Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Интерактивные технологии в образовательном процессе

Понятие и значение интерактивных технологий в образовательном процессе

Определение 1

Технология – систематизированная деятельность педагога и учащихся в рамках образовательного процесса, основанная на конкретной идее и в соответствии с принципами организации обучения.

В настоящее время наибольшей популярностью пользуются те технологии, которые позволяют педагогу создавать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные.

Определение 2

Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям.

Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником.

В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между педагогом и учащихся, представленных в виде учебных ситуаций и игр, направленных на обеспечение педагогически эффективного и познавательного общения.

Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов:

  • принцип взаимодействия;
  • принцип активности учащихся;
  • принцип обратной связи;
  • принцип опоры на групповой педагогический опыт.

Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.

Замечание 1

Одной из ведущих форм учебной работы является групповая или работа в малых формах. Работа в группе способствует эффективному обсуждению учебного вопроса или ситуации, обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Каждый ученик принимает участие в работе, вносит свой вклад, что позволяет ему чувствовать свою востребованность и включенность.

«Интерактивные технологии в образовательном процессе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика основных интерактивных форм

Выделяют следующие формы интерактивных технологий в образовательном процессе:

  1. Работа в парах. Организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме урока для других групп, а также совместные ответы на вопросы педагога.
  2. Работа в малых группах – организуется в тех случаях, когда необходимо решить сложные научные проблемы (ситуации) используя совместные усилия.
  3. Сменные (ротационные тройки) – группы учащихся из трех человек, при этом состав группы меняется при каждом новом задании.
  4. Мозговой штурм – учащимся задается вопрос или же перед ними ставится конкретная учебная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачное.
  5. Аквариум – обыгрывание ситуации. Часть учащихся обыгрывают конкретную ситуацию, часть стоят вокруг, образуя круг («аквариум») и анализируют ситуацию. Остальные ученики совместно с педагогом выступают в роли зрителей.
  6. Дерево решений – учащихся делят на несколько групп, задается вопрос, каждая группа его обсуждает и записывает свои ответы на ватмане – «дереве». После того как все ответы будут написаны группы обмениваются ватманами и учащиеся дописывают на деревьях свои идеи и мысли.
  7. Ролевые игры – проводятся в форме деловых игр, в рамках которых учащиеся имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли.
  8. Дебаты – проводятся с целью того, чтобы каждый мог высказаться по поводу решаемого вопроса. Главным условием является то, что все высказывания должны быть обоснованными и аргументированы.
  9. Броуновское движение – учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска и сбора необходимой информации по заданной педагогом теме.
  10. «Микрофон» - каждому учащемуся предоставляется возможность высказаться по поводу решаемой проблему (вопросу, ситуации). Участники только высказывают свою мысль, без обсуждения или комментариев.
  11. Метод – тренинг – предусматривает совместный поиск решения проблемы, когда учащиеся садятся кругом и обсуждают ее, высказывая свои идеи и мысли.
  12. Метод проектов – направлен на расширение способностей работать с поставленной задачей самостоятельно, то есть, учитывая актуальность проблемы находить и обрабатывать информацию. Данный метод направлен на расширение познавательных и творческих навыков учащихся.
Замечание 2

Таким образом, интерактивные технологии в образовательном процессе направлены на решение одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Алгоритм проведения «интерактивных» занятий (занятий с применением интерактивных технологий)

Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологий предусматривает следующий алгоритм:

  1. Вступительная часть («погружение в тему») – педагог знакомит детей с темой учебного занятия, указывает на ее значимость и актуальность, объясняет правила и этапы работы.
  2. Основная часть – деление учащихся на группы, постановка учебной задачи или вопроса, непосредственное ее решение, организация интерактивного взаимодействия между ее участниками.
  3. Рефлексия – анализ проведенного занятия, его содержания и общего эмоционального фона.

Эффективность внедрения интерактивной технологии в образовательный процесс зависит от соблюдения ряда условий:

  • Создание благоприятной атмосферы учебного занятия, способствующей эффективному сотрудничеству между учащимися.
  • Организация пространства, способствующего продуктивному взаимодействию между участниками.
  • Применение информационно-коммуникационных средств и других форм наглядности.
  • Наличие совместной деятельности, изготовление совместного продукта.

Таким образом, основной целью интерактивных технологий является установление устойчивой диалоговой связи между участниками обучения.

Дата последнего обновления статьи: 20.05.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot