Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование словарного запаса прилагательных в процессе развития ассоциативных связей у детей с ОНР

Понятие общего недоразвития речи

Определение 1

Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные сложные расстройства речи, при которых у детей нарушается процесс формирования всех компонентов системы речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.

Речевое недоразвитие в дошкольном возрасте может быть разной степени:

  • полностью отсутствует общеупотребительная речь;
  • частично сформированная речь, то есть дети обладают незначительным словарным запасом и аграмматичной фразовой речью;
  • развернутая речь с элементами недоразвития, которые проявляют себя во всей речевой системе – словаре, грамматике, связной речи и звукопроизношении;
  • лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.

Этиология и патогенез ОНР крайне разнообразны. Его возникновение связывают с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.

Левина Р.Е. в 1969 году разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи, начиная полным отсутствием речевых средств до развернутой формы связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Каждому уровню характерно свое соотношение первичного дефекта со вторичными проявлениями, задерживающими формирование зависящих от него компонентов.

  • первый уровень – активный словарь включает небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний. Дети могут использовать имеющиеся у них языковые средства со многими целями, то есть обозначают ими и предметы, и действия с ними;
  • второй уровень речевого развития предполагает общение через использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначают названия предметов, действий и отдельных признаков. Словарный запас существенно отстает от возрастной нормы;
  • третий уровень речевого развития характеризуется неточным употреблением многих лексических значений при условии наличия относительно развернутой речи. Активный словарь состоит в основном из существительных и глаголов. В речи преобладают простые распространенные предложения, а сложные конструкции практически не употребляются;
  • четвертый уровень речевого развития (выделен в 2001 году) характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
«Формирование словарного запаса прилагательных в процессе развития ассоциативных связей у детей с ОНР» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Развитие словаря прилагательных у детей с ОНР

В старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР недостаточно развит словарь прилагательных. Но не все компоненты словаря прилагательных нарушены одинаково. Так, наименее сформированным является пассивный словарь. В связи с этим, разрабатывая методические рекомендации, необходимо учитывать неравномерность трудностей при овладении словарем прилагательных и выстраивать направления работы, учитывая уровень сформированности данной функции, то есть от наименее сформированной функции – к более сохраненной.

Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:

  • развивать словарь обогащающих слов;
  • обогащать словарь синонимов;
  • обогащать словарь антонимов;
  • развивать активный словарь прилагательных;
  • развивать пассивный словарь прилагательных.

Особенность словарной работы с дошкольниками с ОНР предполагает связь с воспитательно-образовательной работой с детьми. Словарный запас детей обогащается в процессе знакомства с окружающей действительностью. Наиболее эффективными средствами являются следующие:

  • дидактические игры – ставят перед детьми задачи, предполагающие сосредоточенность, внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила и последовательность действий, преодолевать трудности. Помогают развивать у детей ощущения и восприятие, формировать представления и усваивать знания;
  • игры с предметами – дети учатся сравнению, установлению сходства и различия предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач;
  • игры с природным материалом – помогают закрепить знания детей об окружающей природной среде, способствуют формированию мыслительных процессов – анализа, синтеза, классификации, а также воспитывают любовь к природе и бережное отношение к ней. Все это помогает расширить словарь прилагательных, так как дети описывают все многообразие природной среды;
  • настольно-печатные игры – могут быть крайне разнообразными по видам: подбор парных картинок, лото, домино, игры-бродилки и пр. Также у каждой из них есть свои развивающие задачи, решаемые при их использовании;
  • словесные игры – выстроены на словах и действиях детей, принимающих участие в игре. В этих играх дети учатся с опорой на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как эти игры предполагают использование приобретенных ранее знаний в новых связях и в новых обстоятельствах. Дети могут самостоятельно решать различные мыслительные задачи, описывать предметы, с выделением характерных для них признаков, отгадывают тот или иной предмет по его описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы в соответствии с различными свойствами и признаками, а также могут находить в суждениях алогизмы.

Основываясь на вышесказанном, логопеды выделили ряд условий формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:

  • обогатить словарь новыми словами;
  • помочь детям усвоить ранее неизвестные им слова, а также новых значений тех слов, которые уже есть в лексиконе детей;
  • закрепить и уточнить словарь детей;
  • активизировать пассивный словарь;
  • устранить из детской речи нелитературные слова – диалектизмы, просторечия и жаргонизмы.
Дата последнего обновления статьи: 07.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot