Закупка и транспортировка продукции - это логистические функции, выполнение которых способствует продвижению материального потока от первоначального источника его возникновения до конечных потребителей.
Логистикой называется деятельность хозяйствующих субъектов по управлению материальными, финансовыми, информационными и прочими потоками ресурсов. Выделяют несколько функциональных областей логистики. Одними из основных областей считаются закупочная логистика (управление закупками) и транспортная логистика (управление транспортировками). В связи с этим далее рассмотрим организацию выполнения данных логистических функций.
Организация закупки продукции
Закупки представляют собой логистическую функцию, выполнение которой заключается в обеспечении предприятия необходимыми материальными ресурсами. В результате закупок удовлетворяются потребности производства в материалах, и оно может начать осуществляться бесперебойно.
Экономически эффективной может быть признана закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. Организацией закупки сырья и материалов на предприятии занимается специально созданное подразделение - отдел снабжения / закупок. Специалисты данного отдела определяют количественный и качественный состав требуемых для закупки материалов и сырья. Кроме того, в рамках организации закупки продукции совершается выбор конкретного поставщика и устанавливаются конкретные условия поставки.
Предварительным этапом закупки продукции является определение потребности предприятия в материалах, т. е. устанавливается их качественный состав, количество, сроки доставки. Этот вопрос решается совместно с другими подразделениями предприятия, прежде всего, с отделом производства, который руководствуется производственной программой.
Далее специалисты отдела снабжения определяют целевые рынки закупок и начинают их исследовать на предметы уровней спроса, предложения, рыночной цены. В том числе, происходит идентификация потенциальных поставщиков и отбор наиболее подходящего из них.
Поставщики выбираются путем применения специальных методов. В настоящее время практикуется использование преимущественно следующих методов: конкурсные торги (тендеры), письменные переговоры с поставщиком, изучение рекламных материалов, посещение выставок и ярмарок.
Выбор поставщика осуществляется на основании ряда критериев. В основном руководствуются следующими критериями (или только некоторыми из них):
- стоимость приобретения продукции или услуг;
- качество обслуживания:
- удаленность поставщика;
- сроки выполнения текущих и экстренных заказов;
- кредитоспособность и финансовое положение поставщика;
- наличие у поставщика резервных мощностей;
- способность поставщика обеспечить поставку запасных частей;
- организация управления качеством продукции у поставщика;
- психологический климат в трудовом коллективе поставщика (в том числе, риск забастовок) и пр.
После того, как поставщик будет выбран, с ним вступят переговоры, во время которых будут согласовываться все существенные условия поставки продукции: стоимость, объем, сроки, ответственность и т. д. Достигнутые договоренности закрепляются заключением договора поставки, исполнение которого (получение предприятием продукции и перечисление им денежных средств поставщику) и будет считаться непосредственным осуществлением закупки.
Необходимо еще сказать, что существуют несколько различных способов закупки, выбор которых играет существенную роль в организации работы отдела снабжения на предприятии. Так, различают оптовые закупки, регулярные закупки мелкими партиями, закупки по мере необходимости и др. Факторами выбора способа закупки являются сложность конечного продукта, его состав и количество, периодичность возникновения потребности и др.
Организация транспортировки продукции из региона в регион
Транспортировка продукции представляет собой процесс рациональной организации ее перемещения. Транспортировка располагает обеспечивающим характером, поскольку она в том или ином виде сопровождает практически все остальные хозяйственные процессы в логистической цепи поставок.
При этом важно разделять транспортировку на внешнюю и внутреннюю. Внешняя транспортировка связывает транспортными потоками два самостоятельных независимых хозяйствующих субъекта (например, поставщика и предприятия, розничный магазин и клиента и т. п.). Внутренняя транспортировка осуществляется внутри одного предприятия, как правило, между его подразделениями (например, между складом и производственным цехом).
Отсюда можно сделать вывод, что транспортировка продукции из региона в регион по своему характеру является внешней транспортировкой.
Организацией транспортировки продукции обычно занимается транспортный отдел предприятия. Она заключается в определении конкретных продуктов (материальных объектов), которые должны быть перемещены, в установлении пунктов и сроков отправления и прибытия. В зависимости от этого выбирают наиболее подходящий вид транспорта (автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный) и конкретное транспортное средств. Следующий шаг состоит в разработке оптимального маршрута транспортировки.
При организации транспортировки продукции из региона в регион важным оказывается правильное оформление транспортной и сопровождающей документации. Регионы нередко отличаются друг от друга в части некоторых законодательных требований (особое внимание должно быть уделено налоговому законодательству).
Для того чтобы осуществить указанную транспортировку, предприятия нередко обращаются за услугами специализированных предприятий-перевозчиков, которые за определенное вознаграждение готовы взять на себя выполнение всех транспортных работ.