направлено на скорость выполнения.
- В процессе выполнения упражнения скорость всегда должна быть на одном уровне, не допускать её снижения.
Ловкость – это совокупность координационных способностей и способности выполнения двигательных действий с нужной амплитудой движения.
Для развития ловкости необходимо:
- Использование упражнений, при выполнении которых происходит постоянная смена структуры действий.
- Упражнения необходимо изменять, либо вносить изменения, сохраняя элемент новизны.
- Выполнение заданий и двигательных действий в незнакомой ситуации.
Особенности использование подвижных игр в развитии быстроты и ловкости у детей с ОНР
Подвижная игра – это мощный инструмент для проведения коррекционной и воспитательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Возможности подвижной игры как средства развития быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР:
- Развитие коммуникативных навыков и социализация ребенка. Для развития физических способностей (ловкости и быстроты), в первую очередь необходимо мотивировать ребенка на выполнение действий. Если ребенок чувствует себя комфортно в коллективе, то работа будет осуществляться эффективнее. Ни что так не может заинтересовать ребенка и объединить детский коллектив как интересная подвижная игра.
- Развитие двигательных способностей (произвольность движений, ловкость, быстрота, выносливость и т.д.). В процессе игры детям приходится выполнять ряд заданий, согласно правилам игры («замри», «беги», «прыгай на одной ноге», «бросай мяч» и т.д.), при выполнении которых у него происходит развитие всего комплекса двигательных способностей, в том числе быстроты и ловкости. В процессе игры дети не испытывают стресса, особенно если убрать соревновательный момент и играть ради удовольствия. Ведь игра является естественным состоянием ребенка дошкольного возраста. Физическое развитие и развитие двигательных способностей в подвижной игре происходит незаметно. Особенно если ребенок запомнил правила и сосредоточен только на выполнении игровых действий.
- Коррекция тревожности, страхов и нервного напряжения. При развитии двигательных способностей детей с ОНР немаловажным является комфортное психическое состояние ребенка, так как ряд действий предполагает совершать действия, которые могут вызвать у ребенка страх, тревогу, нервное напряжения (например, страх темноты, одиночества, громких звуков и т.п.). В процессе подвижной игры ребенок увлекается ею и не акцентирует внимание на своих страхах и тревогах. Так, игра «Прятки» может помочь ребенку «победить» страх темноты и одиночества.
В подвижных играх, в отличие от специальных физических упражнения, ребенок не отвлекается на свои страхи и тревоги, а занят выполнением необходимых двигательных действий.
Таким образом, можно отметить существенное преимущество подвижной игры в развитии быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Игра в отличие от специальных физических упражнений, направленных на развитие двигательных способностей увлекательна и интересна для ребенка дошкольного возраста. Подвижная игра позволяет решить не только задачи физического воспитания (развитие двигательных способностей), но и предоставляет возможности для решения психических проблем детей с ОНР.