Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Теории содержания мотивации

Введение

Влияние различных факторов на уровень мотивации изучают теории мотивации. Фокусом теорий содержания мотивации являются потребности и их уровень влияния на мотивацию. Основной интерес в изучении мотивации вызывает стремление понять что именно побуждает человека к действиям.

Наиболее известные теории содержания мотивации:

  • теория потребностей А. Маслоу;
  • теория существования роста и связей (ERG);
  • теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда;
  • теория двух факторов Герцберга.

Рассмотрим перечисленные теории подробнее.

Теория мотивации потребностей А. Маслоу

Теория потребностей Маслой или пирамида Маслоу основывается на идее того, что потребности человека деляться на несколько уровней и если первичные потребности не удовлетворены, то о мотивации и речи быть не может. На рисунке 1 представлена пирамида потребностей Маслоу.

Пирамида потребностей Маслоу

Рисунок 1 – Пирамида потребностей Маслоу

Основные идеи теории Маслоу:

  • у человека всегда есть потребности;
  • потребности человека делятся на первичные и вторичные;
  • группы потребностей иерархичны по отношению друг к другу;
  • удовлетворение потребностей как мотивация к действию;
  • человек может ощущать несколько взаимосвязанных потребностей;
  • вариативность удовлетворения потребностей зависит от их иерархического уровня.

На первом уровне пирамиды находятся физиологические потребности человека: жажда, голод, сон и пр. Когда это потребности удовлетворены, человек переходит на следующий уровень потребностей: потребность в защищенности, например, безопасные и комфортные условия труда.

Третий уровень потребностей отвечает за желание любить и быть любимым, быть принятым обществом.

После первых трех уровней идут потребности так или иначе связанные с трудовой деятельностью – это потребность в призанании и уважении, потребность в обучении, эстетические потребности и, наконец, потребность в самоактуализации – достижении своих целей и саморазвитии.

Теория ERG

Создателем теории ERG является Клейтон Альдерфер. Он как и Маслоу считает, что существует три группы потребности:

  1. Потребности существования (Existence).
  2. Сюда входят две первые группы потребностей Маслой: естественные и потребность в безопасности.

  3. Потребности связи (Relatedness).
  4. Эта группа отражает то, что человек социальное существо, он стремится быть принятым обществом, стать членом семьи, искать друзей. Если сравнивать с пирамидой Маслоу, то это потребности признанияи самоутверждения.

  5. Потребности роста (Growth).
  6. Потребности роста – это все равно что потребности самовыражения в пирамиде Маслоу.

Клейтон Альфред в процессе формирования теории установил семь основных принципов:

  1. Чем менее удовлетворены потребности группы E, тем ярче они выражены.
  2. Чем слабее удовлетворены потребности группы R, тем ярче выражены потребности группы E.
  3. Чем больше удовлетворены потребности группе E, тем сильнее проявляются потребности R.
  4. Чем менее удовлетворены потребности R, тем сильнее их давление.
  5. Чем менее удовлетворены потребности группы G, тем сильнее потребности в общении.
  6. Чем больше удовлетворены потребности R, тем ярче выражаются потребности в росте и развитии.
  7. Чем меньше степень удовлетворенности потребности G, тем ярче она себя проявляет. Чем больше удовлетворена потребность роста, тем сильнее она становится.

Эти принципы помогла Альфреду доказать, что порядок удовлетворения потребности может не зависеть от ее места в иерархии.

Теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда

Мак-Клелланд в отличии от Маслоу считал, что в современном мире первичные, естественные потребности уже удовлетворены и стоит сосредоточить внимание на потребностях высших уровней. Эти потребности, если они явно проявляются в человеке, оказывают сильное влияние на его модель поведения, принуждая его совершать действия направленные на удовлетворение этих потребностей.

Мак-Клелланд выделил три основные приобретенные потребности:

  1. Потребность в достижении. Эта потребность определяется желанием человека ставить и достигать цели. Чем выше уровень потребности в достижении, тем более сложные задачи ставит себе индивид. Интересно, что эта потребность может быть присуща не только отдельному человеку, но и целому обществу. Как правило, такие общества являются наиболее развитыми экономически и социально.
  2. Потребность в соучастии. Это социальная потребность, которая выражается в желании человека найти друзей, создать семью, стать членом организации и т.п.
  3. Потребность властвовать. Эта потребность зависит от жизненного опыта и уровня обучения и заключается в том, что индивид стремится взять под контроль все больше процессов.

В теории приобретенных потребностей потребности не расположены иерархически и оказывают взаимное влияние, что и определяет будущую модель поведения человека.

Теория двух факторов Герцберга

В этой теории все потребности делятся на две группы:
  1. Гигиенические.
  2. Мотивационные.

Если группа гигиенических потребностей удовлетворена, то отсутствует недовольство условиями жизнедеятельности (работой, домом, питанием).

К мотивационным потребностям относятся потребности высшего уровня описанные Маслоу и Мак-Клелландом.

Заключение

Итак, теории содержания мотивации направлены на изучение потребности, удовлетворение которых стимулирует деятельность человека.

Здесь были рассмотрены такие потребности как: иерархия Маслоу, удовлетворение потребностей начинается с нижних уровне; теория ERG определяющая взаимовлияние потребности существовании, развития и роста; теория приобретенных потребностей Мак-Клелланда, которая гласит, что в современном мире наши первичные потребности удовлетворены и нужно концентрировать внимание на потребностях в достижении, соучастии и власти; теория двух факторов Герцберга, которая определяет две группы потребностей: гигиенические и мотивационные.

В процессе мотивации важно четко понимать, в каких условиях работает человек, и какие на данный момент потребности нуждаются в удовлетворении. Правильный анализ позволит мотивировать персонал и повысить эффективность его работы.

Дата написания статьи: 29.12.2015
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot