Понятие и принципы корпоративной социальной ответственности
Несмотря на повышенный интерес к феномену корпоративной социальной ответственности (КСО) в научных кругах и бизнес-среде, единого подхода к определению ее сущности не выработано до сих пор.
Говоря о социальной ответственности бизнеса, следует рассмотреть две основополагающие точки зрения:
- зарубежный подход, озвученный Еврокомиссией;
- отечественный подход, выработанный Ассоциацией менеджеров России.
Согласно первому подходу КСО отождествляется с концепцией, отражающей добровольное решение бизнеса принимать участие в социальном развитии коллектива, улучшении общества и защите окружающей среды.
В соответствии со вторым подходом социальная ответственность бизнеса есть ни что иное, как добровольный вклад компаний в развитие общества (в его экономическую, социальную и экологическую сферы), напрямую связанный с основной деятельностью фирмы и выходящий за рамки законодательно определенного минимума.
КСО характеризуется наличием объекта и субъекта воздействия. Сама же система социальной ответственности бизнеса подвержена ряду принципов (рисунок 1).
Рисунок 1. Принципы КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Субъектом КСО выступают ее носители – компании и бизнес-организации, реализующие концепцию социально ответственного поведения.
В роли объектов КСО выступают отдельные области развития человека и общества, нуждающиеся в поддержке со стороны бизнеса (безопасность, здоровье, культура, образование и наука, экология, информация и отдых).
Структурные компоненты корпоративной социальной ответственности
В настоящее время существует множество различных подходов к определению сущности корпоративной социальной ответственности. Согласно одному из них концепция КСО складывается из трех базовых компонентов – социальные обязательства, социальное реагирование и социальная ответственность. Их взаимосвязь в общем виде представлена на рисунке 2. Рассмотрим каждый из компонентов более подробно.
Рисунок 2. Взаимосвязь структурных компонентов КСО. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Основой для социально-ориентированной деятельности компаний служат социальные обязательства. Они предполагают достижение социальных целей в той мере, в которой они способствуют достижению экономических целей бизнеса.
Под социальным реагированием следует понимать способность бизнеса адаптироваться к быстро меняющимся общественным условиям. Считается, что социально реагирующие компании в своей деятельности руководствуются социальными нормами, значение которых определяется тем, что для менеджеров они выступают полезными и удобными ориентирами, используемыми в процессе принятия управленческих решений.
На практике менеджеры вместо оценки того, какие действия могут быть благоприятны для общества в долгосрочной перспективе, нередко определяют и корректируют степень социального участия компании таким образом, чтобы гарантировать быстроту их реагирования на изменение социальных условий функционирования бизнеса.
В основе непосредственно социальной ответственности лежит принятие бизнесом обязательств преследования долгосрочных общественно-полезных целей, превышающих требуемый законом минимум и соответствующих социально-экономическим условиям функционирования компании.
Основой социальной ответственности бизнеса служат морально-этические принципы.
Элементный состав корпоративной социальной ответственности
Корпоративная социальная ответственность как явление и процесс состоит из множества взаимосвязанных элементов, образующих определенную систему, отличающуюся комплексностью и взаимосвязанностью входящих к нее структурных компонентов.
К числу основных элементов социальной ответственности бизнеса принято относить:
- методы построения и управления социально-трудовыми отношениями;
- механизм формирования и реализации социальной политики компании;
- предоставление ежегодного нефинансового отчета о деятельности компании в области КСО;
- формирование и организация обратной связи.
Помимо прочего элементный состав КСО определяется механизмами и формами ее реализации, которые в соответствии с видовой структурой социальной ответственности могут быть подразделены на внешние и внутренние.
К числу внутренних механизмов КСО относится обеспечение безопасности трудовой деятельности сотрудников, гарантия выплаты стабильной и достойной заработной платы. Сюда же включается дополнительное социальное и медицинское страхование сотрудников.
Особую роль приобретает построение систем развития человеческих ресурсов. Как правило, политика в данной области включает в себя цели и задачи, методы и инструменты развития человеческого капитала, а также принципы обучения сотрудников. В рамках трудовых отношений обучение сотрудников может быть внешним и внутренним (корпоративным).
Более широким инструментальным составом характеризуется внешняя КСО. Первоочередная роль здесь отводится спонсорству и благотворительности, а также разработке и реализации природоохранных мер. Соответственно базовыми векторами внешней социальной ответственности бизнеса считаются сфера культуры и искусства, а также защита окружающей среды, включая ресурсосбережение и экономное энергопотребление.
Важным элементом системы КСО считается нефинансовая отчетность. Под нефинансовой отчетностью следует понимать годовой отчет компании о результатах ее деятельности в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. Как правило, такие отчеты содержат информацию о социально значимых программах, реализуемых компанией в отчётном периоде, определяют принципы взаимодействия с заинтересованными сторонами и т.п.
Нефинансовые отчеты могут содержать в себе как качественные, так и количественные показатели оценки КСО, в том числе выраженные в денежном исчислении (например, величина затрат на охрану окружающей среды или затраты на обучение сотрудников).
Не менее важную роль играет форма организации обратной связи, упоминание о чем также можно встретить в нефинансовой отчетности.