Понятие смешанных перевозок
Перевозка грузов с последовательным участием нескольких видов транспорта называется смешанной.
Применение смешанных перевозок обусловлено следующими причинами:
- невозможность организации доставки груза из пункта отправления в пункт назначения одним видом транспорта;
- экономическая целесообразность перевалки груза в пути следования (например, для снижения общих логистических издержек поставки за счет укрупнения транспортных партий);
- дефицит пропускных или провозных способностей отдельных участков транспортировки.
Смешанные перевозки широко распространены поскольку из всех видов транспорта лишь автомобильный может осуществлять доставку «от двери до двери». Железнодорожный и водный транспорт имеют такую возможность только при условии наличия подъездных путей или причалов у грузовладельцев.
Формы организации смешанных перевозок
Существуют различные формы организации смешанных перевозок: смешанная раздельная перевозка, мультимодальная и интермодальная перевозка.
Смешанные раздельные перевозки предполагают заключение грузовладельцем договора с каждым перевозчиком, причем каждый из них осуществляет расчеты с заказчиком и несет материальную ответственность за сохранность товара только на своем участке маршрута.
Мультимодальной перевозкой называют перевозку груза несколькими видами транспорта, осуществляемую под ответственностью одного перевозчика, по единому транспортному документу и оплачиваемую по единой сквозной тарифной ставке.
Система интермодальных перевозок тождественна мультимодальной, но в отличие от последней оперирует не с грузом вообще, а с определенной укрупненной грузовой единицей (например, контейнером, контрейлером, паллетом). Таким образом, можно констатировать, что интермодальные перевозки – это сектор более широкого понятия мультимодальных перевозок.
В отличие от традиционных смешанных раздельных перевозок, мульт- и интермодальные перевозки отвечают логистическим принципам:
- единый оператор перевозки;
- единый транспортный документ, подтверждающий наличие договора перевозки;
- единая ответственность за груз;
- единая сквозная тарифная ставка;
- применение укрупненных грузовых единиц.
В зависимости от применяемых укрупненных грузовых единиц выделяют следующие формы организации смешанных перевозок:
- пакетные перевозки – перевозки укрупненными грузовыми местами – пакетами, сформированными из штучных грузов;
- паллетные перевозки – перевозки укрупненными грузовыми местами на грузовых поддонах (паллетах), стандартные европейские параметры поддона − 800×1200×144 мм (в России такие грузовые единицы называют «европоддоны»);
- контейнерные перевозки – смешанные перевозки, выполняемые любым видом транспорта с использованием универсальных грузовых контейнеров;
- контрейлерные перевозки – автомобильно-железнодорожные перевозки, перевозка груза осуществляется в трейлере (автоприцепе), который на железнодорожном участке пути погружается на железнодорожную платформу;
- паромные и ролкерные перевозки – перевозки с участием водного транспорта, перевозка груза осуществляется автомобильным транспортом или в вагоне, которые на водном участке пути закатываются на паром или в трюм грузового морского судна (ролкера);
- лихтерные перевозки – перевозки с участием водного транспорта для грузоотправителей, расположенных на водных путях, перевозка груза осуществляется в лихтерах (несамоходных судах), которые буксируются с причала к судну-лихтеровозу.