Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Гомоцентрический подход в педагогике

Общая характеристика гомоцентрического подхода в педагогике

Определение 1

Гомоцентрический подход в педагогике – это подход, в основе которого заложена направленность на развитие личности, полное удовлетворение ее внутренних потребностей в саморазвитии, в соответствии с запросами окружающего общества и базовыми социальными запросами.

Основные характеристики гомоцентрического подхода:

  1. Понимание процесса социализации при гомоцентрическом подходе выражается в преобразовании у детей имеющегося жизненного и практического опыта в совместной организованной деятельности со взрослыми и сверстниками.

  2. Понимание процесса воспитания, представлено двумя направлениями:

    • процесс целенаправленного взаимодействия воспитателя и воспитанников, в рамках совместной деятельности, общения и взаимодействия, с целью личностного развития ребенка и управление процессом развития;
    • создание необходимых педагогических условий для всестороннего развития личности ребенка.
  3. По характеру отношений, возникающих между участниками педагогического процесса – выделяют преимущественно «субъектно-субъектные» отношения, «партнерские» отношения и отношения «на равных».

  4. Основной формой взаимодействия участников педагогического процесса являются «сотрудничество и диалог».

  5. Основной способ определения воспитательно-образовательных целей – самостоятельная постановка целей субъектами (участниками) педагогического процесса (педагоги, дети, родители и т.д.).

  6. Ведущие образовательные программы – программы, которые созданы непосредственно участниками педагогического процесса (индивидуальные, адаптированные, многовариантные и т.д.).

  7. Содержание процесса образования – разнообразные точки зрения, взгляды, идеи, полярные установки.

  8. Направления по формированию характера мышления ребенка – многомерность, системность и гибкость мышления каждого воспитанника (учащегося).

  9. Основные подходы к методике воспитания и обучения:

    • создание условий, направленных на предоставление каждому ребенку свободы выбора и самоопределения;
    • возможность добровольно принимать или отказываться от участия в том или ином виде деятельности;
    • организация видов деятельности, направленных на развитие индивидуальности каждого ребенка;
    • интеграция учебной работы и внеучебной деятельности;
    • организация скрытого внутреннего контроля за реализуемым педагогическим процессом;
    • ориентация на процесс развития взаимоотношений между учащимися (воспитанникам), создание непринужденной и психологически комфортной среды.
  10. Отношение к учащемуся (воспитаннику) – ставка на индивидуальные особенности, развитие у детей положительных качеств, ориентация на возможности и потребности каждого ребенка.

  11. Позиция педагога в воспитательно-образовательном процессе – рядовой участник, тьютор, то есть скрытая педагогическая позиция.

  12. Позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе – организатор, созидатель и активный участник.

  13. Стиль управления педагогическим процессом – демократический.

  14. Осуществление оценки эффективности полученных результатов и проделанной педагогической работы:

    • динамика личностного и индивидуального развития детей;
    • динамика сформированности различных компетенций и способов деятельности, их востребованность личностью;
    • оценка, данная непосредственно участниками педагогического процесса.
  15. Типичные результаты педагогического процесса – целенаправленность, ответственность, самостоятельность, инициативность, чувство собственного достоинства и т.д.

Особенности реализации гомоцентрического подхода

Замечание 1

Реализация гомоцентрического подхода в педагогике направлена на обеспечение организации индивидуальной образовательной деятельности каждого ребенка, в соответствии с его интересами и потребностями.

Однако, как показывает педагогическая практика, данный поход не достаточно популярен. В первую очередь это связано с мышлением педагогов, которые более склоняются к социоцентрическому подходу, ориентированному на коллективизм. Это значительно затрудняет процесс индивидуализации воспитания и обучения. Индивидуализация педагогического процесса крайне важна, так как позволяет сформировать один из важнейших аспектов индивидуальной жизненной траектории человека.

Для каждого ребенка, особенно старшего возраста, одной из важнейших жизненных необходимостей является самостоятельное и осознанное движение в сторону получения своего образования. То есть, данное движение предусматривает самостоятельное выстраивание индивидуального пути воспитания, обучения и развития.

«Гомоцентрический подход в педагогике » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Поддержка индивидуализации образования, в рамках гомоцентрического подхода, позволяет ребенку:

  1. Самостоятельно определить и обосновать цель воспитательно-образовательной деятельности.
  2. Выбрать оптимальные пути и средства по достижению поставленных целей.
  3. Определить объем, структуру, глубину, уровень сложности и насыщенности содержания воспитательно-образовательной деятельности, динамику ее развития и временные рамки реализации.
  4. Индивидуально подобрать наиболее приемлемые методы и технологи образования, способы получения необходимой научной и учебной информации.
  5. Дать самостоятельную оценку собственным достижениям, определить пути решения проблем, возникающих в процессе получения ожидаемых результатов.
  6. Получить внешнюю оценку от сверстников и педагогов, собственным достижениям и соотнести ее со своей оценкой.
  7. Самостоятельно поставить и обосновать цели, задачи, форму, объем, содержание и уровень сложности самостоятельной работы.
  8. Самостоятельно выбрать способы по представлению достигнутых образовательных результатов.
  9. Возможность при необходимости обратиться за поддержкой к сверстникам, педагогу или специалисту.
  10. Уметь определить и изменить свою роль или позицию в деятельности на разных ее этапах (меня учат, учусь сам, обучаю других).
Замечание 2

Таким образом, успешность развития ребенка зависит как от внутренней стороны индивидуализации, обусловленной личностно-деятельностными факторами, характером собственной образовательной (учебной и внеурочной) деятельностью, так и от характера внешней стороны индивидуализации.

Дата последнего обновления статьи: 30.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot