Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Кейс-стади в коррекционной педагогике

Сущность кейс-технологии в образовательном процессе

Определение 1

Кейс-стади – это конкретные учебные ситуации, которые создаются для их реализации на учебных занятиях.

Учебные ситуации носят запутанный характер. Они требуют от учащихся активизации логики и нестандартного подхода к их решению. Они ориентированы на развитие навыков командной работы, проведения аналитических исследований и развитие умений принимать решения в той или иной нестандартной ситуации.

Сущность данной образовательной технологии сводится к тому, что педагогом предлагаются различные ситуации, происходящие в реальной жизни, в какой-то ее сфере. Ситуации задаются таким образом, чтобы учащимся была понятна проблема, которую они должны разрешить, а также система знаний, которую они должны усвоить по ходу разрешения данной проблемы.

Проблема, заложенная в учебной ситуации, не имеет однозначного способа решения. Решение должно быть найдено учащимися. Для этого они применяют знания, имеющиеся у них по данной учебной дисциплине, или опыт схожей деятельности.

Применение кейс-технологии в образовательном процессе обладает следующими преимуществами:

  1. Развитие навыков применения теоретических знаний на практике.
  2. Активизация самостоятельного мышления учащихся.
  3. Формирование навыков аргументации своей точки зрения.
  4. Формирование навыков восприятия и оценка чужой точки зрения.
  5. Развитие аналитических навыков.
  6. Формирование навыков поиска решения различных проблем и задач.
  7. Активизация творческого потенциала учащегося и педагога.
  8. Эффективный метод коррекционного обучения.

Идеальный кейс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Идеальный кейс. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

«Кейс-стади в коррекционной педагогике» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Структура кейс-технологии в работе с детьми с особыми образовательными потребностями

Использование кейс-технологии в организации учебного занятия с детьми, имеющими особые образовательные потребности, ориентировано на социальное развитие ребенка с отклонениями в развитии.

Кейс-технология, в данном случае, является определенной жизненной ситуацией, которая представляется максимально наглядно и детально. Данная ситуация помогает учащемуся познать жизнь, изучить ее отдельные аспекты, рассмотреть способы решения проблем, возникающих в ходе социального взаимодействия.

Благодаря разбору и анализу жизненных ситуаций, учащиеся приобретают опыт оптимальной и продуктивной социальной деятельности и повышают свою социальную компетентность.

Кейс-технологии могут быть применены на разных стадиях обучения и на разных дисциплинах. Они могут быть ориентированы на решение логопедических задач или коррекцию психофизиологического развития организма ребенка с особенностями развития.

Кейс, применяемый в коррекционном обучении, состоит из следующих компонентов:

  1. Фабула. Она является жизненной ситуацией, которая подлежит разбору и анализу. Фабула является фактическим повествованием, отражением событий, случаев, действий, их последовательности и особенностей прохождения, специфических характеристик. Фабула имеет определенный сюжет. События развиваются по конкретным закономерностям и имеют определенную динамику.
  2. Контекст ситуации. Любая ситуация имеет контекст своего развития: условия прохождения, исторический аспект, специфика действий, особенности участников ситуации, совершаемые ими действия.
  3. Комментарий к ситуации. Чтобы учащимися ситуация была адекватно воспринята, понятна и доступна, автор может как-то е прокомментировать. Комментарий содержит какие-то детали ситуации, отражает особые условия ее развития, итоги.
  4. Вопросы и задания для работы с кейсом. К ситуации задаются наводящие, вопросы, помогающие учащимся ее проанализировать и сделать определенные выводы, найти решение проблемы. По всей ситуации разрабатывается комплекс вопросов, требующих ответов учащихся и создаются задания, которые требуют активизации мышления и логики, творческого подхода к делу.

Положительные и отрицательные стороны применения кейс-технологии в коррекционной педагогике

Применение кейс-технологии в коррекционном обучении имеет ряд недостатков. К ним относятся:

  1. Невозможно применять данную технологию ко всем ситуациям. У ситуации не должно быть единственно верного варианта решения. Иначе, учащиеся не будут развиваться в творческом плане и решение проблемной ситуации не принесет должно образовательного эффекта;
  2. Ограниченность информационных ресурсов. По исследуемой проблеме дается только та информация, которая необходима для решения проблемы;
  3. Опора на знания, которые уже имеются у учащихся. Это не дает возможности использовать кейс-технологию на этапах начального обучения и при изучении новой темы.

Наличие недостатков обуславливает и наличие положительных моментов в применении данной технологии. К ним относятся:

  1. Предоставление учащимся всего объема материала по исследуемой теме;
  2. Отрабатывается только тот материал, который уже был изучен учащимися;
  3. Пропуск уроков не является преградой для познания. Учащийся может рассмотреть те вопросы, которые он пропустил и освоить их самостоятельно;
  4. Самостоятельное планирование временного интервала на отработку конкретной темы;
  5. Кейс, собранный к концу учебного года, четверти может быть использован для подготовки к промежуточной или итоговой аттестации;
  6. Открытость информации для учащихся о проделанной самостоятельной работе и итогах обучения. Учащиеся могут видеть результаты своего труда и динамику своего развития.

Чтобы кейс-технология давала положительные эффекты в коррекционном обучении, требуется выбирать такие ситуации, которые иллюстрируют аспекты реальной жизни. Это упрощает их восприятие и понимание учащимися.

Учебная ситуация должна обязательно ориентироваться на развитие дискуссии т.е. учащиеся должны стремится к ее обсуждению для нахождения верного решения. Это не только развивает мышление детей с особенностями развития, но и формирует их коммуникативные навыки.

Дата последнего обновления статьи: 11.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot