Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Доля в маркетинге

Понятие и сущность доли в маркетинге

Определение 1

Доля – это определенным образом (количественно или качественно) выраженная часть чего-либо целого.

Данный термин получил весьма широкое распространение в современном мире, его активно применяют в различных сферах, включая сферу маркетинга. В общем смысле под данным термином принято понимать одну или несколько частей целого.

Замечание 1

Как правило, в маркетинге доля чаще всего выступает относительным показателем, который характеризует удельный вес части в совокупности целого. Обычно доля измеряется в процентном выражении.

В системе маркетинга долю чаще всего принято рассматривать в качестве двух базовых категорий:

  • применительно к рынку;
  • применительно к характеристике медиасредств.

В первом случае речь идет о доле рынка (рыночной доле компании). Во втором случае доля рассматривается в качестве одной из базовых технических характеристик медиасредств. Рассмотрим оба этих понятие и их содержание более подробно.

Доля рынка в маркетинге

Определение 2

Рыночная доля – это показатель, характеризующий положение компании на рынке относительно ее рыночных конкурентов

На практике данный показатель чаще всего измеряется в процентном выражении и определяется как отношение части товарооборота компании в расчете к совокупной величине оборота на данном рынке (например, территориальном или отраслевом). Таким образом, в основе определения доли рынка лежит расчет процентного соотношения между объемами продаж компании к общим объемам рыночных продаж товаров той же категории.

Каждая фирма в своей деятельности стремится к поддержанию либо увеличению своей рыночной доле, так как чем выше данный показатель, тем большую аудиторию потенциальных потребителей она сможет охватить и тем радужнее, соответственно, перспективы ее сбыта. Основными инструментами наращивания доли рынка обычно выступают:

«Доля в маркетинге» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • снижение уровня отпускных цен на товары и услуги;
  • повышение качества продукции;
  • увеличение расходов на стимулирование сбытовой деятельности и пр.

Примечательно, что даже несмотря на признание учеными того факта, сто рыночная доля выступает одним из наиболее важных показателей маркетинговой деятельности фирмы, единого общепринятого подхода к ее измерению не существует. Рыночная доля компании может быть рассчитана как по отношению к рынку в целом, так и в пределах отдельно обслуживаемого рыночного сегмента, то есть той части общего рынка, за который ведется конкурентная борьба.

На практике многие фирмы сталкиваются с отсутствием обоснованных данных относительно объема продаж на рынке в целом. В этом случае доля рынка может быть определена относительно продаж ряда ближайших конкурентов либо и вовсе относительно ведущего конкурента – лидера рынка.

Так или иначе, долю рынка принято рассчитывать двумя основными способами (рисунок 1). Рассмотрим их более подробно.

Способы определения доли рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Способы определения доли рынка. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В натуральном выражении доля рынка определяется как количество единиц товара, реализованного конкретной компанией в процентном соотношении к общим объемам продаж на рынке, выраженных в тех же единицах. В этом случае рыночная доля определяется в штучном выражении.

В стоимостном выражении рыночная доля определяется по объемам продаж в стоимостном выражении и отражает цены, по которым реализуется товарная продукция.

Помимо прочего доля рынка может быть определена через интенсивность потребления торговой марки. Данный способ более известен как методика Парфитта и Коллинза (P&C). В этом случае доля рынка определяется с опорой на данные панельных исследований. Ее величина рассчитывается как произведение трех показателей – проникновения марки, ее повторного приобретения и интенсивности ее потребления.

Замечание 2

На практике доля рынка чаще всего измеряется в стоимостном выражении.

Так или иначе, доля рынка часто используется в маркетинге не только для определения текущего рыночного положения фирмы, но и для анализа перспектив ее дальнейшего развития, а также оценки рыночной конкуренции и прогнозирования изменений рынка. В идеале следует знать не только собственную долю рынка, но и долю рынка ближайших конкурентов.

Доля как одна из основных технических характеристик медиасредств в маркетинге

Несмотря на то, что, говоря о доле в маркетинге, на ум в первую очередь приходит доля рынка, она является не единственной долей. В системе маркетинга понятие доли часто используется для характеристики медиасредств, используемых при проведении рекламных кампаний.

В общем смысле под медиасредствами следует понимать определенные инструменты, при помощи которых обеспечивается передача рекламно-информационного сообщения конкретным адресатам (получателям). К числу типичных медиасредств принято относить:

  • радио;
  • телевидение;
  • прессу.

Кроме того, к числу базовых медиасредств в системе маркетинга также могут быть отнесены прямые рассылки и наружная реклама.

Так или иначе, все медиасредства обладают определенными техническими характеристиками, определяющими их специфику и позволяющими производить оценку их эффективности. Одной из таких характеристик как раз-таки и выступает доля, которая является относительной характеристикой.

Под долей как технической характеристикой медиасредств следует понимать процент реальных зрителей (слушателей), в определенный временной интервал посмотревших или прослушавших определенную рекламу или передачу в расчете к общему числу лиц, контактировавших с медиасредством в данный период времени. С ее помощью можно оценить непосредственно удельный вес зрительской аудитории, внимание которой в данным момент времени было привлечено конкретным медиасредством.

Чем выше доля, тем (при прочих равных условиях) больше шансы на успех рекламно-информационной деятельности, ведь именно она показывает процент реально заинтересованных в рекламно-информационном сообщении адресатов. Иначе говоря, это качественный показатель охвата.

Дата написания статьи: 19.12.2019
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot