Особенности формирования знаний дошкольников о животном мире
Знания о животных входят в систему экологического образования дошкольников. Эти знания позволяют детям получить представление о животном мире, различиях диких животных и домашних, понять важность сохранения разнообразия животного мира.
Развитие интереса к животному миру, проявление любви и заботы к ним, способствует развитию экологической культуры дошкольника, формированию правильного отношения к природной среде и ее обитателям.
Знания, складывающиеся у дошкольников о животном мире, имеют свои особенности формирования и развития:
- Знания формируются разрозненно. Дошкольник усваивает, что представляет собой то или иное животное, формирует представление об общих параметрах его строения, знает какие-то конкретные черты данного животного или вкусы, особенности поведения.
- Представления о животных носят обобщенный характер. Дошкольники усваивают название животных и могут определить среди различных объектов, какое именно животное соответствует конкретному названию.
- Наблюдения за животным миром – основа формирования представлений дошкольников о его устройстве.
- Общие представления о животном мире складываются в практической деятельности ребенка. Он учится сравнивать объекты окружающего мира между собой, находить общие черты, признаки, позволяющие отнести данный объект к конкретной группе.
- Преобладание наглядно-образного мышления дошкольника приводит к тому, что ребенок усваивает поведенческие признаки животного на основе их реального визуального восприятия т.е. если ребенок видит, что собака принюхивается ко всему, кошка может лазить по деревьям и т.д., то у него в сознании закладывается образ этого действия. Именно он становится основой отличия данного животного от остальных и иных объектов окружающего мира.
- Отсутствие навыков установления причинно-следственных связей в животном мире.
- Слабая концентрация внимания. В этой связи длительные наблюдения за животным миром исключаются.
- Внимание детей привлекают яркие, наиболее заметные признаки животного, даже если они не имеют сущностного характера.
- Сложность освоения некоторых понятий: земноводные, насекомые, пресноводные и т. д. Дошкольники проще усваивают такие понятия, как: рыбы, звери, птицы.
Направления работы по ознакомлению дошкольников с животным миром
Знакомство дошкольников с разнообразием животного мира реализуется по трем направлениям:
- Знакомство с внешним видом животного, его отличительными признаками, особенностями поведения. Ребенок познает строение тела животного, отличительные признаки частей его тела, звуками, которые издает животное и движениями и т.д.
- Познание среды обитания животного и ее особенностей. Здесь рассматриваются условия проживания животного, предпочтения в питании, способы приспособления к различным условиям окружающей среды.
- Рассмотрение пользы, которую данный живой организма приносит человеку. Польза может носить разный характер: борьба с вредными насекомыми и животными(ловля мышей и крыс, жуков), использование в качестве продуктов питания (курица, корова), достижение экологического баланса и др.
Вообще, вся информация о животном мире, с которой знакомится дошкольник, делится на двух группы:
- Общие сведения о мире животных. Ребенок знакомится с многообразием представителей этого мира, их особенными признаками, способами жизнедеятельности.
- Сведения о формах взаимодействия между социальным миром и животным. Дети постигают сущность взаимоотношений, складывающихся между человеком и животными: дикими и домашними. Происходит понимание отличий этих отношений, выявляется способы осуществления ухода за различными животными, выявляется их опасность и польза для человека, способы оказания помощи и защиты диким и домашним животным, особенности содержания домашних животных, условиями, которые им необходимо создать.
Чтобы у детей сложилось полноценное представление о животном мире и его связи с миром людей, необходимо достичь осознанного понимания ребенком, что животное, как и человек, является живым существом, которое имеет потребность в пище, в сне, в воздухе и питье, в движении.
Игровая деятельность как основа методики формирования знаний дошкольников о животном мире
Поскольку, ведущей деятельность дошкольника является игра, то знания о животном мире формируются именно в игровой форме построения учебных занятий. В форме игре происходит формирование экологической культуры дошкольника, складываются его представления о мире флоры и фауны, об их особенностях и законах функционирования, связи животного мира с социальным миром. Таким образом, знания ребенка о животном мире постепенно приобретают системный и упорядоченный характер.
Основными играми, используемыми для развития представлений ребенка о животном мире, являются:
- Предметные игры. Они связаны с использованием объектов природы в игровой деятельности. В игру могут быть включены листья, камни, перья животных, веточки деревьев и т.д. Их использование помогает уточнить свойства различных природных объектов, устройство среды обитания животных.
- Настольные игры. Такие игры связаны с использованием изображений животных в картинках. Например, лото или домино. Эти игры способствуют систематизации знаний дошкольника об устройстве животного мира и его многообразии. Ребенок видит множество разных животных, обитателей различных частей света и природных условий. Настольные игры имеют развивающий характер, поскольку они активизируют логическое мышление и формируют способность применения, имеющихся знаний в новой ситуации.
- Словесные игры. Они реализуются в устной форме и позволяют закрепить и систематизировать знания ребенка о животном мире. Игры организуются в виде задавания педагогом вопросов о животном мире, на которые детям нужно отвечать. Например, Какие животные обитают в водоемах? Кто очень быстро бегает? Кто умеет плавать? Кто является хищником, а кто травоядным?
- Дидактические игры. Данные игры используются в комплексе с методами наблюдения за животным миром. Они ориентированы на закрепление знаний, которые были открыты при наблюдении.
Рисунок 1. Дидактическая игра "Дикие и домашние животные". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Рисунок 2. Дидактическая игра "Взрослые животные и их детеныши". Автор24 — интернет-биржа студенческих работ