Значение трудовой деятельности в формировании коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Труд – это одной из важнейших средств воспитания детей, начиная с дошкольного возраста.
Посредством труда у детей дошкольного возраста происходит формирование личности, складываются коллективные взаимоотношения. В рамках современного детского сада процесс воспитания организуется таким образом, что сочетаются разнообразные виды детской деятельности, направленные на полноценное и всестороннее развитие дошкольников. Особую роль в данной совокупности имеет трудовая деятельность, которая помогает понять детям значимость собственного труда и труда других людей, формирует уважительное отношение к продуктам труда, кроме того дети учатся работать в коллективе. Работа в коллективе способствует формированию таких качеств как взаимовыручка и взаимоподдержка, а также навыков эффективного взаимодействия с другими участниками трудовой деятельности.
Трудовая деятельность является основной жизни каждого человека. Труд развивает ребенка, поддерживает его и помогает самоутвердиться в обществе. Однако взрослым необходимо помнить, что трудолюбие не является врожденным качеством, его следует воспитывать и развивать с самого раннего детства.
Организованная трудовая деятельность в рамках ДОО, способствует развитию многих личностных качеств у детей дошкольного возраста. Особое значение она имеет для формирования у детей коммуникативных умений.
Коммуникативные умения – это определенные навыки общения и способность правильно выстраивать собственное поведение и уметь управлять им в соответствии с основными задачами общения.
Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста в ДОО осуществляется посредством различных видов деятельности (игровой, двигательной и трудовой).
Значимость формирования и развития коммуникативных умений у детей дошкольного возраста состоит в том, что именно коммуникация является важнейшим средством обмена информацией между участниками общения. Посредством коммуникации осуществляется передаче информации, дети имеют возможность делиться друг с другом собственными мыслями и чувствами.
Дети дошкольного возраста выступают в качестве субъектов коммуникативной деятельности, так как являются ее активными носителями. Именно поэтому формирование у детей дошкольного возраста коммуникативных умений имеет большое значение в их общем развитии.
Особенности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста
Основной особенностью формирования у детей дошкольного возраста коммуникативных умений является то, то дети активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми. Дети старшего дошкольного возраста имеют уже достаточный словарный запас, что позволяет им логично и понятно излагать свои мысли, чувства и желания.
Овладение умениями и навыками коммуникативной деятельности очень важно, так как коммуникация помогает детям взаимодействовать друг с другом в процессе работы, игры и т.д.
Большое значение для формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста имеет такой вид трудовой деятельности, как трудовые поручения.
Трудовые поручения являются одной из наиболее простых форм трудовой деятельности. Суть трудовых поручений заключается в том, что воспитатель дает ребенку поручения в устной форме, в виде просьбы или указания. Ребенок, выполняя поручения воспитателя, ощущает собственную значимость для коллектива.
Трудовые поручения могут быть как индивидуальные, так и коллективные. Вне зависимости от того, какой вид поручения используется, они способствуют развитию коммуникативных умений. В том случае, если поручение дается воспитателем в индивидуальной форме, то это способствует развитию коммуникативных умений между взрослым и ребенком. Если же поручение дается воспитателем нескольким детям, то оказывается влияние на формирование коммуникативных умений между ребенком и взрослым, а также между детьми.
Кроме того, воспитателю необходимо помнить, что формирование коммуникативных умений, осуществляемое в рамках трудовых поручений, требует использования и иных видов деятельности, с целью их закрепления и расширения.
Организуемые трудовые поручения, должны обязательно учитывать возрастные и индивидуальнее особенности дети, их трудовые умения и навыки. Только в этом случае можно будет получить ожидаемый результат сформированности коммуникативных умений.
Давая ребенку дошкольного возраста трудовое поручение, воспитателю следует ориентироваться не только на развитие трудовых навыков, но и коммуникативных умений. В данном случае под коммуникативными умениями подразумеваются знания о правилах и приемах вербального общения, способностях понимать и самостоятельно применять в повседневной жизни, а также овладение невербальными средствами общения (жесты, мимика, поза и т.д.)
Условия формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста посредством трудовых поручений
Эффективности формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста средствами трудовых поручений в ДОО, во многом зависит от соблюдения условий их организации:
- Создание воспитателем ситуаций общения.
- Постановка перед воспитанником разнообразных задач, решение которых требует от ребенка проявления собственных коммуникативных умений.
- Постановка четкой цели поручения, которая будет понятна ребенку.
- Создание такой ситуации, при которых перед ребенком возникает выбор способа взаимодействия с окружающего.
- Создание таких ситуаций, которые могут быть преобразованы в зависимости от поставленных целей.
- Выполнение поручений в рамках экскурсий и походов, где дети имеют возможность научиться взаимодействовать с незнакомыми людьми.