Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование основ цветовосприятия у детей 2-3 лет

Определение 1

Цветовосприятие – это способность зрения воспринимать световое излучение различной длины волны, различая его по оттенкам и тонам.

В основе цветового восприятия заложены три ведущих цвета: красный, синий, зеленый. Они формируют остальные оттенки цветов, которые доступны для идентификации человеческого глаза.

Основы цветовосприятия закладываются в раннем возрасте. Сенситивным периодом формирования цветовосприятия является период двух-трех лет. В это время, требуется акцентирование внимания на изучении цветов и их оттенков.

Основы развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста

Обучение детей навыкам цветовосприятия опирается на следующие аспекты:

  1. Связь цвета с его предметным образом, т. е. дети не воспринимают цвет как нечто, существующее само по себе. Они связывают цвет с конкретным объектом. К примеру, в их сознании отражается, что трава зеленого цвета, а солнце желтого. При идентификации цвета, дети опираются на образ ассоциативный предмета, всплывающий в сознании.
  2. Зрительная ориентировка как основа формирования цветового восприятия. Цвет требует своего первоначального визуального осмотра т.е. цвет необходимо увидеть, чтобы воспринять и идентифицировать.
  3. Сопоставление цветового спектра путем примеривания цветов, их приложения друг к другу. Два и более цвета, находясь рядом друг с другом, дают ребенку понимания их отличий и особенностей. Сами цвета еще могут не восприниматься ребенком, но их приложение помогает в определении разности или сходности оттенков цвета.
  4. Связь цветовосприятия с развитием визуального внимания и слухового восприятия. Они лежат в основе формирования цветового восприятия, а оно, в свою очередь, влияет на их формирование.
  5. Использование приема контрастности т.е. противопоставления цветов. Чем больше контраст объектов, тем продуктивнее формируется цветовосприятие.
  6. Усложнение заданий. Восприятие цветов необходимо начинать с простых заданий, постепенно их усложняя, расширяя цветовой спектр.
  7. Выполнение действий с предметами – основа работы по формированию цветового восприятия.
  8. Каждый предмет должен быть окрашен в один цвет. Нельзя использовать объекты, сочетающие несколько цветов.
  9. Учет формы и размера объектов. Необходимо применять объекты одной формы и размера одного или разных цветов.
  10. Акцентирование внимания ребенка на названии цвета.
  11. Использование игровых форм работы. Игра – лучшее средство формирования цветового внимания и цветового восприятия.

Основы развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основы развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дидактические игры как основа развития цветовосприятия у детей двух-трех летнего возраста

В возрасте двух-трех лет происходит формирование предпосылок для усвоения детьми системы цветов и их оттенков, т. е. в этом возрасте закладываются основы цветовосприятия.

Развитию сенсорных навыков, заложению основ цветовосприятия способствует применение разнообразных дидактических игр. В качестве средства развития у детей чувства цвета, дидактические игры ориентированы на реализацию следующих действий:

  • Выделение цветов предметов и их название;
  • Выделение объектов определенного цвета из ряда, совокупности;
  • Сравнение объектов по цвету;
  • Дифференциация и группировка объектов по цветовому признаку;
  • Формирование общих представлений о цвете и системы знаний и о цветах и оттенках;
  • Развитие навыков точного определения цветов и их отражения в художественной и иной творческой деятельности.
«Формирование основ цветовосприятия у детей 2-3 лет» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Дидактические игры хороши тем, что они помогают в ускоренном темпе развивать навыки восприятия цвета и различения его оттенков.

В работе по формированию основ цветовосприятия могут быть использованы такие дидактические игры как:

  1. Подбор посуды. Берется кукольная посуда определенного цвета. К ней подбираются иные предметы посуды такого же цвета или контрастного цвета. К примеру, к чашкам подбираются тарелки, к тарелкам ложки и т.д.;
  2. Построение домиков. Используются разноцветные кубики, из которых выстраиваются домики разных цветов;
  3. Работа с цветной бумагой. Осуществляется вырезание фигур из бумаги разных цветов, но одинаковых форм и размеров;
  4. Мячики или шарики. Используются шарики нескольких цветов, с наличием повторяющихся. Воспитатель берет один мячик и просит поднять еще один такого же цвета;
  5. Выкладывание дорожки. Используются цветные листы бумаги или картона. Из них выкладывается дорожка одного или разных цветов;
  6. Определение объектов по цвету. Педагог показывает ребенку карточку с цветом и просит найти объекты или карточки с их изображением такого же цвета;
  7. Рассадка животных в паровозик. Рисуется паровозик, вагоны которого разного цвета. Затем, в него рассаживаются звери. Например, уточка в зеленый вагон, а курочка в красный и т.д.;
  8. Игры на улице. На прогулке можно осуществлять поиск цветов среди объектов окружающего мира. Дети выделяют проезжающие машины определенного цвета, скамейки, птиц и т.д.

Система упражнений по формированию цветовосприятия у детей

Как было отмечено выше, работа по развитию основ цветового восприятия носит последовательный и усложняющийся характер. Упражнения, игры, ориентированные на формирование навыков восприятия цветов, применяются в следующей последовательности:

  1. Выполнение операций с предметами. Это формирует цветовой образ объектов. Сначала рассматриваются только объекты двух цветов, затем трех и четырех.
  2. Нахождение предмета определенного цвета в множестве разноцветных. Выбирается предмет или предметы только одного цвета поочередно: сначала желтого, потом красного, потом синего, потом зеленого и т.д.
  3. Разделение предметов на группы по цветовому признаку. Объекты разделяются по цветам. Работа ведется на основании соблюдения принципа одинаковой формы и размера объектов.
  4. Разделение предметов на группы, без соблюдения принципа одинаковой формы и размера т.е. предметы могут быть разной формы и разных размеров, но объединяются в группу по цветовому признаку.
Дата последнего обновления статьи: 28.07.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot