Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование трудолюбия и взаимопомощи в процессе организации коллективного труда старших дошкольников

Психолого-педагогические аспекты воспитания трудолюбия у старших дошкольников

Определение 1

Трудолюбие – это черта характера, выраженная положительным отношением индивида у процессу трудовой деятельности, стремлением много и усердно работать, трудиться.

Определение 2

Взаимопомощь – это один из основополагающих факторов эволюции людей и один из главных принципов анархизма.

На всех этапах социального развития, главная забота всех народов – воспитание нового поколения в труде, так как вне труда отсутствует эстетическое, нравственное, физическое, полноценное умственное развитие.

Цель дошкольного воспитания – развить разные качества детей – физические, умственные, нравственные, трудовые и эстетические, чтобы подготовить их к обучению в школе. Эта цель должна реализовываться в соответствии с жизнью и возрастными особенностями психофизиологии детей. В дошкольные годы необходимо начинать формировать у ребенка такие способности и нравственные качества, которые потребуются ему в будущем, как гражданину нашего общества.

Труд всегда представлял и представляет собой один из основных факторов жизнедеятельности людей, источник материального и духовного богатства общества. Результат труда определяется его социально-экономической базой и нравственной атмосферой. Поведение человека определяется деятельностью людей, отношениями, которые складываются между ними, отношением к деятельности. Отношение человека к труду можно определять многими параметрами: активность, добросовестность, старание и пр., которые можно определить одни словом – трудолюбие.

Основываясь на таком подходе, модель трудолюбия в качестве нравственного качества личности можно представить совокупностью компонентов, находящихся в постоянном развитии и взаимодействии:

  • познавательный – наличие знаний, которые относятся к сфере трудовой деятельности, систематическое стремление их совершенствовать;
  • практический – наличие трудовых умений и навыков, определяющих умение трудиться, сознательно ставить и успешно решать трудовые проблемы и задачи;
  • эмоционально-волевой – желание и готовность трудиться, ожидание нового успеха, радость в труде, наслаждение им, желание и умение преодолевать трудности, терпеть усталость ради достижения поставленной цели.
«Формирование трудолюбия и взаимопомощи в процессе организации коллективного труда старших дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Проявление компонентов трудолюбия субъективно для каждого человека, так как характеризует его субъективное расположение к собственной трудовой деятельности.

Воспитание трудолюбия у нового поколения продиктовано объективной необходимостью, определяющейся содержанием этого качества, его значимостью и местом в общей системе нравственных качеств личности. Основной мотив, побуждающий детей к трудовой деятельности – стремление помочь взрослым. Сергеевой Д.В. выделены следующие способы приблизить детей к труду взрослых:

  • наблюдать за трудом;
  • частично помогать взрослым;
  • организовывать совместную деятельность взрослых с детьми.

Сущность коллективного труда старших дошкольников

Определение 3

Коллективный труд – это тип организации трудовой деятельности, при котором дети вместе с трудовыми занятиями решают ряд нравственных задач:

  • договариваются о разделении труда;
  • помогают друг другу;
  • переживают за качество общей, совместной работы.

Воспитатель при этом планирует ситуации, которые будут провоцировать детей устанавливать взаимоотношения, то есть не происходит случайного объединения детей, все они продуманы.

Коллективный труд воспитывает:

  • чувство, что тебе помогут;
  • защищенность;
  • взаимопонимание;
  • формирует положительный эмоциональный настрой.

Коллективный труд позволяет сформировать трудовые навыки и умения у всей группы одновременно. Такая форма труда необходима, чтобы установить в коллективе взаимоотношения, и предполагает формирование умения понимать общую цель трудовой деятельности, договариваться, согласовывать свои действия, планировать работу совместно, помогать товарищу, оценивать его труд, а также воспитывается коллективная ответственность за выполнение задания.

Постепенно, с накоплением детьми опыта участия в трудовой деятельности, и овладением детьми навыками, после усвоения правил организации собственного труда, формирования некоторых начал трудолюбия, педагог переходит к более сложным задачам. Важное значение отведено формированию у детей начал коллективизма, умения совместно трудиться и помогать друг другу, предлагать свою помощь, обращаться за помощью к товарищам, радоваться их успехам и общим результатам труда.

Эти задачи с успехом решает коллективный труд. Чаще всего в детском саду использую два вида коллективного труда:

  • общий труд, предполагающий такую организацию работы детей, при которой, имея общую цель, каждым ребенком выполняется какая-то часть работы самостоятельно;
  • совместный труд предполагает взаимодействие детей, зависимость каждого ребенка от темпа и качества работы других, при единой цели.

Особенности организации общего труда позволяют включать детей в общее дело, формировать у них представления о коллективном характере труда непосредственно на собственном примере. В общем труде создаются благоприятные условия для воспитания в детях ответственности не только за себя, но и за своих товарищей, умение подчинить свои желания желаниям группы.

У старших дошкольников могут использоваться еще более сложные типы организации труда, объединяющие детей непосредственно при осуществлении трудовой деятельности. Особенностью такого объединения детей является наличие в труде последовательных ступеней. Организация труда предполагает учет трудоемкости каждого предлагаемого детям задания, так как отдельные из них требуют больших или меньших затрат труда. Еще одной особенностью совместного труда является неодновременное включение детей в процесс деятельности. Необходимо отметить, что, несмотря на сложность организации, совместная трудовая деятельность детей, способствует формированию в них позитивных взаимоотношений между участниками. В трудовой деятельности неоднократно могут возникать ситуации, требующие совместного решения. В общении друг с другом по вопросам совместной деятельности, дети регулируют свои взаимоотношения, учатся оказанию помощи при затруднениях, делают замечания и дают советы в корректной форме. Совместный труд приучает детей работать сообща, коллективом, совместно отвечая за результат труда.

Дата последнего обновления статьи: 03.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot