Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Характеристика устного монологического высказывания учащихся младших классов сельской школы

Определение 1

Монологическое высказывание – это устная речь, развернутое высказывание одного человека.

Как правило, в система образования монологические высказывания соответствуют устным ответам учащихся на учебных занятиях. При этом, они лежат в основе их речевого развития на начальном этапе школьного обучения. Развернутые устные ответы позволяют сформировать связную речь, а, главное, развить навыки самостоятельного высказывания, передачи своих мыслей, чувств, выражения точки зрения по тому или иному вопросу.

Устные ответы на вопросы – единица развития монологической речи.

Вариативность монологических высказываний учащихся начальной школы на учебных занятиях

На уроках начальной школы устные ответы на вопросы имеют свои особенности. Они сопряжены с особенностями развития учащихся, их речевых процессов на данном возрастном этапе развития.

Формирование грамматически правильных устных ответов и их выразительности, особенно актуально, в развитии учащихся сельской школы. Это обусловлено тем, что для детей сельской местности характерно просторечие, а также развитие различных диалектов.

Также, требуется уделить внимание работе над постановкой культурного монологического высказывания, поскольку, детям сельской местности характерно владение грубыми речевыми оборотами и свободное пользование нецензурными высказываниями. Естественно, это не приписывается всем учащимся, но является довольно частым и распространенным явлением.

Устные ответы учащихся на уроках подразделяются на следующие виды:

  1. Ответы, отражающие содержание учебного занятия, конкретного направления исследования: грамматические, лексические, фонетические.
  2. По подготовленности учащимися монологического высказывания, устные ответы бывают: полностью, частично подготовленные или неподготовленные вовсе. Все зависит от этапа учебного занятия, на котором они используются и целей устного высказывания.
  3. В зависимости от источников, на основании которых формируются устные высказывания, они могут опираться на готовый текст, графические, схематические данные т.е. наглядное представление информации, которая преобразуется в словесную форму.
  4. Ответы могут быть краткими и длительными. Здесь играет роль мыслительная работа учащихся: развернутость мысли и умения ее полноценного отражения.
  5. Ответы могут быть повторением готовой текстовой информации, а могут иметь форму самостоятельного высказывания с опорой на свои мысли, желание выразить свое мнение.
«Характеристика устного монологического высказывания учащихся младших классов сельской школы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В задачу педагога входит подготовка учащихся к развернутым устным ответам. При этом уделяется внимание культуре речи учащихся, орфографической грамотности, соблюдению правил языкового произношения т.е. уход от диалектической речи.

Как правило, учащимся предоставляются образцы устных ответов, которым они должны следовать при построении своего высказывания. Образец должен иметь целью структуру, правильное интонационное оформление, быть связным и грамматически верным.

Направления развития монологических высказываний учащихся на учебных занятиях

Монологическая речь учащихся начальной сельской школы формируется на основании комплексного подхода к обучению. Это предполагает развитие разных сторон речи учащихся, коррекцию их произношения, расширение активной лексики, формирование выразительности устного высказывания и отработку грамматически правильной речевой структуры.

При отработке правильного произношения реализуется работа по развитию правильной техники речи, соблюдением орфоэпических норм литературного языка и отработку интонационных навыков.

Основными направлениями развития монологической речи учащихся являются:

  1. Работа со скороговорками. Именно скороговорки позволяют наработать чистоту произношения и акцентировать внимание на интонации: выделение звуков, слов, посредством интонации. Работа со скороговорками предполагает использование разных форм и методов: работа с карточками, поочередное произношение скороговорок учащимися, парная работа, работа в мини – группах на подбор скороговорок, пересказ скороговорок т.е. отражение их суть своими словами и т.д.
  2. Развитие речевой активности учащихся. Требуется сформировать мотивацию школьников к устным высказываниям, а также расширить их лексический запас. Реализуется работа с фразеологизмами, синонимами, антонимами, омонимами.
  3. Проведение парных бесед. В их основе лежит постановка определенной темы, которую учащиеся обсуждают между собой т.е. поочередно выражается мнение каждого учащегося по рассматриваемому вопросу, воспроизводятся его знания. В некоторых случаях, применяется метод смены партнеров, т.е. пары перемешиваются и каждый учащийся общается в течение занятия с несколькими детьми. Это позволяет оценить уровень монологической речи каждого учащегося и дает возможность младшим школьникам оценить своих партнеров по общению т.е. отразить свое мнение по поводу того, чья речь была лучше, чье общение понравилось больше.
  4. Пересказы учащихся. Они применяются для работы с текстами на уроках чтения. Пересказ позволяет каждому учащемуся построить грамматически верное устное высказывание, поскольку имеется образец, наделив его при этом собственным видением ситуации, поведения героев. Пересказы могут строиться на основании индивидуальной работы каждого учащегося, т.е. поочередные пересказы текстов всеми учащимися, а также, коллективного пересказа – каждый учащийся пересказывает какую-то отдельную сцену в связи с пересказами сцен другими учащимися.

Следует отметить, что реализация работы по всем рассмотренным направлениям дает положительные речевые сдвиги. Монологическая речь учащихся сельских школ становится более чистой, правильной, точной и выразительной. Удается устранить речевые диалекты учащихся и обогатить их речь выразительными языковыми средствами.

Кроме того, групповая работа и парное диалоговое взаимодействие учащихся дает им пример правильного и неправильного произношения т.е. они анализируют устные высказывания друг друга и оценивают их с эстетической точки зрения.

Дата последнего обновления статьи: 20.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot