Бенгальский ренессанс – это течение в индийском искусстве рубежа 19-20 веков, возникшее под влиянием национально-освободительного движения.
Биография Рабиндраната Тагора
Творчество великого индийского поэта и мыслителя Рабиндраната Тагора сыграло большую роль в художественном и общественном развитии Индии. Произведения Р. Тагора, полные истинной поэтической красоты и жизненной правды, открыли новую страницу индийской литературы и вошли в «Золотой фонд» мировой литературы.
Рабиндранат Тагор родился в мае 1861 года в Калькутте, столице Бенгалии, в родовитой, богатой семье. Отец писателя, Дебендранат Тагор, был человеком большой культуры и широких взглядов.
Рабиндранат Тагор с детства увлекался литературой. Впоследствии он писал, что литературная и артистическая атмосфера, царившая в доме родителей, была величайшим благом его молодости.
Сочинять стихи Рабиндранат Тагор начал в восьмилетнем возрасте. Обучение он начал дома, затем продолжил в частных школах, а после поступил в педагогическое училище и Бенгальскую академию, где изучал бенгальскую культуру и историю.
В 1878 году вышла в свет эпическая поэма Рабиндраната Тагора «История поэта». В том же году поэт уехал в Англию, где изучал юридические науки. Но уже через полтора года Рабиндранат Тагор вернулся в Бенгалию и посвятил себя целиком литературной деятельности.
В 1883 году поэт женился на Мриналини Деви. В их браке родилось два сына и три дочери.
В этот же период Рабиндранат Тагор выпустил свои первые поэтические сборники:
- «Утренние песни»;
- «Вечерние песни».
Эти сборники положили начало поэтической карьере Тагора.
В 1901 году Рабиндранат Тагор переехал в семейное поместье Шантиникетан, расположенное под Калькуттой. Здесь он вместе с еще пятью учителями основал школу, которая в 1921 году была преобразована в международный университет. Писатель совмещал преподавание с литературной деятельностью. Он писал не только стихи, но и рассказы, романы, учебники, статьи по вопросам образования, книги по истории Индии.
Главными прозаическими произведениями этого периода являются:
- Роман «Крушение»;
- Роман «Песчинка»;
- Философский роман «Гора».
Рабиндранат Тагор написал 20 драм, наиболее известными из них являются «Король темного покоя», «Жертвоприношение», «Освобожденный поток», «Почта».
В 1912 году на английском языке вышел сборник религиозных стихов Р. Тагора «Гитанджали». После этого к писателю пришла мировая слава. В 1913 году за этот сборник Р. Тагор был удостоен Нобелевской премии.
После окончания Первой мировой войны Рабиндранат Тагор опубликовал романы «Четыре части», «Дом и мир», повесть «Четыре главы», лирические сборники «Последняя октава», «Снова», «Листья», «Вечерний светильник».
Помимо художественных произведений Рабиндранат Тагор написал ряд критических, философских, публицистических статей, музыкальных композиций. Огромна заслуга писателя и в деле развития бенгальского литературного языка.
В 1920-х годах писатель совершил ряд путешествий в Японию, Китай, Европу, Латинскую Америку, а в 1930 году он посетил СССР. В результате этой поездки он написал «Письма о России».
Стихотворение «Душа народа» Р. Тагора стало национальным гимном Индии, а песня «Моя золотая Бенгалия» - гимном Народной Республики Бангладеш.
В 1941 году Рабиндранат Тагор скончался после продолжительной болезни.
Поездка Р. Тагора в Китай
Весной 1924 года Рабиндранат Тагор по приглашению «Общества полумесяца» посетил Китай. Общество возглавляли Сюй Чжимо и Ху Ши. Подготовкой визита писателя занимались Цай Юаньлэй и Лян Цичао от имени Пекинского университета и просветительского общества Пекина. Великого бенгальца в поездке сопровождала Сюй Чжимо, а стенографию возложили на китайского поэта Ван Тунчажао.
23 апреля 1924 года Рабиндранат Тагор прибыл в Пекин. Кроме перечисленных выше лиц, участие во встрече принимали Гу Хунмин, Лян Шунмин, Сюн Силин.
Рабиндранат Тагор посетил Янзинский и Пекинский университеты, Цинхуа, побывал в гостях у экс-императора Пу И. На всех этих мероприятиях присутствовала Линь Хуэйнин, которая вместе с Сюем обеспечивала поэтический перевод.
8 мая в «Обществе полумесяца» состоялось торжественное празднование дня рождения Рабиндраната Тагора, на котором присутствовало несколько сотен гостей, в их числе и Лу Синь.
Рабиндранат Тагор получил символический подарок – ему было присвоено китайское имя. Церемонию проводил Лян Цичао. Имя состояло из иероглифов Чжу Чжэдань. Они обозначают названия двух стран: «Чжу» - сокращение от «Тяньчжу» - Индия, «Чжэньдань» - средневековая транскрипция санскритского названия Китая.
На китайском языке была поставлена пьеса Рабиндраната Тагора «Читра» на сюжет произведения «Махабхарата».
Движение за новую культуру
На развитие китайской литературы и общественно-политической мысли большое влияние оказал Лу Синь, он считается основоположником современной китайской литературы.
Самыми известными произведениями Лу Синь являются: «Записки сумасшедшего» и «Подлинная история А-Кью».
Лу Синь интересовался марксизмом. Писатель был редактором левых китайских журналов («Ростки», «Новая молодежь»).
В 1930 году писатель организовал «Лигу левых писателей», объединившую наиболее влиятельных и активных китайских литераторов того периода. На творчество писателя оказали влияние дарвинизм и фрейдизм. Лу Синь отрицательно относился к конфуцианству и философии Чжуан-цзы. Из мыслителей ценил Мо-цзы и Лао-цзы.
Работы Лу Синя оказали значительное влияние на становление антиимпериалистического движения в 1919 году («Движение 4 мая»).
Китайское движение за новую культуру выступало против конфуцианских устоев. Представители этого движения призывали к созданию новой культуры, основанной на западных стандартах. Они призывали:
- К отказу от патриархальной семьи;
- К развитию народной литературы;
- К отказу от конфуцианской культуры;
- К пересмотру конфуцианских текстов с использованием современных методов;
- К равноправию и демократии;
- К ориентации не на прошлое, а на будущее.
Культурное движение переросло в политическое и получило название «Движение 4 мая».
В 1924 году Р. Тагор прочел в Китае ряд лекций. Он отмечал, что Китай может столкнуться с рядом проблем, интегрировав в китайское общество слишком много черт западной цивилизации. Однако несмотря на усилия писателя, западные идеалы стали основными компонентами новой китайской культуры.