Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Процесс и функции менеджмента

Определение

Процесс менеджмента представляет собой совокупность и непрерывную последовательность взаимосвязанный действий работников аппарата управления по реализации функций менеджмента, осуществляемых с помощью определенной технологии, и направленных на достижение цели организации.

Менеджмент как процесс управления

Менеджмент как процесс управления рассматривают по стадиям управления, по основным сферам деятельности фирмы, а также по выполняемым функциям управления.

  1. По последовательности и видам деятельности менеджмент делят на ряд стадий: стратегическое управление, оперативное управление и контроль.
  2. Стратегическое управление – это выработка ключевых общефирменных целей; составление прогноза результатов развития рынка или отрасли, на которых фирма действует; анализ слабых и сильных сторон фирмы; выбор и оценку стратегии деятельности; формирование системы управления реализацией стратегии.

    Оперативное управление можно определить как деятельность по реализации определенных целей, которая включает в себя:

  • организация как форма создания определенной структуры и привлечения нужных ресурсов;
  • выполнение функций управления в условиях созданной организационной структуры.

Контроль предполагает анализ достигнутых результатов - обратную связь и является исходной точкой нового цикла управления.

  • Менеджмент охватывает несколько сфер деятельности организации:
    • управление стратегией или стратегический менеджмент;
    • управление маркетингом или маркетинговый менеджмент;
    • управление финансами или финансовый менеджмент;
    • управление персоналом или кадровый менеджмент;
    • управление разработками и исследованиями или инновационный менеджмент.
  • Менеджмент предполагает выполнение таких управленческих задач, как:
    1. тактическая, предполагающая поддержание устойчивости в функционировании организации;
    2. стратегическая, предполагающая это развитие фирмы и его перевод на качественно иной уровень.

    Таким образом, ключевая задача менеджмента — сделать информацию, опыт, знания и нововведения производительной силой, что обеспечит успех фирмы на рынке.

    Содержательная и информационная сторона процесса менеджмента

    Процесс менеджмента носит циклический или спиралевидный характер, то есть процесс менеджмента начинается с момента определения взаимосвязей между объектом и субъектом управления и заканчивается лишь с исчезновением их.

    Процесс менеджмента обычно рассматривают с двух точек зрения:

    1. с содержательной, проводя анализ содержания и последовательности деятельности на каждом этапе процесса управления;
    2. с информационной, при которой изучаются процессы обработки, передачи и хранения информации в системе управления.

    В процессе менеджмента с содержательной точки зрения можно выделить ряд этапов: прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование, учет и контроль, анализ.

    Процесс управления с информационной точки зрения представляет собой последовательность этапов:

    • сбор первичной информации;
    • ее регистрация, передача и сохранение на носителе информации;
    • математическая и логическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть представлена в виде документа;
    • предоставление синтетической информации субъекту управления;
    • если субъект управления считает, что для принятия управленческого решения предоставленной информации достаточно, то осуществляется переход к пункту 6, в другом случае - происходит сбор дополнительной первичной информации, регистрация ее, обработка и предоставление вновь полученной синтетической информации субъекту управления;
    • принятие субъектом управленческого решения;
    • документальное оформление решения;
    • архивация документов;
    • доведение до исполнителей решения.

    После этого исполнителями совершаются определенные действия, что приводит к обновлению первичной информации, изменению состояния управляемого и управляющего объекта.

    Функции менеджмента, их взаимосвязь и динамизм

    Любая организация для поддержания своего существования, реализации корпоративной цели выполняет разные виды деятельности, определяемые как функции. Первым ключевые виды управленческой деятельности формализовал и описал А. Файоль, который утверждал, что управлять – означает планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.

    Выделение функций менеджмента осуществляется в сфере управления в результате разделения и специализации труда. Применяются разные классификации функций менеджмента.

    Планирование представляет собой вид управленческой деятельности по определению целей и путей достижения их. Результат процесса планирования – это система планов, которая включает корпоративные, функциональные планы, планы персонала и т. д.

    Организация характеризуется как вид управленческой деятельности по разработке управленческой структуры, распределению полномочий и разделению ответственности.

    Мотивация представляет собой вид управленческой деятельности по побуждению людей к деятельности, которая имеет определенную направленность и цель.

    Контроль - это форма управленческой деятельности по обеспечению достижения своих целей организацией.

    Деятельность по выполнению функций – это процесс, требующий определенных затрат времени и ресурсов. Именно процессный подход к менеджменту позволил рассмотреть взаимосвязи и взаимозависимости функций управления.

    Процесс менеджмента отражает рекомендуемую последовательность выполнения функций, или последовательность начальных действий по выполнению функций, поскольку осуществление обратной связи с многочисленными контурами приводит к одновременной реализации функций.

    Данный цикл управления универсален по отношению к объекту управления - не только в целом к организации, но и к отдельным подразделениям, функциям, методам и т. п.

    Взаимозависимость функций выражается в том, что качественное выполнение предыдущего этапа - важнейшее условие обеспечения качества выполнения следующего этапа (функции).

    Связующими процессами в процессе менеджмента являются процесс принятия решений и коммуникаций. Все чаще в последнее время в состав связующих процессов исследователи определяют и процесс целеполагания, поскольку определение целей функционирования – это необходимое условие начала любой деятельности.

    Процесс коммуникаций представляет собой процесс обмена информацией между двумя и более людьми. Благодаря коммуникации менеджер получает информацию, необходимую ему для принятия решений, и доводит уже принятые решения до работников фирмы. Если на предприятии коммуникации налажены плохо, решения могут стать ошибочными.

    Процесс принятия решений по сути - это выбор альтернативы. В процессе выполнения управленческих функций менеджеру приходится принимать достаточно много решений:

    • в процессе планирования принимаются решения о постановке целей, определении необходимых ресурсов, выборе способов достижения целей;
    • при осуществлении функции организации принимаются решения в части структуры производства и управления, организации производственного процесса, обслуживающего производства и вспомогательных служб, организации труда специалистов и рабочих.

    Процесс мотивации состоит из установления и оценки неудовлетворенных потребностей, формирования целей удовлетворения потребностей, определения стимулирующих мер.

    Функция координации основана на принятии решений по способам согласования деятельности отдельных структурных звеньев, применении технических средств связи и т. д.

    Функция контроля предполагает принятие решений о том, что, как и когда контролировать, какие формы и виды контроля использовать, как проводить анализ полученной информации, а также решений по осуществлению корректирующих воздействий.

    Процесс целеполагания представляет собой процесс по определению иерархии целей и их согласование с параметрами внутренней и внешней среды. Цель по своей сути - это предвосхищение результатов деятельности.

    Динамизм функций менеджмента определяется необходимостью их подстройки на все возникающие изменения во внешней среде, которые сегодня приобретают турбулентный характер. Для этого необходимо освоить существующие методы и способы выполнения функций, использовать нестандартные решения, творческий подход к решению проблемы. Можно утверждать, что для поддержания высокого уровня интереса и удовлетворенности персоналом процессом и результатом труда, которые и являются базой мотивации, при применении методов, воздействующих на поведение работников важна новизна с элементами приятной неожиданности. Чем больше диапазон инструментов управления у менеджера, чем его понимание среды выше, тем эффективнее функционирование предприятия.

    Итак, искусство менеджера заключается в постоянном и гибком реагировании на требования рынка, и которое реализовано может быть только благодаря применению научных методов менеджмента.

    Дата написания статьи: 21.12.2015
    Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
    ИИ ответит за 2 минуты
    Все самое важное и интересное в Telegram

    Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

    Перейти в Telegram Bot