Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Математические экскурсии как средство развития познавательного интереса младших школьников

Особенности познавательного интереса в младшем школьном возрасте

Интерес в научно-методической литературе рассматривается в следующих трактовках:

  • в качестве эмоционально-познавательного отношения между субъектом и объектом, когда активная роль отведена субъекту познания;
  • как специфическая направленность личности;
  • как избирательная направленность внимания индивида;
  • как активатор разнообразных чувств;
  • как специфическое отношение индивида к объекту, которое вызвано сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.

На основании данных трактовок интереса, можно сделать вывод, что интерес является важным личностным качеством, формирующимся в социуме, и особо формой проявления познавательной потребности.

Важная составляющая общего феномена интереса – познавательный интерес. Талызиной Н.Ф. было дано следующее его определение.

Определение 1

Познавательный интерес – это особая избирательная деятельность личности, направленная на познание, в той или иной предметной областью знаний.

Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда учебная деятельность – основная деятельность младших школьников.

Роль экскурсий в развитии познавательного интереса

Минаевой В. М. было дано следующее определение.

Определение 2

Экскурсия – это форма организации учебно-воспитательной деятельности, позволяющая провести наблюдение, непосредственно изучить различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, что способствует развитию познавательной активности младшего школьника.

На уроках-экскурсиях создаются все условия, чтобы укреплять все виды здоровья (психологическое, духовное и физическое) детей. Также они проходят в безоценочной обстановке, и дети имеют возможность свободно общаться со своими одноклассниками, выражать познавательный интерес и развивать его.

«Математические экскурсии как средство развития познавательного интереса младших школьников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Экскурсии могут быть проведены как во время урока, так и вне классной аудитории. Экскурсионное занятие документируется в соответствии с учебной программой или программой внеурочной деятельности.

Смолеусова Т.В. выделила следующие основные этапы организации экскурсий:

  • доэкскурсионная подготовка – педагогу нужно определить тему, цель, задачи, планируемые результаты; подобрать место проведения и конкретные объекты изучения; посетить самостоятельно место проведения экскурсии и обеспечить безопасность школьников;
  • проведение экскурсии – учитель должен напомнить цель экскурсии и место ее проведения, охарактеризовать ее структуру; сообщить правила безопасного поведения на местности; вывести класс к месту наблюдения;
  • обработка экскурсионного материала – педагогу нужно разъяснить детям, как использовать полученные на экскурсии знания и опыт в дальнейшей работе.

Математические экскурсии помогают:

  • расширять мышление;
  • развивать внимательность и память;
  • усовершенствовать ориентацию в явлениях и окружающей реальности;
  • получать новые математические знания, в том числе из программного материала;
  • осмысливать и усваивать учебный материал;
  • углублять и поддерживать познавательный интерес, развивать учебную мотивацию.

Экскурсионный материал должен быть доступен для детей, вызывать у них интерес к самой математике, а не просто к героям сказок, которые пришли к ним на урок. Математические экскурсии – эффективное средство достижения целей нового, современного образования. Данная форма работы позволяет активизировать познавательную деятельность учеников и помогает им в адаптации к стремительно изменяющимся условиям жизни.

Экскурсия в качестве формы проведения урока направлена на поддержание здоровой любознательности и жажды учения у всех школьников, так как она призвана создать условия, необходимые для получения нового личного опыте. Личный опыт каждого человека – самоценный и заслуживает доверия, так как он выступает как единственный критерий оценки жизненных событий.

Учебные экскурсии в образовательных учреждениях являются не просто формой отдыха, их содержание и целенаправленность строго регламентируются учебной программой предмета. В связи с этим, по содержанию учебные экскурсии подразделяют на тематические и комплексные.

Тематические экскурсии проводят для изучения какой-то определенной темы или раздела предмета.

Комплексные экскурсии в рамках одного предмета могут проводиться по нескольким темам или разделам.

В зависимости от учебных целей выделяют предварительные, текущие и заключительные экскурсии.

  1. Предварительные экскурсии полезны для возбуждения интереса к изучению определенного раздела или темы предмета. Их цель – дать общее представление о том или ином объекте, особенности которого изучают на занятиях. Обычно предварительные экскурсии начинают с введения в новый раздел предмета или в новый для учеников предмет.
  2. Текущие экскурсии проводят одновременно с изучением на уроках программных разделов, чтобы конкретизировать отдельные вопросы и более основательно их рассмотреть.
  3. Заключительные экскурсии проводят в конце изучаемого раздела или темы. Данные экскурсии обычно крайне продуктивны с точки зрения педагогики: ученики уже обладают определенным запасом знаний, которые дети получили на уроках, а экскурсии углубляют и конкретизируют эти знания, обогащая новыми фактами и расширяя кругозор детей. Иными словами, идет закрепление знаний, успешное завершение изучения раздела или темы, обеспечивается связь содержания и реальной действительности.
Дата последнего обновления статьи: 04.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot