Формирование готовности к школе у детей с ОНР III уровня
Общее недоразвитие речи III уровня – это умеренные отклонения в процессе формирования разных сторон речи, затрагивающие, преимущественно, сложные лексические и грамматические единицы. При нем наблюдается наличие развернутой фразы, но речь таких детей аграмматична, их звукопроизношение плохо дифференцировано, а фонематические процессы отстают от нормального развития.
Интерес к вопросу о готовности старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня обучаться грамоте обусловлен постоянным возрастанием роли чтения и письма в современных условиях в качестве деятельности, обеспечивающей общеобразовательную подготовку человека, стимулирующей развитие сферы интеллектуальной деятельности, организующей поведение, совершенствующей личность.
Дети с ОНР относятся к группе риска по возможности возникновения у них нарушений письма и чтения, которые проявляются не только нарушениями письменной и устной речи, но и слабостью развития высших психических функций, нарушениями развития зрительно-моторной координации, пространственных представлений, мелкой моторики и чувства ритма.
К необходимым условиям формирования готовности обучаться грамоте у старших дошкольников с ОНР III уровня относят:
- учет структуры речевых нарушений;
- индивидуальные особенности старшего дошкольника;
- проведение занятий в соответствии с планом, составленным учителем-логопедом;
- участие в коррекционной работе педагогов и родителей.
Для детей с ОНР наиболее предпочтителен звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, так как он позволяет наиболее полно отразить закономерности фонетической системы русского языка.
Чтобы провести обследование степени готовности ребенка к обучению грамоте, можно использовать следующие методики:
- исследование ритма Дубровиной Т.И.;
- исследование кинетической основы движений руки по тесту Н.И. Озерецкого;
- исследование пространственных представлений на листе бумаги по методике С.О. Филлиповой;
- дифференциация звуков на слух по методике М.Н. Ильиной;
- исследование графических навыков по методике Н.В. Нижегородцевой.
Для каждой методики разработаны шкальные оценки, соответствующие возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста. Каждая методика содержит следующие составляющие:
- название методики;
- автор методики или ее модификации;
- назначение методики;
- оборудование, необходимое для проведения исследования по методике;
- инструкция для обследуемых;
- процедура обследования, его продолжительность и формат проведения;
- процесс обработки результатов обследования;
- шкальная оценка полученного результата;
- возрастные нормы;
- интерпретация полученных результатов.
При использовании каждой конкретной методики нужно внимательно отнестись к нескольким общим моментам:
- степень понимания инструкции ребенком, то есть то, как ребенок воспринимает инструкцию, понимает ее, делает ли попытки понять;
- характер деятельности во время выполнения задания – степень устойчивости интереса;
- реакция ребенка на результат – фиксирование отношения к работе, реакция на похвалу или неодобрение.
Все это помогает подходить к результатам обследования неформально, позволяет анализировать деятельность ребенка, раскрывая ее особенности.
В результате выявляют специфические особенности формирования готовности к обучению грамоте, например, недостаток в развитии пространственных представлений, чувства ритма, графических навыков, недостаточно развита координация движений руки и плечевого пояса, а также фонематического слуха.
Цель коррекционной работы – повысить состояние готовности к обучению грамоте старших дошкольников с ОНР III уровня, посредством специально подобранных методик, которые используются в систематических коррекционных занятиях.
Формирование фонематического слуха и восприятия
Методика Лалаевой Р.И., Ермолаевой Н.К. по формированию фонематического слуха и восприятия предполагает следующие шаги:
- уточнение артикуляции звука при опоре на зрительное, слуховое и тактильное восприятие и кинестетические ощущения;
- выделение звуков на фоне слога;
- формирования навыка определения наличия звуков с слоге;
- определение места звука в предложенном слове;
- выделение слова с заданным звуком из целого предложения.
Формирование зрительно-пространственной ориентировки
Формированию зрительно-пространственной ориентировки осуществляется при опоре на закономерности формирования пространственных представлений в онтогенезе. Отправная точка – восприятия ребенком схемы собственного тела. В динамических паузах и режимных моментах, подвижных играх и на занятиях для этого можно использовать разнообразные упражнения. Например, просить детей показать какой рукой они держат ложку или раскрашивают картинку, показать правое/левое ухо, глаз и пр. Сложнее объяснить детям пространственное расположение предметов относительно своего положения. Для этого моно попросить их посадить бабочку на цветок слева/справа от себя и пр.
Формирование мелкой моторики и координации движений пальцев рук (методика Аммосова Н.А., Дьяченко М.М.)
Во время обучения детей самомассажу используют массажные движения по ладоням, кистям и предплечьям обеих рук, такие как поглаживания, растирания, легкое надавливание кончиками пальцев при массировании, легкие пощипывания, похлопывания, сгибание и разгибание пальцев. Все массажные движения необходимо выполнять в направлении к лимфатическим узлам: от кончиков пальцев к запястьям, от кисти к локтю. После каждого упражнения нужно делать расслабляющее поглаживание или встряхивать руки. Широко используют массажные шарики су-джок.
Формирование графических навыков (методика Османова Г.А.)
Во время подготовки руки к письму следует обращать внимание на правильность положения тетради и карандаша во время выполнения дошкольниками графических работ. Детям предлагают раскрасить разнообразные изображения, не выходя за намеченный контур рисунка, обвести разные изображения, используя трафареты, шаблоны, заштриховать рисунок в разных направлениях. Это помогает дошкольникам научиться выдерживать направление линии письма.
Степень успешности формирования готовности к обучению грамоте старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зависит преимущественно от качества выполнения предложенных детям упражнений, от степени участия родителей и педагогов в коррекционно-логопедической деятельности.