Игра как коллективный труд и творческий процесс
Игра – это вид деятельности непродуктивного характера, основанный на воплощении социального опыта деятельности, посредством которого реализуется формирование самоконтроля и самоуправления поведением.
Игра является видом деятельности, через который реализуется обучение и воспитание, социальное становление и развитие подрастающего поколения.
В игре, дети неосознанно, бездумно копируют действительность и познают ее.
Рассмотрение игры, в качестве формы коллективной трудовой деятельности, а также творческого процесса присутствует в трудах А.С. Макаренко.
Педагогическая система Макаренко основана на коллективной деятельности, коллективном труде и коллективном взаимодействии. Макаренко выдвигает идею о том, что коллектив является живым организмом, оказывающим непосредственное воздействие на состояние и развитие каждого его члена.
Игра, по мнению Макаренко, является важным средством личностного развития. При этом игре придается коллективный характер. Жизнь коллектива принизывается трудовой и игровой деятельностями, которые оказывают решающее воздействие на формирование личности.
Итак, игра, согласно педагогическим воззрениям Макаренко:
- Тесно связана с трудом и способствует воспитанию гражданина общества.
- Сходна по своим признакам с работой, с трудовой деятельностью. Если она реализуется хорошо, то это приводит к положительным результатам – личностное развитие, активизация творческого потенциала ребенка. Если же игра реализуется плохо, то это отрицательно сказывается на личностном развитии воспитанников.
- Должна опираться на приложение усилий и активную деятельность каждого ее участника.
- Проходит несколько стадий своего развития, каждая из которых требует определенной методической основы ее реализации в качестве воспитательного средства. Игра первоначально носит индивидуальный характер, затем она переходит в стадию игры в группе, а позже, приобретает коллективный характер.
- Развивается во взаимосвязи с трудовой деятельностью, а, следовательно, игры детей должны наполняться трудовым содержанием и проводится контроль за поглощением игры всей духовной жизни ребенка т.е. предотвращать это поглощение и акцентировать внимание на формировании трудовых навыков.
- Дает незаметный воспитательный эффект. В игре удается оказать воспитательное воздействие на воспитанников незаметно. Они его попросту не чувствуют и не осознают, что в ходе игры они чему-то научились, сформировали трудовые навыки и усвоили нравственные ориентиры деятельности.
- Требует уделения особого внимания руководству данным процессом. Грамотное руководство позволяет достичь поставленных воспитательных целей и задач, сформировать полноценного гражданина общества.
- Хороша тогда, когда она сочетает трудовое усилие и мыслительную активную работу.
- Требует сочетания в игровом процессе трех типов игрушек: механических или готовых к использованию, полуготовых, т.е. требующих приложения усилий, творческой мысли для их создания, а также материалов, из которых формируются новые игрушки на основании воображения, активизации фантазии и творческой направленности деятельности детей.
Игра как целенаправленный процесс творческого развития подрастающего поколения
Рассмотрение игры в качестве целенаправленной воспитательной деятельности, ориентированной на творческое развитие личности воспитанника, проводилось Н.К. Крупской. В своих исследованиях она говорила о том, что игра является насущной потребностью ребенка, удовлетворение которой помогает ему не только познакомиться с окружающим миром, познать основы его функционирования, но и сформировать активную жизненную позицию, развить свои творческие навыки.
Насущная потребность в игровой деятельности вызвана желанием ребенка познавать, постигать устройство окружающего мира, его процессы и явления, а также желанием подражать взрослому, постигать мир взрослых через игру.
Следует, также, отметить, что в трудах Крупской, огромная роль в воспитательной деятельности отводится трудовому воспитанию. При этом, оно связывается с игровым процессом, через который и реализуется.
Основными положениями Крупской об игре, как способе творческого развития подрастающего поколения, являются следующие:
- В игре происходит формирование коллективных начал, формируется чувство коллективизма и социальной причастности. Это положительно сказывается на формирование нравственных основ жизнедеятельности и реализации творческого потенциала личности воспитанника.
- Грамотное руководство игровым процессом – залог его реализации в творческом направлении. Иными словами, детям нельзя давать шаблонные игры, заставлять их действовать строго по правилам. Им должна быть дана свобода для творческого самовыражения.
- Подбору детских игрушек стоит уделить особое внимание в воспитательной работе. Каждая игрушка должна выполнять определенную воспитательную функцию. Важно, чтобы игрушки способствовали развитию самодеятельности детей и активизировали их творческое начало. Актуально и самостоятельное создание игрушек, в которые вкладывается творческий замысел воспитанников, их творческое видение сущности игрушки и ее функциональной роли. Не стоит приобретать дорогие игрушки и боятся, что ребенок их поломает. Он должен иметь возможность полноценного исследования игрушек.
- Организация игрового процесса должна давать детям максимальную самостоятельность в выборе деятельности и, одновременно, приучать к организации своей деятельности, формировать трудовые навыки, воспитывать дисциплину.
- Искусство игры используется для воспитание у детей чувства ответственности, организаторских способностей, навыки действия сообща.
Следует отметить, что принципы воспитания, а также использования игры в воспитательном процессе, ориентированном на личностное развитие подрастающего поколения, сходны в трудах Макаренко и Крупской. При этом, Макаренко был ориентирован именно на развитие личности ребенка, а Крупская стремилась к созданию человека, гражданина социального государства, который будет строить социализм.