Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Классификация методов обучения по источнику знаний

Определение 1

Методы обучения – это приемы организации педагогической деятельности и построения взаимоотношений между педагогом и учащимися, ориентированные на достижение целей и задач образования.

Методы обучения отражают деятельность, носящую упорядоченный характер. Они являются многогранным и многомерным явлением. Они состоят из объективных и субъективных составных элементов. Объективные элементы являются постоянными и не меняются в зависимости от сферы применения и направления действий педагога. Иными словами, эта часть присутствует в каждом методе обучения. Субъективная часть, напротив, является переменным компонентом и зависит от личности конкретного педагога или учащегося, направления деятельности, условиями прохождения учебно-воспитательного процесса.

Методов обучения имеется огромное множество. Они могут быть разделены на группы по самым разнообразным параметрам.

Замечание 1

Наиболее распространенной и давно существующей является классификация методов обучения по источнику знаний. Она характеризуется традиционными чертами и включает в себя три основных источника: наглядность, слово и практическое действие. На современном этапе общественного развития, к ним добавили еще два источника – книгу и компьютерные технологии.

В результате, данная классификация включает пять основных групп методов:

  1. Практические методы.
  2. Наглядные методы.
  3. Словесные методы.
  4. Работа с книжными пособиями.
  5. Видео методы.

Практические методы обучения

К данной группе относятся методы, которые составляют практическое направление деятельности учащихся. Их применение ориентировано на развитие практических умений, навыков и способностей и их реализацию в реальной деятельности.

«Классификация методов обучения по источнику знаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Основными практическими методами являются:

  • Упражнения – выполнение разнообразных умственных действий и практических действий, манипуляций для усвоения какого-то навыка, развитие определенной способности;
  • Тренировка – выполнение системы упражнений, которые ориентированы на формирование у учащихся различных навыков, их закрепление и совершенствование. Тренировка предполагает постоянное развитие тех навыков, которыми обладает учащийся, чтобы повысить их качество и улучшить результаты их применения;
  • Лабораторные работы – проведение опытов и экспериментов в лабораторных условиях с соответствующим оборудованием. Они необходимы для того, чтобы закрепить какой-то навык, доказать его верность и эффективность;
  • Поручение – предоставление учащемуся определенного задания, предполагающего совершения значимого, общественно-продуктивного, полезного дела, за выполнение которого он полностью несет ответственность. Это помогает сформировать конкретные деятельностные навыки, развить чувство долга и ответственности.

Наглядные методы обучения

Данные методы основаны на применении в качестве источников знаний наглядных пособий на бумажных носителях, реальных предметов и объектов, технических средств, моделей, приборов, разнородного оборудования.

К данной группе относятся следующие методы:

  • Иллюстрация – усвоение образа исследуемого объекта, процесса или явления на основе рассмотрения его представления в схематичной форме, построения модели, макета, написания картины, кадров из фильмов;
  • Наблюдение – реальное отслеживание объекта исследования, путем его восприятия органами чувств, на основе организации экскурсий, прогулок, посещения культурных объектов, самостоятельного наблюдения учащимися;
  • Демонстрация – основан на визуальном показе учащимся приборов, технических установок, проведения опытов;
  • Показ – основан на формировании визуального образца, исследуемого объекта, в сознании учащегося.
Замечание 2

Как правило, наглядные методы обучения не могут применяться отдельно от словесных. Они должны быть прокомментированы и пояснены педагогом.

Словесные методы обучения

Такие методы основаны на использовании слова педагога для пояснения учебного материала. Учащиеся воспринимают учебные данные на слух, запоминают информацию, сохраняют ее в сознании, осмысливают, осознают и воспроизводят.

Основными методами данной группы являются:

  • Рассказ – устное изложение учебного материала, носящее повествовательный характер, не предполагающий включение в него третьих лиц, например, вопросов учащихся, ответов на них. Рассказ может быть применен на разных этапах прохождения учебного занятия: в качестве вступления к уроку, изложения содержания темы урока, заключительного пояснения;
  • Беседа – построение диалога с учащимися на определенную тематику. Педагог подготавливает, проектирует беседу, составляя вопросы, которые провоцируют учащихся к познанию, пониманию фактов, разъяснению понятий, закономерностей функционирования каких-то процессов и явлений;
  • Лекция – изложение учебного материала, которое проходит в непрерывной форме и требует конспектирования учащимися или устного запоминания, при их возможностях. По объему, лекционные материалы являются достаточно обширными, наделенными логическими конструкциями, образами, системой доказательств. Лекция охватывает учебное занятие целиком, не предполагая внесения в нее практических упражнений, проведение бесед;
  • Объяснение – изложение учебной информации на основе применения пояснительных данных, позволяющих объяснить учащимся новые понятия, законы, разъяснить характер деятельности, каких-то процессов, явлений.

Методы работы с книжными пособиями

Данные методы предполагают развитие самостоятельных навыков познавательной работы учащихся. Первоначально, дети обучаются работе с книжной литературой на учебных занятиях, под контролем педагога. Затем они уже осваивают эти навыки и могут работать самостоятельно.

К таким методам относятся следующие:

  • Чтение – устное восприятие информации, за счет построения образов и представлений в сознании;
  • Конспектирование – краткое изложение прочитанной информации, путем ее записи на бумажном носителе;
  • Составление плана по тексту – разбиение текста на части, придание каждой части названия и сущностного значения;
  • Составление тезисов – запись основных мыслей текста;
  • Цитирование – дословный перенос какой-то части текста в устной форме или его запись на бумажном носителе.

Видео методы

Методы этой группы основываются на использовании современных компьютерных технологий. Они включают в себя составные компоненты наглядных, практических и словесных методов обучения. Такие методы предполагаю использование интерактивных досок для наглядного представления информации, компьютерных программ для выполнения упражнений, прохождения контрольных проверок, просмотра видео файлов, слайдов, дистанционное обучение.

Дата последнего обновления статьи: 30.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot