Понятие общего недоразвития речи
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это разнообразные сложные расстройства речи, при которых у детей нарушается процесс формирования всех компонентов системы речи, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте.
Речевое недоразвитие в дошкольном возрасте может быть разной степени:
- полностью отсутствует общеупотребительная речь;
- частично сформированная речь, то есть дети обладают незначительным словарным запасом и аграмматичной фразовой речью;
- развернутая речь с элементами недоразвития, которые проявляют себя во всей речевой системе – словаре, грамматике, связной речи и звукопроизношении;
- лексико-грамматическая и фонетико-фонематическая несформированность речи.
Этиология и патогенез ОНР крайне разнообразны. Его возникновение связывают с неблагоприятными условиями окружения и воспитания.
Левина Р.Е. в 1969 году разработала периодизацию проявлений общего недоразвития речи, начиная полным отсутствием речевых средств до развернутой формы связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Каждому уровню характерно свое соотношение первичного дефекта со вторичными проявлениями, задерживающими формирование зависящих от него компонентов.
- первый уровень – активный словарь включает небольшое количество нечетко произносимых обиходных слов звукоподражаний. Дети могут использовать имеющиеся у них языковые средства со многими целями, то есть обозначают ими и предметы, и действия с ними;
- второй уровень речевого развития предполагает общение через использование постоянного, но искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцированно обозначают названия предметов, действий и отдельных признаков. Словарный запас существенно отстает от возрастной нормы;
- третий уровень речевого развития характеризуется неточным употреблением многих лексических значений при условии наличия относительно развернутой речи. Активный словарь состоит в основном из существительных и глаголов. В речи преобладают простые распространенные предложения, а сложные конструкции практически не употребляются;
- четвертый уровень речевого развития (выделен в 2001 году) характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Развитие словаря прилагательных у детей с ОНР
В старшем дошкольном возрасте у детей с ОНР недостаточно развит словарь прилагательных. Но не все компоненты словаря прилагательных нарушены одинаково. Так, наименее сформированным является пассивный словарь. В связи с этим, разрабатывая методические рекомендации, необходимо учитывать неравномерность трудностей при овладении словарем прилагательных и выстраивать направления работы, учитывая уровень сформированности данной функции, то есть от наименее сформированной функции – к более сохраненной.
Логопедическое воздействие по развитию словаря прилагательных у дошкольников с ОНР осуществляется по следующим направлениям:
- развивать словарь обогащающих слов;
- обогащать словарь синонимов;
- обогащать словарь антонимов;
- развивать активный словарь прилагательных;
- развивать пассивный словарь прилагательных.
Особенность словарной работы с дошкольниками с ОНР предполагает связь с воспитательно-образовательной работой с детьми. Словарный запас детей обогащается в процессе знакомства с окружающей действительностью. Наиболее эффективными средствами являются следующие:
- дидактические игры – ставят перед детьми задачи, предполагающие сосредоточенность, внимание, умственные усилия, умение осмысливать правила и последовательность действий, преодолевать трудности. Помогают развивать у детей ощущения и восприятие, формировать представления и усваивать знания;
- игры с предметами – дети учатся сравнению, установлению сходства и различия предметов. Дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками, учатся сравнивать, классифицировать, устанавливать последовательность в решении задач;
- игры с природным материалом – помогают закрепить знания детей об окружающей природной среде, способствуют формированию мыслительных процессов – анализа, синтеза, классификации, а также воспитывают любовь к природе и бережное отношение к ней. Все это помогает расширить словарь прилагательных, так как дети описывают все многообразие природной среды;
- настольно-печатные игры – могут быть крайне разнообразными по видам: подбор парных картинок, лото, домино, игры-бродилки и пр. Также у каждой из них есть свои развивающие задачи, решаемые при их использовании;
- словесные игры – выстроены на словах и действиях детей, принимающих участие в игре. В этих играх дети учатся с опорой на имеющиеся представления о предметах, углубляют знания о них, так как эти игры предполагают использование приобретенных ранее знаний в новых связях и в новых обстоятельствах. Дети могут самостоятельно решать различные мыслительные задачи, описывать предметы, с выделением характерных для них признаков, отгадывают тот или иной предмет по его описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы в соответствии с различными свойствами и признаками, а также могут находить в суждениях алогизмы.
Основываясь на вышесказанном, логопеды выделили ряд условий формирования активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи:
- обогатить словарь новыми словами;
- помочь детям усвоить ранее неизвестные им слова, а также новых значений тех слов, которые уже есть в лексиконе детей;
- закрепить и уточнить словарь детей;
- активизировать пассивный словарь;
- устранить из детской речи нелитературные слова – диалектизмы, просторечия и жаргонизмы.