Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика развития словаря детей дошкольного возраста

Необходимость развития словаря у детей дошкольного возраста

Определение 1

Активный словарь – это совокупность слов, которые ребенок может без затруднений применять в собственной речи, и которые он понимает в речи другого человека.

Определение 2

Пассивный словарь – это совокупность слов, которые ребенок понимает в речи другого человека, но при этом не употребляет в своей.

Именно активный словарь определяет уровень развития ребенка, богатство и культуру его речи. В активный словарь ребенка дошкольника входят слова из общеупотребительной лексики, а также ряда специфических слов повседневного употребления.

Пассивный словарь по своему содержанию превосходит активный, так как в него входят слова, значение которых ребенок не знает. То есть он просто их слышал и запомнил. Вспоминает он их только в тот момент, когда слышит от другого человека. Зачастую обогащение активного словаря осуществляется посредством перевода слов из пассивного словаря.

Замечание 1

Одной из основных задач, стоящих перед педагогами и родителями детей дошкольного возраста, является развитие речи ребенка и ее обогащение.

Принципы развития словаря детей дошкольного возраста:

  1. Работа над словарем осуществляется в процессе ознакомления ребенка с окружающим миром, на основании активной познавательной деятельности.
  2. Одновременное развитие словаря и умственных способностей, психических процессов, воспитание чувства слова.
  3. Решение задач по развитию словаря в единстве и в установленной последовательности.

Организуя работу по развитию словаря у детей дошкольного возраста необходимо помнить, что на первом месте стоит положение «о слове как важнейшей языковой единице». Ребенок должен понимать и осознавать, что именно слово и работа над ним являются главным в системе работы по развитию речи.

«Методика развития словаря детей дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Реализуя программу по развитию словаря у детей дошкольного возраста, педагог организует систему, которая включает в себя следующие разновидности занятий:

  1. Занятия, которые предусматривают развитие словаря в процессе ознакомления с окружающими предметами и явлениями, познанием окружающей действительности.
  2. Занятия, в которых развитие словаря основано на углублении и расширении имеющихся у детей знаний и умений.
  3. Занятия, в которых словарная работа построена на решении задач в процессе обобщения и формирования основных понятий.

Приемы словарной работы

Методика развития словаря детей дошкольного возраста, предусматривает использование разнообразных приемов, каждый из которых направлен на оказание детям помощи в выделении нужного слова в речи, понимании его значение и места употребления в собственной разговорной речи. В рамках одного метода может быть использовано одновременно несколько приемов.

Основные приемы развития словаря детей дошкольного возраста:

  • Называние слова воспитателем – используется в качестве образца произношения нового или трудного слова. Задача воспитателя заключается в том, чтобы произнести слово четко и понятно для всех воспитанников.
  • Показ объекта – используется в том случае, когда новое слово сложно для понимания лишь одним объяснением. Например, объясняя слово «духовка» воспитатель может использовать игрушечную плиту или картинку.
  • Толкование – используется при ознакомлении детей с иностранным словом или мало знакомым. Например, аквариум – это стеклянный ящик, в котором живут рыбки.
  • Включение слов в предложение – применяется в том случае, если понимание нового слова будет лучше в рамках конкретного контекста.
  • Повторение – используется для лучшего запоминания слова. Повторение должно быть неоднократным как во время учебного занятия, так и в течение дня.
  • Объяснение этимологии слова – применяется в старших группах, используется для усиления объяснения, развития любознательности и чуткости к языку.
  • Вопрос – прием, используемый для активизации словаря, подразумевает обращение воспитателя к детям, при этом задаваемый вопрос может быть как прямым, так и подсказывающим.
Замечание 2

Все приемы, могут быть использованы как по отдельности, так и в совокупности в рамках определенного метода. Кроме того, приемы могут применяться при проведении дидактических игры и занятий по ознакомлению с окружающим миром. Необходимо только учитывать их доступность детям.

Проведение словарной работы в разных видах деятельности детей

Развитие словаря у детей дошкольного возраста осуществляется не только в рамках специально организованных занятий, но в иных видах деятельности.

Виды деятельности:

  1. Бытовая деятельность (прием пищи, самообслуживание и пр.) – в процессе деятельности направленной на самого себя, у ребенка дошкольного возраста развиваются не только навыки самообслуживания, но и активизируется словарь, ребенок усваивает новые слова, понимает их значение и применяет в собственной разговорной речи.
  2. Трудовая деятельность. Особенно эффективна в развитии словаря коллективная трудовая деятельность, в процессе которой дети взаимодействуют друг с другом. Общаясь между собой во время труда дети, расширяют свой словарный запас, посредством приобретения новых слов и закрепления их в памяти.
  3. Игровая деятельность. Игра занимает особое место в жизни ребенка дошкольного возраста, именно поэтому их использование в речевом развитии позволяет добиться высоких результатов. В процессе игры дети учатся общаться между собой, учатся договариваться и действовать сообща.

Кроме организованной и самостоятельной деятельности, развитие словаря осуществляется в процессе нравственного воспитания. Обогащение словаря детей происходит в процессе ознакомления с искусством. Просмотр телевизионных передач, кинофильмов чрезвычайно расширяет кругозор детей, делает понятными новые для них слова благодаря сочетанию зрительных и слуховых восприятий.

Активизации словаря, особенно образного, способствуют игры-драматизации, показ кукольного и настольного театров, участие детей в утренниках, детских концертах.

Таким образом, словарная работа в детском саду осуществляется с помощью разнообразных средств воздействия на детей.

Дата последнего обновления статьи: 19.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot