Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Эффективные и неэффективные организационные коммуникации

Характеристика эффективных коммуникаций в организациях

Определение 1

Эффективные и неэффективные организационные коммуникации – это виды коммуникаций, выделяемые в зависимости от того, какой результат они приносят участникам.

Коммуникации могут сформировать серьезные препятствия на пути к достижению организацией ее целей. Информацию недостаточно просто передать – нужно, чтобы она была воспринята другой стороной. Коммуникационные процессы ориентированы на то, чтобы передаваемая информация была понята.

Определение 2

Под коммуникациями понимают процессы и результаты обмена информацией.

Замечание 1

Эффективными признаются коммуникации, в результате которых руководитель получает возможность принять эффективное решение.

В коммуникационном процессе выделяют следующие ключевые элементы:

  • отправитель – лицо или группа лиц, которые хотят сообщить информацию,
  • сообщение – информация, идея, сведения и смысл, которые отправитель хочет передать,
  • канал – способ передачи информации: письменный, устный, невербальный, телефонный и т.д.,
  • получатель – лицо или группа лиц, до которых отправитель стремится донести информацию,
  • код – система символов и знаков, с помощью которой передается содержание сообщения. Кодом могут быть произнесенные или написанные слова, мимика, жесты, согласованные заранее условные знаки и т.д.,
  • помехи (шумы) – то, что искажает содержание передаваемого сообщения,
  • контекст – окружающая среда, ситуация, обстановка, включающие индивидуально различимые смыслы и ассоциации,
  • обратная связь – отклик (реакция) получателя на принятое им сообщение.
«Эффективные и неэффективные организационные коммуникации» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Итак, в коммуникационном процессе можно выделить следующие этапы:

  • формирование отправителем сообщения для передачи. Начинается с осознания желания передать информацию и включает формулирование идеи,
  • выбор канала передачи данных и выражение сообщения с применением системы кодирования,
  • передача по каналу закодированного сообщения,
  • принятие получателем закодированного сообщения,
  • расшифровка закодированного сообщения, восприятие его идеи,
  • реакция получателя на сообщение.

Поскольку ни один код не является совершенным, контекст интерпретируется разными людьми по-разному, а в любом канале имеются шумы, каждый из этапов коммуникативного процесса может закончиться существенным искажением передаваемого сообщения. Причем в межличностных и организационных коммуникациях проблемы несколько различаются:

  • для межличностных коммуникаций типичны проблемы, связанные с индивидуальными особенностями участников коммуникации и особенностями восприятия ими контекста,
  • для организационных коммуникаций главная проблема – создание эффективной системы передачи сообщений.

Причины неэффективности межличностных коммуникаций

Межличностные коммуникации сталкиваются со следующими основными барьерами:

  • барьеры восприятия. Интерпретация смысла сообщений допускает неоднозначность. В зависимости от различий в индивидуальных контекстах разные люди воспринимают одно и то же по-разному. Обычно это проявляется в форме конфликта между компетентностными сферами и порождает преграды, связанные с установками людей,
  • семантические барьеры. Смысловые оттенки слов трактуются неоднозначно. На них влияют в том числе паралингвистические факторы, такие как тон речи, ее скорость и интонация, а также невербальные факторы, такие как мимика, жесты, взгляд, поза,
  • барьеры обратной связи. Если обратная связь будет неэффективной, отправитель не получит достаточную информацию о правильности восприятия получателем его сообщений,
  • неумение слушать. Большинство людей ориентируется на экспрессию своего внутреннего мира, а не на анализ и восприятие поступающей извне информации.

Для того, чтобы минимизировать действие этих барьеров и повысить эффективность межличностной коммуникации, получателям сообщений целесообразно применять следующие правила:

  • для начала перестать говорить,
  • помочь раскрепоститься и преодолеть стеснение говорящему,
  • показать готовность к слушанию,
  • устранить раздражающие факторы,
  • сопереживать говорящим,
  • быть терпеливыми,
  • сдерживать проявления своего характера,
  • не допускать критики и споров,
  • задавать вопросы,
  • еще раз: перестать говорить самому.

Отправители сообщений тоже должны соблюдать определенные правила:

  • прояснять свои мысли до начала передачи их другим людям,
  • быть восприимчивыми к потенциальным семантическим трудностям,
  • следить за мимикой, выражением лица, интонациями, позами,
  • выражать готовность понимать и открытость,
  • добиваться установления обратной связи. Для этого можно задавать вопросы, попросить собеседника повторить высказанные мысли, контролировать результаты восприятия и оценивать язык жестов и поз слушателей,
  • в любой момент быть готовым ответить на возникшие у слушателей вопросы.

Причины неэффективности организационных коммуникаций

Эффективность организационных коммуникаций снижается за счет:

  • искажения сообщений. Это происходит как непреднамеренно, в силу трудностей межличностной коммуникации, так и сознательно, если менеджеры среднего звена не согласны с передаваемыми через них сообщениями и трансформируют их в своих интересах. Факторами искажения могут стать фильтрация, статусные различия, страх перед наказаниями или чувство бессмысленности коммуникации,
  • информационные перегрузки. У системы и людей, входящих в нее, есть предел способности обрабатывать поступающие сведения. При превышении этих пределов восприятие становится невозможным,
  • неэффективность организационной структуры. Чем выше вертикаль власти в организации (чем больше в ней уровней иерархии), тем сильнее искажается информация при передачи снизу вверх или сверху вниз,
  • некомпетентность сотрудников,
  • конфликты между отдельными работниками или подразделениями,
  • низкая эффективность системы распределения задач и организации работы предприятия.

Организация систем обратной связи – один из важнейших инструментов повышения эффективности организационных коммуникаций.

Дата написания статьи: 17.07.2020
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot