Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование метода моделирования при изучении русского языка в начальной школе

Определение понятия и основные черты метода моделирования

Определение 1

Моделирование – это специальное действие, реализуемое посредством системы операций, благодаря которому педагог имеет возможность эффективно решать практические учебные задачи.

Использование моделирования на уроках русского языка является достаточно спорным вопросом, так как его эффективность недостаточно изучена и доказана.

Теория моделирования впервые была описана в трудах Д.Б. Давыдова и З.Д. Гольдина, как средство интенсивного и всестороннего развития личности ребенка. В рамках данной концепции основной задачей моделирования является не совершенствование процесса усвоения знаний, а организация самостоятельной деятельности учащихся по освоению способов получения необходимой учебной информации. Кроме того, посредством моделирования дети младшего школьного возраста учатся анализировать и обобщать учебный материал.

Современное учебное моделирование, используемое педагогами общеобразовательных школ в рамках воспитательно-образовательного процесса, опираются на принципы и закономерности, разработанные П.Я. Гальпериным, в соответствии с которыми осуществляется поэтапное формирование учебной деятельности учащихся.

Замечание 1

Моделирование на уроках русского языка в начальной школе направлено на создание полной ориентировочной основы действий, включающих в себя последовательные этапы, выполняя которые учащиеся осваивают определенные знания и умения.

Еще одной неотъемлемой частью технологии моделирования, используемой на уроках русского языка в младших классах, является концепция В. В. Давыдова, согласно которой в процессе решения учебных задач у детей задействуются следующие типы мышления:

  • рассудочно-эмпирическое мышление;
  • разумно-теоретическое мышление;

В соответствии с концепцией В. В. Давыдова, выполнение системы учебных действий в рамках моделирования, направлено на то, чтобы помочь учащимся выяснить источники происхождения знаний и умений, освоить их и научиться применять на практике.

«Использование метода моделирования при изучении русского языка в начальной школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика учебной модели, используемой на уроках русского языка в начальной школе

Применение метода моделирования при изучении русского языка в начальной школе подразумевает использование учебной модели, которая помогает педагогу учить, а учащемуся учиться. При этом учебная модель выступает в качестве компонента, позволяющего избежать механического запоминания учебной информации, учит детей не просто усваивать учебный материал, но и мысленно его анализировать и активизировать в дальнейшей практической деятельности.

Необходимо отличать учебную модель от схемы. Учебная модель представляет собой определенную форму наглядности, систему, обобщенное представление об изучаемом объекте. В отличие от схемы модель может трансформироваться и преобразовываться. Схема же, является наглядным пособием к устному объяснению педагога.

Таким образом, учебное моделирование на уроке русского языка в начальной школе представляет собой компонент содержательного анализа изучаемого объекта.

Одним из основных достоинств использования учебного моделирования на уроках русского языка в младших классах является то, что моделирование позволяет детям избежать механического заучивания учебного материала. С помощью моделирования педагог активизирует мыслительную деятельность учащихся, что способствует осмыслению изучаемой информации и ее эффективному усвоению.

Моделирование позволяет педагогу начальных классов представить учащимся информацию посредством схематического изображения, в виде системы знаков и объектов. Такое изображение учебного материала наделяет его определенной эвристической силой, способствующей изложению учебной информации постепенно от «простого к сложному», от «невидимого к ощутимому», от «знакомого к незнакомому» и т.д. В связи с чем, использовать моделирование можно на всех этапах научного познания.

Основные черты учебного моделирования, используемого на уроках русского языка в начальных классах:

  1. Поддержание высокого уровня познавательного интереса учащихся на протяжении всего учебного процесса.
  2. Активизация самостоятельной умственной активности учащихся.
  3. Экономия и целесообразность использования учебного времени.
  4. Применение разнообразных методов, средств и приемов обучения, как по отдельности, так и в комплексе.
  5. Формирование и развитие различных качеств личности учащихся.
  6. Установление положительного уровня межличностного взаимодействия педагога и учащихся.

Принципы и основные цели использования моделирования на уроках русского языка в начальной школе

Основные аспекты использования метода моделирования на уроках русского языка в начальной школе:

  1. Моделирование выступает в роли того содержания, которое должно быть усвоение учащимися в результате реализуемого обучения.
  2. Моделирование выступает в качестве того учебного средства и действия, без которого невозможно осуществить полноценное обучение.

Структура метода моделирования:

  1. Предварительный анализ учебного материала.
  2. Перевод текста в знаково-символический язык, то есть преобразование в учебную модель.
  3. Работа учащихся с полученной учебной моделью. Перевод модели в текст.
  4. Соотнесение полученных учащимися результатов преобразования модели с исходным текстом.

Принцип построения учебных моделей:

  • Принцип адекватности – используемые педагогом знаково-символические средства должны быть понятны детям и удобны для работы.
  • Принцип автономности – разные смысловые единицы изображаются разными знаками, одинаковые – одинаковыми знаково-символическими средствами.
  • Принцип обобщенности – при построении системы необходимо исходить от условного изображения элементов и отношений между ними.
  • Принцип изоморфизма – при переводе текста в модель необходимо сохранять однозначность соответствия элементами объектов и их изображениями в модели и между отношениями объектов в тексте и их изображениями в модели.
  • Принцип структурности - выделенные части объекта (явления, процесса) после представления их на знаково-символическом языке должны по возможности образовывать законченную структуру.
Дата последнего обновления статьи: 28.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot