Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

План по самообразованию педагогов и учащихся

Определение 1

План по самообразованию – это документ, в котором отражается методическая деятельность на ближайшую перспективу.

Как правило, план по самообразованию охватывает временной период, равный одному учебному году. Его составление необходимо для последовательной организации деятельности педагогов и учащихся, их планомерного развития и совершенствования в конкретной области деятельности. Для педагога это его профессиональная деятельность, организация обучения и воспитания конкретной возрастной группы учащихся, а для учащегося это могут быть разные аспекты учебной работы, совершенствование знаний и навыков по конкретному научному направлению.

Правила составления плана по самообразованию

Самообразование основывается на стратегии деятельности, т.е. в основе планирования лежит определенная цель, которая определяет направления самообразования.

При составлении плана по самообразованию необходимо опираться на следующие правила:

  1. Актуальность выбранной темы деятельности. Важно, обосновать актуальность выбранной темы, ее целесообразность и практическую значимость для конкретного педагога, учебного заведения или отдельного учащегося;
  2. Тема, выбранная для самообразования должна отвечать целевому назначению современного образования и конкретного его уровня;
  3. Освещение итогов предварительной работы по исследуемой теме. Рассмотрение той или иной темы субъектами планирования сопровождается какими-то выводами т.е. уже имеются какие-то гипотезы и предварительный план деятельности, маршрут исследования и т.д.;
  4. Указание программ и методик, на которые опирается выбранная тема;
  5. Планирование диагностической деятельности;
  6. Описание в плане собственных методических разработок, собственных исследований, умозаключений, аналитических выводов;
  7. Проведение аналитической работы. В любом плане необходимо провести исследование конкретного направления педагогической деятельности, проанализировать динамику ее развития в краткосрочной, среднесрочной или долгосрочной перспективе;
  8. Отражение перспектив дальнейшей педагогической или учебной деятельности в плане;
  9. Составление плана начинается с мотивации, т.е. необходимо определить для чего необходимо изучение конкретных научных областей и быть заинтересованным в данном процессе;
  10. Составление списка источников самообразования. Субъект самообразования должен иметь в своем арсенале разнообразные средства, которые помогут в достижении поставленной цели самообразования. Хорошо составить их список – для наглядности;
  11. Определение критериев, по которым оцениваются результаты самообразования. Данные критерии зависят от конкретного направления деятельности и целевого назначения обучения;
  12. Распределение временных ресурсов. Это необходимо для того, чтобы выделить достаточное количество времени на самообразование. Например, можно уделять самообразованию ежедневно несколько часов или выбрать определенные дни недели для самообразования.
«План по самообразованию педагогов и учащихся» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
Замечание 1

Все эти правила необходимо учитывать при планировании. Они помогут сделать процесс самообразования целеориентированным и продуктивным.

Структура плана по самообразованию

План по самообразованию педагогов и учащихся носит индивидуальный характер, т.е. каждый план является оригинальным и непохожим на другие. Это обусловлено разностью целей самообразования, потенциальных возможностей субъектов планирования и направлений их учебной деятельности.

При этом составление плана по самообразованию требует опоры на определенную структуру плана. План по самообразованию включает в себя следующие разделы:

  1. Тема самообразования. Она отражает направления деятельности конкретного педагога и учащегося. К примеру, педагог начальной школы имеет свой комплекс тем по самообразованию, отражающих повышение им уровня своего профессионального мастерства, а педагог информатики может выбрать тему по самообразованию, отражающую повышение его информационной компетентности и т.д.
  2. Целевое назначение самообразования. Здесь утверждается цель самообразования и ее актуальность. Цель должна быть связана с темой самообразования и отражать стратегию самообразовательной работы.
  3. Задачи самообразования. Они включают комплекс действий, которые требуется выполнить или проблемы, требующие решения для достижения, поставленной цели самообразования.
  4. Совокупность вопросов по самообразованию. Они включают в себя вопросы, которые ставит субъект планирования и предполагает найти на них ответы в ходе своего обучения.
  5. Планируемый и прогнозируемый результат самообразования. он связан с отражением тех итогов, достижений, методических разработок, выполненных в ходе самостоятельного обучения. Например, педагог может планировать повысить качество своей работы, поднять уровень развития учащихся на новую ступень, а учащийся может планировать поступить в высшее учебное заведение на желаемую специальность или выполнить научную работу и т.д.
  6. Выбор формы отчетности. Требуется выбрать в какой форме будет представлена информация о проделанной работе и ее итогах. Это может быть научная статья, выступление на конференции, написание методических рекомендаций и др.
  7. Выбор формы самообразования. процесс самообразования может носить индивидуальный характер, а также, обучение может происходить в малых группах или в коллек4тиве других учащихся, желающих достичь идентичных целей и задач самообразования.
  8. Определение этапов работы по самообразованию. Каждый педагог или учащийся планирует свое самообразование на основе распределения своей деятельности на отдельные стадии работы. Как правило, самообразование начинается с диагностики т.е. изучения проблемы и вариантов ее решения, продолжается прогнозированием работы – выбор темы, определение ее целевого назначения, выбор средств достижения цели и прогнозирование итогов самообразования. далее, выполняется непосредственная работа по самообразованию. Она может быть разделена на несколько этапов, в зависимости от темы и направления деятельности. Затем, происходит подведение итогов деятельности и их использование в реальной педагогической практике.
Дата последнего обновления статьи: 11.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot