Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основы коррекционной педагогики

Значение коррекционной педагогики

Определение 1

Коррекционная педагогика — это одна из областей педагогического знания, предметом которой является своевременное выявление и диагностика, нарушений социально-педагогической адаптации детей, сложностей в их воспитании и обучении, освоении соответствующих возрасту социальных ролей, а также их профилактика и коррекция..

Значимость коррекционной педагогики состоит в том, что она направлена на работу с детьми и подростками, которые испытывают разного рода сложности и затруднения в адаптации, освоении образовательных программ, усвоении норм и правил поведения. Коррекционная педагогика включает в себя различные методы и средства психолого-педагогической помощи в преодолении данных трудностей.

Кроме того, коррекционная педагогика предусматривает проведение разнообразных диагностических исследований, направленных на выявление нарушений в развитии у детей и подростков. Полученные в ходе исследований данные способствуют не только их своевременному устранению, но и развитию новых научных направлений в общей педагогике.

Необходимо также отметить, что современная коррекционная педагогика предусматривает такие направления работы с детьми и подростками как воспитательно-профилактическая и коррекционно-реабилитационная, в то время как ранее ставка была на административно-карательную концепцию, в основе которой была заложена педагогика жесткого перевоспитания ребенка, вне зависимости от его желаний, возможностей и потребностей. Современная коррекционная педагогика, напротив, направлена на личность ребенка, учет его индивидуальных возможностей и потребностей. Построенный таким образом коррекционный процесс является более гуманным и эффективным.

Проблемы, решаемые коррекционной педагогикой

«Основы коррекционной педагогики» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Замечание 1

Одной из основных задач современной коррекционной педагогики является приближение развития проблемных детей и подростков к установленной педагогической норме.

Решая данную задачу, специалисты в области коррекционной педагогики все чаще сталкиваются с такой проблемой как подбор и использование наиболее эффективных методов и средств, способных максимально устранить и уменьшить рассогласование между установленной нормой и имеющимися реальными отклонениями. Проблема заключается в том, что детей с отклонениями в развитии нельзя всех установить в какие-то рамки, несмотря на одинаковые сложности и трудности в развитии, подход к каждому ребенку следует осуществлять индивидуально.

Замечание 2

Таким образом, одной из основных трудностей в коррекционной педагогике является осуществление правильного учета характера и величины несоответствия между отклонениями и нормой, последующий подбор эффективных методов и средств работы.

Проблемой соотношения установленной «нормы» и имеющейся «девиацией» в настоящее время занимаются не только отечественные, но и зарубежные ученые. Их труды направлены не только на установление понятие «норма», но и на разработку инновационных методов и средств по установлению и последующему исправлению «девиации».

Определение 2

Норма – это совокупность требований и правил, которые вырабатываются в каждом реально функционирующем обществе и играют роль одного из важнейших средств регуляции поведения членов данного общества, характера их взаимодействия, общения и взаимоотношений.

Общепризнанными нормами развития личности являются:

  • способность к самоотдаче и децентрализации;
  • творческое целеустремление к жизнедеятельности;
  • стремление к позитивной свободе и волепроявлению;
  • умение самостоятельно проектировать собственное будущее;
  • владение навыками самовоспитания и самообучения;
  • внутренняя ответственность перед собой и другими;
  • обретение собственного смысла к жизни.

Для того, чтобы выявить «девиации», их уровень и глубину, а также для того, чтобы организовать эффективную коррекционную работы с детьми, необходимо предварительно провести диагностические методики. На основании полученных в ходе диагностики результатов, осуществляется сопоставление отклонений от нормы.

При диагностике отклонений, в первую очередь необходимо учитывать следующее:

  • возраст и половую принадлежность ребенка;
  • длительность течения выявляемых отклонений;
  • обстоятельства, при которых были установлены первые признаки отклонений;
  • зависимости дифференциации нормы и выявленных отклонений, от окружающих ребенка социальных и культурных условий;
  • частота и тяжесть проявляемых симптомов, которые сопровождают отклонение;
  • сравнение выявленных отклонений с характерными личностными чертами ребенка.

Таким образом, одной из основных проблем коррекционной педагогики является решение вопроса об отклонениях в развитии и поведении ребенка, их сближение с установленной нормой в процессе организованной коррекционной работе.

Фундаментальные положения коррекционной педагогики

Коррекционная педагогика базируется на следующих фундаментальных положениях:

  1. Позитивное влияние на процесс развития ребенка необходимо осуществлять через управление его ведущей деятельностью, а именно через воздействие на деятельность по воспитанию и развитию детей (в основе положения лежит теория деятельности А.Н. Леонтьева).
  2. Коррекционная работа по развитию ребенка должна опираться на социальную ситуацию в обществе, учитывать потребности социума в новых членах и какими личностными качествами они должны обладать (положение опирается на теорию социальной ситуации развития Л.С. Выготского).
  3. Организованная коррекционная работа с детьми, должна учитывать особенности психологических контактов между людьми, общепризнанных в современном обществе (положение опирается на теорию психологических контактов между индивидами С.Л. Рубинштейна).
  4. Включение в коррекционный процесс не только самого ребенка, но и его ближайшего окружения (положение основано на теоретической концепции В.Н. Мясищева).
  5. Использование в коррекционной работе с детьми потенциала разных видов игр и игровой деятельности (положение основано на теории Д.Б. Эльконина).
Дата последнего обновления статьи: 02.12.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot