Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Дети группы риска

Понятие «дети группы риска»

На сегодняшний день категория «детей группы риска» исследуется многими науками, такими как педагогика, психология, социология. Это явление достаточно сложное и многогранное, поэтому и является предметом междисциплинарного знания.

Определение 1

Современная наука дает следующе определение понятию «дети группы риска» - это категория детей, которые испытывают трудности в обучении, личностном развитии, социальной адаптации.

Существуют следующие категории детей, которые находятся в группе риска:

  • дети с проблемами развития, но у них нет четкого клинического диагноза
  • сироты
  • дети из неблагополучных семей
  • дети из семей где требуется экономическая и психологическая поддержка
  • дети с выраженной педагогической социальной дезадаптации

Следует отметить что негативные факторы не всегда могут оказать свое воздействие на детей, находящихся в группе риска. Поэтому за такими детьми ведется особо тщательное наблюдение, педагоги, психологи и социальные работники стараются свести к минимуму воздействие негативных факторов и создать оптимальные условия для нормального развития ребенка.

Причины по которым дети попадают в "группы риска"

Существует несколько причин по которым ребенок может попасть в группу риска:

  • злоупотребление алкоголем обоих или одного родителя
  • асоциальное поведение одного или обоих родителей (оно может выражаться в не желании работать, создавать семью, попрошайничестве, воровстве, проституции и так далее.
  • организация в квартире или доме где проживает ребенок притонов с участием криминальных деятелей
  • сексуальное растление детей родителями, другими взрослыми
  • убийство в присутствии ребенка
  • пребывание одного или обоих родителей в тюрьме
  • наличие у одного или обоих родителе й алкоголизма, наркомании, психического заболевания
  • нанесение детям телесных повреждений, избиение, жесткое обращение
  • бросание детей одних как в квартире, так и на улице
  • отсутствие постоянного места жительства у родителей и ребенка
  • побеги из дома, конфликты с родителями, конфликты со сверстниками
«Дети группы риска» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Чаще всего на дальнейшее асоциальное поведение влияет целый комплекс вышеперечисленным факторов. Если ребенок претерпевает воздействие одного или нескольких факторов, то это наносит непоправимый вред его психическому и физическому здоровью. Все это не проходит бесследно и может привести к серьезным проблемам. У таких детей имеются проблемы с социальной стороны: они не знакомы с нормами поведения, не могут сами себя обслуживать, не знают, как вести себя за столом, процесс адаптации к новым условиям проходит очень сложно. У детей, попавших в сложные жизненные ситуации может наблюдаться гиперсексуальность, нарушение половой ориентации, они склонны к жестокости, агрессии. У этих детей нарушена система социальных ценностей, они отрицательно относятся к учебе, труду. Часто такие дети подвержены вредным привычкам, таким как курение, злоупотребление алкоголем, наркомания, использование нецензурной лексики.

Психологические возрастные особенности «детей группы риска»

Следует подчеркнуть тот факт, что в ходе исследований ученые пришли к выводу что «дети группы риска» отличаются в развитии от своих сверстников, которые воспитываются в полноценных условиях. Их физическое и психическое развитие отличается от развития их сверстников из полных семей. У «детей группы риска» чаще всего замедлен темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, скудные эмоции и воображение, плохо сформированы навыки регулирования собственного поведения.

Поведение детей, которые оказались в трудных жизненных условиях часто характеризуется вспыльчивостью, раздражительностью, обидчивостью, конфликтностью.

Разные возрастные категории детей имеют разные психологические особенности. Дети дошкольного возраста, которые попали в «группу риска» отличаются низкой познавательной активность, задержками речевого общения, часто конфликтуют со сверстниками. Специализированное учреждение не в состоянии заменить ребёнку реальное материнское воспитание. Дети дошкольного возраста наиболее болезненно переносят, отрыв от семьи. Так как в первые года жизни ребёнок был лишен общения с родителями, в будущем он испытывает сложности в разделении своих переживаний с другими, у него не формируется навык сопереживания. Эмоции их так же бедны, как и познавательная и интеллектуальная деятельность. Дети, которые воспитываются в детских домах, часто позже начинают отождествлять себя и свое отражение в зеркале. Эти дети пассивно относятся к оценке их поведения и достижений взрослыми, в то время как обычно ребенка это волнует и мотивирует. Детям достаточно трудно определять эмоции других людей, что сказывается на их социализации и успешной коммуникации.

У детей младшего школьного возраста, которые попали в «группу риска», чаще всего в наибольшей степени страдает интеллектуальное развитие. Им очень трудно усваивать новый учебный материал, у них наблюдается задержка развития различных видов мышления. Эти дети слабо мотивированы на обучение.

Подростки, попавшие в группу риска, имеют следующие психологические и поведенческие особенности:

  • с трудом взаимодействуют с окружающими
  • нарушена сфера самосознания
  • с трудом осваивают учебный материал
  • нарушают дисциплину

Для того чтобы эти дети развивались нормально, необходимо создать определенные условия:

  • педагоги и социальные работники должны знакомить их с актуальной информацией, которая соответствует их возрасту
  • подросту должна быть предоставлена как самостоятельность, так и ответственность
  • подростка необходимо научить принимать самого себя
  • подросткам необходимо объяснять нормы и правила адекватного поведения

Необходимо отметить, что возвращение ребёнка из группы риска к нормальной жизни должно происходить под чутким руководством определенных специалистов: психолога, невролога, педагогов, социальных педагогов и так далее, только в этом случае можно надеяться на положительный результат.

Дата последнего обновления статьи: 18.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot