Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Моделирование как метод педагогических исследований

Организация моделирования образовательных процессов

Определение 1

Моделирование – это отражение свойств исследуемого объекта с помощью научных понятий и предметно-имитирующих конструкций.

Модель объекта позволяет получить новые сведения, новые данные об изучаемом объекте. Моделирование выступает способом познания, посредством которого изучаются разные объекты и процессы.

Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Моделирование активно используется в качестве метода исследования педагогической действительности, образовательного процесса, его разных сторон и процессов.

Использование моделирования в качестве метода исследования опирается на приемы аналогии познания т.е. создается объект со сходными параметрами реального объекта и проводится его исследование по определенным правилам. Таким образом, исследуется не сам образовательный процесс, объект, а его аналог, созданная модель с признаками, приближенными к реальным.

Выступая методом педагогических исследований, моделирование имеет два приложения:

  1. Инструмент познания, которым должны владеть учащиеся. В этом случае, моделирование направлено на развитие научного типа мышления, навыков оперирования теоретическими понятиями.
  2. Одно из составных компонентов учебных действий, являющихся составным элементом учебной деятельности.

Модель образовательного процесса предполагает:

  • Создание образа, аналогии образовательного процесса, с отражением его значимых свойств;
  • Создание в модели образовательного процесса его гипотетического описания, что дает возможности предвидения новых свойств объектов;
  • Предоставление абстрактной характеристики, изучаемого объекта;
  • Отражение существенных, значимых свойств объектов;
  • Формализацию образовательного процесса и его отдельных объектов;
  • Внесение компонентов фантазии, творческого видения исследуемого объекта;
  • Отражение видения исследователя сущностных характеристик образовательной деятельности.
«Моделирование как метод педагогических исследований» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Модель образовательного процесса является средством решения, поставленной в исследовании задачи. Она позволяет получить целостное представление об образовательном процессе и полноценную картину образовательной работы, рассмотреть ее с разных сторон.

Модель является динамическим процессом. Она может развиваться по мере развития научных знаний и совершения выводов по ходу исследования, а может и умирать т.е. приходить в негодность из-за несоответствия ее характеристик развитию реального образовательного процесса. В этом случае ее необходимо заменить на новую модель.

Модель образовательного процесса включает в себя следующие компоненты, отражающие структуру образовательного процесса:

  • Целевой компонент.
  • Содержательный компонент.
  • Организационный компонент.
  • Аналитический компонент.
  • Результативный компонент.

Моделирование позволяет объединить эмпирическое и теоретическое знание в проведенном исследовании. Однако, модель не может дать больше сведений об исследуемом педагогическом процессе, образовательной деятельности, чем в нее заложено на этапе ее формирования. Расширение данных требует преобразование модели, перевод ее на уровень динамического развития.

Алгоритм моделирования при исследовании педагогических процессов

Педагогическое моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Педагогическое моделирование. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Использование моделирования в качестве метода педагогического исследования реализуется по следующему алгоритму:

  1. Определение целевого назначения исследования педагогического процесса, объекта или явления с выбором сущностных его свойств и параметров.
  2. Создание моделей – их разных вариантов, с наделением их необходимыми свойствами.
  3. Выражение вариантов моделей в виде абстрагированных образов математической или графической формы.
  4. Проведение мониторинга выбранной модели, оценки ее свойств и выявление на ее основе свойств и признаков, которые не были ранее предвидены и предположены.
  5. Корректировка модели на основании ее мониторинга или отказ от нее и создание новой модели.

В ходе моделирования происходит сопоставление теоретических идей, гипотез исследования с экспериментальными данными, которые позволяют подтвердить их или отвергнуть.

Условия построения модели педагогической деятельности

Создание модели педагогической деятельности предполагает соблюдение ряда условий ее продуктивности. К ним относятся:

  1. Обеспечение работы модели в соответствии с реальным объектом. Она должна демонстрировать его поведение или отдельные аспекты, отражать выполнение той же функциональной роли;
  2. На основе исследования модели должны быть получены новые знания, новые теоретические данные, открыты новые свойства, признаки, параметры оригинала. Иначе, моделирование не имеет смысла;
  3. Указание существенных признаков объекта, чьи свойства отражает модель. Она должна соответствовать, полноценно отражать сущностные характеристики реального объекта;
  4. Использование системы видовых моделей. Это условие не является обязательным, но позволяет полноценно исследовать объекты и процессы, рассмотреть их с разных сторон. Создается несколько моделей, отражающих структуру изучаемого объекта, его функции, назначение, использование в разных направлениях. Это позволяет раскрыть причинно-следственные связи исследуемого объекта;
  5. Модель не может быть полностью тождественна оригиналу. Да, она отражает его сущностные характеристики, но не является его клоном. Это позволяет дополнить модель иными свойствами и исследовать их актуальность, возможности практического применения. Таим образом, происходит жертвование полноты знаний для постижения сущности;
  6. Избегание чрезмерного абстрагирования при построении модели. Это необходимо для сохранение сути объекта и сущностных параметров исследования.

В ходе педагогического исследования могут строиться модели, опережающие исследование, а могут те, которые отражают его итоги т.е. дающие теоретические предположения, гипотезы исследования.

Модели позволяют увидеть все внутренние связи и зависимости, изучаемого педагогического процесса, отразить его сильные и слабые стороны. Это позволяет принимать управленческие решения, разрешать разнообразные образовательные задачи.

Дата последнего обновления статьи: 13.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot