Гигиенические принципы организации детского обучения
В общеобразовательных учреждениях организация обучения должна производиться исходя из гигиенических принципов:
- соответствие учебной нагрузки индивидуальным и возрастным особенностям организма;
- оптимальные условия обучения;
- научная организация процесса обучения.
Соблюдение гигиенических принципов способствует предотвратить развитие переутомления у ребенка и продлить работоспособность обучающихся.
Организация учебного процесса должна учитывать:
- физиологические особенности изменения дееспособности (облегченное начало занятий, предъявление особых требований к ученику на пике работоспособности);
- сроки оптимизации уроков (для учеников первых классов – 35 минут, для всех остальных учащихся – 45 минут);
- оптимальное расписание уроков (используется ранговая шкала);
- организация учебной недели.
На работоспособность, активность, самочувствие учащихся оказывает влияние внутренняя среда образовательного учреждения.
Для достижения благоприятных условий внутренней среды необходимо придерживаться следующих правил:
- пульсирующий режим проветривания;
- оптимальные показатели звукового и светового режимов;
- ориентация окон в помещениях – на восточные, юго-восточные, южные стороны горизонта;
- температурный режим при ленточном остеклении – 19-21 ºС, при обычном – 18-20 ºС;
- соблюдение эргономических правил к оборудованию и мебели;
- соблюдение функциональных параметров мебели для учащихся.
При организации трудовой деятельности должны учитываться гигиенические требования:
- системность в проведении трудового обучения;
- постепенное увеличение нагрузок, в том числе физических;
- соответствие трудовой деятельности возрастным и половым признакам, состоянию здоровья школьника;
- рациональный режим трудовой деятельности;
- безопасные для здоровья, благоприятные санитарные и гигиенические условия для осуществления трудовой деятельности.
Состояние здоровья и дееспособность учащихся зависят от методов обучения, режимов и технологий, применяемых в школе. Развитию выраженного утомления, невротизации у детей способствует авторитарный стиль преподавания и управления образовательным процессом.
Развитие утомления у школьников, его профилактика
Утомление – это снижение функциональных возможностей организма, которое наступает в результате его деятельности и носящее временный характер. Это естественная реакция организма на длительную работу.
Признаки утомления:
- снижение продуктивности (повышается количество неправильных ответов и ошибок, увеличивается время для выполнения заданий);
- ослабление внутреннего торможения (рассеянное внимание, частые отвлечения, двигательное беспокойство);
- ухудшение регуляции физиологических функций (нарушается координация движений, сердечный ритм);
- чувство усталости.
Переутомление – кумулированное состояние утомления, признаки которого не проходят длительное время:
- начальные признаки – падает успеваемость, изменяется поведение, появляется раздражительность, плаксивость, нервный тик, потеря аппетита;
- выраженные признаки – чувство страха, нарушение сна, истеричность, снижение работоспособности, вегето-сосудистая дистония, аритмия, снижение иммунитета.
При тяжелых случаях переутомления показано комплексное лечение , включающее физиотерапевтические процедуры, медикаментозное лечение, лечебную гимнастику.
Режим дня школьника
Правильно организованный режим дня учащегося обеспечивает адекватное функционирование органов и систем.
Компоненты режима дня:
- Учебные занятия.
- Активный отдых.
- Здоровое регулярное питание.
- Полноценный сон (от 11 до 8 часов в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей ребенка).
Для профилактики переутомления и правильной организации режима дня необходимо придерживаться биоритмологического принципа: совмещение нагрузок с биоритмологическим оптимум физиологических функций.