Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Оценка качества организации воспитательной работы в школе

Основы оценки качества воспитательной деятельности школы

Определение 1

Качество воспитательной работы – это показатель достижения целей и задач воспитательной работы на конкретном уровне и этапе образования.

Воспитательная работа лежит в основе полноценного развития подрастающего поколения. Она является важным и неотъемлемым компонентом педагогического процесса. Потому, качеству воспитательной работы учебного заведения уделяется особое внимание.

Качество воспитательной работы школы оценивается по следующим направлениям:

  1. Качество воспитания отдельного учащегося, т.е. его личностные качества, владение культурой общения и социального поведения.
  2. Качество организации педагогом воспитательной работы. Здесь, оценивается уровень профессионализма педагога в части воспитательной деятельности, его умения организовать воспитательный процесс, придать воспитательную направленность разным видам деятельности.
  3. Качество условий реализации воспитательной деятельности. Имеется в виду наличие оптимальных условий в школе, направленных на продуктивную воспитательную работу, повышение уровня воспитанности учащихся. Такими условиями выступает ресурсное снабжение, организованная работа педагогов школы, их продуктивное взаимодействие друг с другом в вопросах воспитания учащихся, организация внеклассной воспитательной работы и организация взаимодействия с родителями учащихся.

Организация оценочной деятельности, направленной на определение качества воспитательного процесса и качества развития учащихся школы имеет следующие особенности:

  1. Рассмотрение личностных качеств учащихся не только как результатов воспитательной работы школы, но и как итогов его развития в семье, влияния окружения, биологических и психофизических факторов. На воспитание учащегося, формирование его личностных качеств, влияет не только школа;
  2. Любые итоги воспитательной работы носят незавершенный характер. Это означает, что личностное развитие учащегося продолжается и по завершению определенного этапа обучения, воспитательная работа педагога может быть усовершенствована и переведена на новый уровень, а условия воспитательной работы могут быть изменены, скорректированы. Потому, итоги воспитательной работы всегда рассматриваются в качестве промежуточных;
  3. Любые итоги воспитательной деятельности носят неполный характер;
  4. Гуманистический характер воспитательной деятельности требует исследовать ее итоги в динамике.
«Оценка качества организации воспитательной работы в школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Все эти особенности определяют разработку специальных показателей оценки качества воспитательной деятельности школы и специальных методов реализации оценочной деятельности.

Показатели качества воспитательной деятельности школы

Воспитательная деятельность школы оценивается в опоре на следующие показатели:

  1. Личностный рост школьников. Проводится оценка, имеющихся у учащихся навыков социальной деятельности и социального взаимодействия, их отношения к культуре и ценностям и наличие опыта социального взаимодействия, его продуктивности. Для оценки используются методы наблюдения, бесед и опросов.
  2. Реализация воспитательного потенциала учебной и внеурочной деятельности школы. Здесь, оценивается уровень организаторских навыков педагогов, их умения ставить адекватные цели воспитания, выбирать актуальное содержание разных видов деятельности и ориентировать его на решение целей и задач воспитания.
  3. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями учащихся. Оценивается организация педагогом сопровождения воспитательной работы родителей, повышения их педагогической компетентности, умения выбирать адекватные формы и методы сотрудничества с родителями, привлекать их к воспитательной работе и ориентировать на реализацию единой направленности воспитательного воздействия в школе и семье.
  4. Снабжение школы необходимыми ресурсами для реализации целенаправленной воспитательной работы. Оценивается наличие нормативного обеспечения работы школы и ее воспитательной деятельности, его адекватность, материально-техническое снабжение и обеспечение инновационными технологиями.
  5. Система работы по повышению уровня профессионализма и квалификации педагогов. Производится оценка работы школы по повышению квалификации педагогов в области воспитательной работы и используемых стимулов для реализации ими продуктивной воспитательной работы.
  6. Организация различных мероприятий воспитательного характера в учебном заведении. Оценивается проведение школой разнообразных мероприятий, участие в городских и районных мероприятиях: городские субботники, экологическая деятельность, волонтерская деятельность и др. Также, оценивается наличие у школы различных традиций и обычаев и следование им. Они могут касаться проведения внутришкольных мероприятий, празднование праздников и иную деятельность.

Следует отметить, что оценка качества воспитательной работы школы не является оценкой уровня развития конкретного учащегося или педагога. Она является показателем уровня развития учебного заведения в целом и отражает умения продуктивной организации образовательной деятельности. Оценка проводится внутри школы т.е. реализуется педагогическим коллективом. Для этого применяются различные методы диагностики. Оценка необходима для того, чтобы выявить проблемные моменты организации воспитательной работы школы, повысить уровень развития педагогов и учащихся и скорректировать их взаимодействие.

Условия реализации продуктивной оценки качества воспитательной работы школы

Чтобы оценить качество воспитательной работы школы, требуется применение специального инструментария и выбор адекватных критериев оценки. Зачастую, возникают проблемы с выбором этих критериев, их анализом и подведением итогов оценочной деятельности.

Условиями продуктивной оценки воспитательной работы школы являются:

  1. Уход от сравнения деятельности отдельных педагогов, отдельных школ.
  2. Принятие проблем, выявленных в ходе оценки и ориентация деятельности на их устранение.
  3. Уход от количественной оценки. Качество воспитания нецелесообразно оценивать количеством воспитательных мероприятий в школе, числом кружков, количеством ресурсных компонентов и т.д. Количество не отражает качество.
  4. Исключение оценки планов воспитательной деятельности. Планы не отражают ее реальные результаты.
  5. Исключение оценки воспитательной работы по достижениям учащихся. Имеется ввиду полученные грамоты, призовые места в общественной деятельности.
  6. Уход от опоры на оценку только уровня воспитанности учащихся или ее постановку на приоритетную позицию.
Дата последнего обновления статьи: 07.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot