Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблема аналитических и синтетических суждений в логике и философии (линии Канта и Лейбница)

Позиция Лейбница по проблеме аналитических и синтетических суждений в логике и философии

Проблема аналитических и синтетических суждений в логике и философии - это одна из фундаментальных проблем в логике и философии, связанная с тем, как мы приходим к знаниям о мире и как мы можем отличать истинные знания от ложных.

Определение 1

Аналитические суждения - это суждения, которые истинны по определению, то есть их истинность следует из их логической структуры.

Например, суждение «у всех ноутбуков есть аккумулятор» является аналитическим, потому что оно следует из определения слова «ноутбук».

Определение 2

Синтетические суждения - это суждения, которые истинны не по определению, а потому что они соответствуют опыту или реальности.

Например, суждение «сегодня холодно» является синтетическим, потому что его истинность зависит от определенных факторов в мире.

Впервые проблема аналитических и синтетических суждений была явно сформирована в философии Нового времени, в частности:

  • Д. Юмом в форме дихотомии истин, базирующихся на фактах и на «отношениях между идеями»,
  • Г. В. Лейбницем в форме «истин факта» и «истин разума».

Именно концепция Лейбница сыграла значительную роль в логике. По мнению философа, все истины имеют аналитический характер. Любое доказательство может рассматриваться как разложение субъекта суждения, показывающее, что в этом субъекте содержится предикат такого суждения.

Если «истину разума» можно доказать за конечное количество шагов, то для «истины факта» подобное доказательство невозможно, поскольку может требовать бесконечного числа шагов в процессе разложения субъекта. Истины факта можно получить только эмпирическим образом, с опорой на закон достаточного основания. Они являются истинами действительного мира. Истины разума являются аналитичными, выступают истинами во всех возможных мирах. Однако Лейбниц полагал, что для «бесконечного разума», Бога все истины даны сразу и непосредственно, поэтому он не обязан, в отличие от нас, различать истины разума и факта, и они для него все аналитические. Именно в этом смысле по Лейбницу все истины аналитические, по крайней мере, для этого «бесконечного разума».

«Проблема аналитических и синтетических суждений в логике и философии (линии Канта и Лейбница)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Позиция Канта по проблеме аналитических и синтетических суждений в логике и философии

Критическая философия И. Канта стала попыткой преодоления пропасти между двумя направлениями, проявившимися в философии Нового времени:

  • эмпиризмом,
  • рационализмом.

При этом были сохранены и обоснованы принципы и идеалы рациональности, сложившиеся в эпоху просвещения. И. Кант утверждал, что существуют априорные структуры сознания, упорядочивающие и систематизирующие все данные интуитивного (чувственного) познания. Поэтому ответ на один из ключевых вопросов философии Нового времени о том, как возможны достоверные необходимые суждения, в соответствии с линией Канта можно ответить, что не все истинные суждения сводятся к аналитическим.

Кант разделял все суждения на две категории:

  • аналитические,
  • синтетические.

Чтобы определить истинность аналитического суждения, нужно применить логический анализ, а чтобы определить истинность синтетического – провести эмпирическую проверку. Однако, по мнению Канта, выделяются априорные синтетические суждения. Для определения их истинности служат не эмпирические данные, а априорная структура сознания. К этой категории относятся, в частности:

  • математические суждения, которые опираются на чистые на чистые формы чувственности;
  • суждения теоретического естествознания, которые опираются на априорные структуры возможного опыта.

Одним из достижений Канта можно считать то, что он систематизировал различия:

  1. Различие аналитических и синтетических высказываний:

    • для аналитических высказываний характерно содержание понятия-предиката в понятии-субъекте, например: «неженатый человек – это мужчина» (о женщинах говорят «не замужем»). В высказывании отсутствует новое знание, его истинность обеспечивается тождественностью (в современной терминологии – «синонимией») терминов;
    • для синтетических высказываний характерно, что содержание предиката не принадлежит понятию-субъекту, к примеру: «холостяки светловолосы». В таком случае в высказывании имеется новая информация, и его истинность строится не на тождественности терминов.
  2. Различие априорных и апостериорных суждений:

    • познание априорных суждений производится независимо от конкретного чувственного опыта. Априори должно быть все, что мы можем знать как необходимо истинное и всеобщее;
    • познание апостериорных суждений происходит на основании опыта, эксперимента, наблюдения. Апостериорные знания не необходимо истинные и не всеобщие.

На основе описанных различий, Кант выделяет четыре разновидности суждений:

  • априорные аналитические суждения (истинны в силу тавтологии),
  • апостериорные синтетические суждения (истинность проверяется опытным путем),
  • апостериорные аналитические суждения (категорически отвергаются, поскольку, зная аналитическую истинность суждения, уже не нужно обращаться к опыту),
  • априорные синтетические суждения (обоснованию их возможности Кант посвятил много внимания: такие высказывания должны быть необходимо и всеобще истинными, а значит, выходить за рамки нашего опыта, но в истинности этих суждений невозможно убедиться простым анализом понятий).

Итак, позиция Канта состоит в том, что аналитические суждения истинны по определению, а синтетические суждения истинны только на основе опыта. Он также предложил, что существуют синтетические суждения, которые истинны по определению, но они являются тавтологиями, то есть они просто повторяют одно и то же с разными словами.

Необходимо отметить, что проблема аналитических и синтетических суждений остается актуальной в философии и логике, и исследования в этой области продолжаются. Исследователи относят ее к числу «вечных проблем философии», т. е. вопросов, неизменно сохраняющих свою актуальность, постоянно проявляющихся в различных философских теориях на разных этапах развития.

Дата последнего обновления статьи: 25.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot