Общая методика проведения исследования мирового рынка
Мировой рынок представляет собой все множество рынков различных стран мира, принимающих участие в процессах международной торговли и международного разделения труда. Его изучение и анализ играют важнейшую роль при осуществлении внешнеторговой деятельности.
Главной задачей исследования мирового рынка выступает получение достоверной, объективной и точной информации для принятия обоснованных управленческих решений в сфере маркетинговой деятельности и решения таких вопросов, как выход на зарубежные рынки сбыта, вывод на них новой продукции и определение механизмов конкурентной борьбы.
Сап процесс проведения исследования рынка предполагает необходимость последовательного прохождения ряда этапов, а именно:
- определение целесообразности проведения исследования мирового рынка;
- постановка целей и задач исследования;
- разработка плана и определение методов исследования;
- сбор, систематизация, обработка и анализ первичной и вторичной маркетинговой информации;
- оформление и оценка результатов исследования;
- использование результатов исследования.
Таким образом, основными стадиями процесса международного маркетингового исследования мирового рынка выступают определение проблемы, установление потребностей в информации, выбор источников ее получения, сбор и систематизация данных, их анализ и интерпретация, а также представление результатов исследования.
Важную роль в процессе исследования мирового рынка играет выбор источников получения информации. От качества и рациональности их выбора в значительной степени зависит достоверность, актуальность и точность полученных результатов. Сами же результаты исследования мирового рынка могут быть интересны как внутренним, так и внешним пользователям.
Так или иначе, исследование мирового рынка и процесс его проведения должны соответствовать принципам научности, системности, комплексности и актуальности.
Базовые виды методов исследований мирового рынка в маркетинге
В основе маркетингового исследования мирового рынка лежит использование множества различных методов и инструментов, а сам анализ представляет собой сложный сплав маркетинга, экономики, квали- и социометрии.
К основным методам анализа мирового рынка непосредственно в маркетинге принято относить:
- использование обобщающих показателей;
- статистическое наблюдение;
- статистический анализ;
- сводку и группировку;
- индексной метод и пр.
Вся совокупность методик при этом делится на первичные и вторичные, а само исследование рынка – на полевое и кабинетное. В первом случае речь идет о непосредственном участии в сборе и обработке маркетинговой информации, а во втором – об использовании уже имеющихся обработанных кем-либо ранее данных.
Рассмотрим общую характеристику представленных выше методик более подробно.
Обобщающие показатели рынка опираются на использование количественной статистической информации об объемах сбыта, количествах совершенных покупок, ценах конкурентов и пр. Все они делятся на абсолютные и относительные. Абсолютные показатели имеют стоимостное (денежное) либо натуральное выражение, а относительные выражаются в процентных пунктах.
Статистическое наблюдение опирается на научно организованный сбор данных, в той или иное мере характеризующих мировой рынок, тенденции его развития, его участников и иные факторы. В процессе его осуществления обеспечивается учет и регистрация факторов и признаков, характеризующих каждую из единиц изучаемой совокупности. Статистический анализ, опираясь на данные статистического наблюдения, обеспечивает изучение рыночных отношений, находящих свое отражение в форме множества актов купли-продажи товаров и услуг на мировом рынке.
Сводка и группировка как метод маркетингового исследования рынка основаны на проверке исходных данных, их группировки (классификации) по определенным признакам, разработке системы статистических показателей и оформлении результатов в виде соответствующих таблиц. При использовании данной группы методов решаются такие задачи как:
- изучение структуры мирового рынка;
- выделение типов маркетинговых явлений;
- определение связей и зависимостей между явлениями и пр.
Сами по себе группировки данных могут быть простыми и сложными, последние, в свою очередь, делятся на многомерные и комбинированные. Простые группировки строятся по какому-либо одному признаку, а сложные – сразу по нескольким.
Индексный метод чаще всего используется для изучения конъюнктуры мирового рынка, в основе которой лежит соотношение между спросом и предложением на определенные товары (услуги) или их группы. Данный метод предполагает необходимость исчисления, сравнения и анализа различных индексов, например, индексов цен (средних, индивидуальных, агрегатных и пр.).
Помимо этого для анализа рынка могут быть применены традиционные методики проведения маркетинговых исследований, такие как опросы, бенчмаркетинг и пр. Тем не менее, учитывая масштабы мирового рынка, их использование носит ограниченный характер.
Все описанные выше методы относятся к статистическому банку маркетинга. Всего их выделяется порядка трех видов (рисунок 1). Все вместе они формируют основу для проведение комплексного исследования мирового рынка.
Рисунок 1. Банки маркетинга. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Под банком информации следует понимать единую оперативную систему накопления данных, важных с точки зрения проводимого рыночного исследования, их систематизацию, хранение и передачу.
Статистический банк объединяет в себе множество статистических методик сведения, группировки и анализа данных, позволяющих оценивать рыночные процесса и выявлять причинно-следственные связи между ними.
В банке моделей свое отражение находит обобщение результатов маркетингового исследования мирового рынка в виде наборов статистических и специфических маркетинговых моделей, на основе которых производится выбор оптимальных управленческих решений.