Современные тенденции физического развития
Физическое развитие является внешним интегральным показателем соответствия роста и развития ребенка условиям жизнедеятельности. Физическое развитие в каждый жизненный период указывает на физическую работоспособность организма ребенка и его «биологический возраст».
Оценка физического развития происходит во время профилактических медицинских осмотров.
Антропометрические обследования включают:
- соматометрические данные (окружность грудной клетки, масса тела, рост);
- соматоскопические данные (состояние кожи и слизистых оболочек, опорно-двигательного аппарата, мускулатуры, «зубной возраст», уровень полового созревания);
- физиометрические показатели (сила сжатия рук, жизненная емкость легких).
Основными параметрами, характеризующими физическое развитие являются длина тела и его масса.
Тенденции в процессах роста и развития современных детей:
- Снижение соматометрических показателей. Увеличивается число низкорослых детей, нарастает доля детей с недостающей нормы массы тела. При этом растет доля мальчиков с избыточным весом.
- «Грацилизация» телосложения – уменьшение всех размеров тела.
- Отставание биологического возраста от паспортного. Половое созревание сдвинуто в сторону более старшего возраста.
- Рост расстройств сердечно-сосудистой системы.
- Снижение показателей жизненной емкости легких.
- Негативные сдвиги в силовых возможностях.
Методы анализа физического развития детского организма
Для анализа состояния физического здоровья детского организма используют следующие методы:
- Процентильный, или центильный метод. Оценка вероятностного распределения показателей в процентных интервалах.
- Метод индексов. Специальные формулы учитывают массо-ростовые соотношения.
- Метод регрессионного анализа. Рассматривает изменение массы тела при изменении его длины.
- Метод стандартизованных отклонений. Производится сравнение индивидуальных и стандартных показателей.
Критерии здоровья детей и факторы, их формирующие
Ведущие признаки здоровья детского организма:
- соответствующее возрасту, гармоничное физическое и психическое развитие;
- отсутствие заболеваний на момент обследования;
- отсутствие склонности к заболеваниям;
- нормальный уровень функционирования организма.
Всех детей и подростков согласно комплексной оценке состояния их здоровья делят на группы:
- I группа – здоровые дети с нормальным физическим и психическим здоровьем, у которых отсутствуют анатомические дефекты, морфофункциональные и функциональные отклонения.
- II группа – дети с некоторыми морфофункцинальными и функциональными нарушениями, без хронических заболеваний; реконвалесценты; дети с общей задержкой физического развития, без сопутствующих эндокринных нарушениях; часто и длительно болеющие ОРЗ; дети с последствиями операций или травм, с физическими недостатками при сохранении функций.
- III группа – дети с хроническими заболеваниями, последствиями травм, с физическими недостатками.
- IV группа – дети, страдающие хроническими заболеваниями с частыми обострениями, с физическими недостатками с ограниченными функциональными возможностями.
- V группа – дети с тяжелыми хроническими заболеваниями, с физическими недостатками, сопровождающимися выраженными нарушениями функций, дети-инвалиды.
Факторы, воздействующие на рост и развитие подрастающего организма:
- биологические факторы (состояние здоровья матери, перинатальная патология, осложненная беременность и роды, генетические факторы);
- социальные факторы (неполная семья, психологический климат, нездоровое питание, материальная обеспеченность и др.);
- факторы школьной среды (перегрузка учебными занятиями, недостаточная освещенность школьных помещений, неправильного размера школьная мебель и др.);
- природный климат;
- качество объектов окружающей природной среды.