Сущность понятий «игра» и «дидактическая игра»
Игра – это вид непродуктивной деятельности, мотив осуществления которой заключается не в результате ее реализации, а в самом процессе.
Фрейд основой игровой деятельности считал инстинктивные, биологические потребности ребенка. Ребенка толкает к игре чувство собственной неполноценности. Без возможности реально выполнить ту или иную работу, ребенок стремится заменить ее игровой деятельностью.
Смоленцева А.А. определила сюжетно-дидактическую игру, как игру в которой должен быть развернутый сюжет, состоящий из разнообразных ролей, и определенный спектр игровых задач, которые должны решаться непосредственно на основании усвоенных знаний и предлагаться ребенку как игровые правила.
Структура сюжетно-дидактической игры представлена игровыми элементами, которые подчиняются строгим правилам и действиями взрослых, которые занимаются контролем правильности действий участников игры.
Принципы дидактической игры
Смоленцева А. А. сформулировала несколько основных принципов дидактической игры:
- отобрать знания, которые деть будут получать во время образовательной деятельности;
- определить возможность использовать эти знания в детских играх;
- обеспечить взаимосвязь содержания занятий и последующей игровой деятельности;
- побуждать к включению в игру разнообразных действий взрослых;
- помогать появлению новых интересных игровых замыслов.
Смоленцева А.А. считает, что на первом этапе реализации сюжета, игра – сюжетно-дидактическая. Здесь взрослый руководит разработкой игрового сюжета, контролирует игровые действия детей, может менять сюжетные роли. На втором этапе сюжетно-дидактическая игра становится сюжетно-ролевой. На третьем этапе дети по своей инициативе начинают придумывать творческие сюжетно-ролевые игры.
Возможности применения дидактических игр для формирования навыков безопасного поведения на дороге у детей
Смоленцева А.А. использовала в своей работе сюжетно-дидактические игры математического содержания, но принципы организации таких игр успешно могут использоваться и в работе, направленной на формирование основ безопасного поведения на дороге у детей-дошкольников.
Сюжетно-дидактические игры проводят в ходе самостоятельной и образовательной деятельности на протяжении дня, в качестве одной из форм формирования у детей основ безопасного поведения на дороге. Задания большого количества игр, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, предполагают их взаимодействие между собой: учить договариваться в ходе игровых действий, принимать роль и тактично отказываться от нее, договариваться об особенностям партнерского взаимодействия во время игры, учить спокойному выяснению отношений, без ссор, совместно выбирать иллюстрации и игрушки, подготавливать маршруты, сравнивать их и обсуждать.
В процессе игры дети обмениваются своими знаниями и умениями. Все это способствует увеличению способов использования игр в реальных ситуациях.
Чтобы провести сюжетно-дидактическую игру по выработке правил поведения на дороге, необходимо подготовить игровые материалы заранее. Дети рады поучаствовать в изготовлении атрибутов, а также предметов-заместителей, необходимых для проведения игры.
Во время коллективного труда у детей развивается инициатива, дети получают удовлетворение от того, что используют в своей игре самостоятельно изготовленные атрибуты, оригинально воспроизводя игровой замысел.
Проведение сюжетно-дидактической игры с дошкольниками, направленной на формирование основ безопасного поведения на дороге, должно обеспечивать развитие их познавательных и коммуникативных способностей, которые необходимы, чтобы дети научились ориентироваться в дорожной обстановке. Основными из них являются:
- возможность вовремя заметить приближающуюся машину;
- способность оценить величину транспортного средства;
- изучить сигналы светофора и дорожные знаки;
- понимать специфику движения транспортного средства и тот факт, что он не может быстро замедлиться, когда видит на своем пути ребенка;
- понимать потенциальную опасность автотранспорта и тот факт, что на дорогах могут происходить несчастные случаи со смертельным исходом и тяжелыми травмами людей;
- способность четко и ясно формулировать собственные мысли.
Нельзя забывать, что в любой группе детского сада имеются дети-дошкольники, которые входят в группу риска. К этой категории могут относиться слишком подвижные дети или, наоборот, очень медлительные в движениях и в собственных реакциях на происходящие события. С ними воспитателю следует проводить индивидуальные занятия, учитывающие их особенности и организовывать работу с родителями. Рекомендовано использование новых педагогических технологий, например, создание примеров опасных и безопасных ситуаций на дороге; самостоятельная работа детей в альбомах для рисования или специальных рабочих тетрадях, предназначенных для развития познавательных процессов детей дошкольного возраста; интерактивные опросы; коллективная работа детей, направленная на изучение, осознание и понимание правил дорожного движения, опасности и безопасности в дорожной среде.
Иными словами, если соблюдать принципы и правильное руководство сюжетно-дидактической игрой, то сюжетно-дидактическую игру можно использовать в успешной работе, направленной на формирование у детей старшего дошкольного возраста безопасного поведения на дороге.
Другими, словами, можно сказать, что основной проблемой использования дидактических игр в формировании знаний правил ПДД у детей старшего дошкольного возраста является поиск эффективных форм формирования основ безопасного поведения на дороге.