Предмет теории организации и ее место в научной системе
Теория организации – наука о принципах и закономерностях деятельности организации, механизмах ее работы, взаимодействия ее элементов между собой и с внешней средой.
Предметом теории организации являются организационные взаимоотношения. Теория организации изучает взаимодействие людей в рамках организации, выявляя закономерности его развития.
Знания в области теории организации дают возможность осуществлять руководство организацией на более профессиональном уровне, принимая обоснованные решения при постановке организационных целей и выборе методов их достижения.
Существует множество наук, принимающих организацию как объект своего исследования – в этот перечень можно включить менеджмент, социологию, организационную психологию, экономику и т.п. Каждой из этих областей науки свойственно рассматривать некоторые аспекты процессов, происходящих в организации.
Теория организации, в отличие от перечисленных научных сфер, представляет собой попытку систематизации знаний об организации. В рамках теории организации компания рассматривается как целостная система формальных и неформальных взаимоотношений людей.
Теория организации является одной из множества наук об управлении, в основе которой лежит более общая теория управления.
Предмет и цели анализа организационного поведения
Организационное поведение – научное направление в менеджменте, изучающее организационные аспекты деятельности и поведения людей и их объединений.
Появление организационного поведения как научного направления связано с желанием специалистов в области менеджмента применить знания социологии и психологии в управлении поведением сотрудников организации. Бихевиористская школа менеджмента предоставила организационному поведению начальные знания и представления о поведении человека. В соответствии с этими представлениями любое действие человека представляет собой реакцию на внешние стимулы. Это позволяет выдвинуть предположение о том, что поведением человека можно управлять, используя соответствующие стимулы. Первичной задачей организационного поведения как науки было выявление таких стимулов и механизмов их влияния на поведение людей.
В настоящее время наука организационного поведения достаточно развита и нацелена на решение следующих задач:
- Выявление закономерностей в поведении людей в рамках различных организационных процессов;
- Определение причинно-следственных связей поведения людей в организации и ситуационных условий;
- Прогнозирование поведенческих реакций;
- Изучение механизмов воздействия на поведение людей и способов управления им в целях решения различных организационных задач и проблем.
Междисциплинарный статус теории организационного поведения
Поведение людей является объектом изучения различных социальных наук – социологии, психологии и т.п. Организационное поведение отличается от таких наук тем, что рассматривает поведение людей в определенном контексте – внутри организации.
Изучение организационного поведения невозможно не только без знаний в области социологии и клинической психологии, но и без представлений о функционировании организации как системы, а также без знания основ управления организацией. Теория организации и организационное поведение представляют собой сложные научные области, объединяющие концепции из множества различных наук, что подтверждает их междисциплинарный характер.
Теория организации систематизирует и использует различные концепции и идеи других социальных наук, применение которых на практике реализуется через методы и инструменты организационного поведения.