Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Жанр М. Горького: социальная или философская драма

Определение 1

Притча – это литературный жанр; небольшое произведение назидательного характера, которое содержит моральное или религиозное поучение в аллегорической форме.

«На дне» как социально-психологическая драма

Пьеса «На дне» М. Горького в жанровом отношении двупланова. Жанр произведения колеблется между философской драмой и социально-психологической драмой.

Ряд критиков удивлялись тому, почему писатель не воспользовался материалом и не создал прекрасную, эффектную мелодраму о роковой любви, страстях, борьбе соперниц, убийстве. Молодая жена пожилого хозяина ночлежки, испытывающая чувства к вору Ваське Пеплу, однажды предлагает ему «избавиться» от надоевшего мужа и занять его место (на такой же фабуле построено известное произведение Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»). Однако Васька Пепел уже остыл к женщине, он влюблен в ее сестру Наталью и мечтает уехать и с начать с ней новую жизнь, где не будет места воровству, обману. Василиса, подслушав их объяснение, мстит сестре – ошпаривает кипятком ноги (такой мотив встречается в повести «В овраге» А. П. Чехова – жестокая Аксинья подобным образом избавляется от маленького ребенка, являющегося наследником состояния, на которое рассчитывала женщина). В возникшем конфликте Пепел убивает Костылева. Парню грозит тюрьма, а Василиса, оставшаяся теперь единственной хозяйкой ночлежки, добивается своего. С. А. Адрианов, известный критик, считает, что истинным героем пьесы Горького должен быть именно Васька Пепел.

Пьеса «На дне» имеет жанровый подзаголовок «Картины», и это не случайно. Писатель не делает основой драмы изложенную фабулу. Горький децентрализует события, наполняет произведение драматическими судьбами других героев. Параллельно с историей Наташи, Пепла и Василисы он показывает семейную жизнь Клеща и его безуспешные попытки найти работу и наконец выбраться из этой ночлежки; здесь показаны книжные мечты Натальи о прекрасном возлюбленном; фиглярство молодого Алешки и карточное шулерство Сатина. У каждого персонажа пьесы своя личная драма, свой фрагмент общей картины жизни.

Пьеса «На дне» как философская притча

Поэт и критик И. Ф. Анненский в обитателях ночлежки увидел «сплоченную и странную семью». Первоначально он жанр пьесы Горького обозначил как социальную драму. В статье «Три социальные драмы», написанной в 1906 году, он проводит анализ трех произведений:

  • «На дне» М. Горького;
  • «Горькая судьбина» А. Ф. Писемского;
  • «Власть тьмы» Л. Н. Толстого.

Критик обнаруживает в пьесе Горького непримиримую антибуржуазность. Он пишет, что все основы счастья и буржуазного строя здесь сведены к такой элементарности, что не остается сомнений в том, как к ним относится сам автор произведения. Например, если взять семью – ее эмблемой здесь выступает Василиса Костылева. Если взять религию – то лампада Костылева и средства ее наполнения. Если взять правительство – это будочник Медведев и его буколические отношения к обывателям. Однако среди этих намеченных Анненковым основ буржуазного благополучия выделяется одна, которую не так легко описать на словах, так как эта основа давно идеализирована сознанием человека. Эта основа – труд.

«Жанр М. Горького: социальная или философская драма» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

«Среда Горького тоже не знает благословенного труда, потому что она знает ненавистный и проклятый труд…» - пишет Анненков. Он отмечает, что работник Клещ является самым злым человеком в ночлежке. Наиболее субъективный персонаж произведения, Сатин, с неприязнью думает о работе не потому, что он сбившийся с толк пьяница, бывший человек, боящийся говорить о прошлом, а потому, что изначально в его нравственной природе труд противен – для него это как клеймо рабства и как «потуга буржуазного счастья». То есть труд не уравнивает людей, а разобщает их, разделяя на Костылевых и Клещей.

Однако при более глубоком изучении пьесы «На дне» оказывается философской драмой. Анненков отмечает, что драматургии произведения Горького присущи несколько характерных особенностей. В произведении выделяются три главных элемента:

  • Душа бывшего человека;
  • Сила судьбы;
  • Человек иного порядка, который своим появлением приводит к «болезненному для бывших людей столкновению двух первых стихий и сильную реакцию со стороны судьбы».

Такое выявление символического, обобщенного, притчевого характера произведения М. Горького подчеркивается даже эволюцией ее заглавия.

Замечание 1

В рукописях писатель называл ее «Ночлежка», «Без солнца», «На дне жизни», «Дно».

Первое издание, вышедшее в 1902 году в Берлине, было под заглавием «На дне жизни». Однако в итоге бытовое название «Ночлежка» и прямолинейно-символические – «На дне жизни» и «Без солнца» уступили символу без подсказки. Впервые заглавие «На дне» появилось на афише Художественного театра, и именно оно стало каноническим.

Замечание 2

С этого момента дно могло приобретать множество самых разных смыслов: ночлежка – пещера Платона – корабль жизни, который движется в неизвестное будущее.

Для того, чтобы этот символический смысл можно было проявить, Горькому потребовался человек иного порядка, который направил бы жизнь этой ночлежки в совершенно новое русло. Этот человек должен был прорубить среди афоризмов босяцких философов отчетливую тропу и направил резкий луч света на стену платоновской пещеры. Задача человека иного порядка – обозначить проблему, о которой уже более столетия размышляют зрители и читатели.

В пьесе автор ставит вопрос о том, что человеку полезнее – правда или утешительная ложь. И этот вопрос вызывает жаркие прозы персонажей. За идею утешительной, спасительной лжи выступает Лука. Он всем говорит добрые слова, находит способ каждого утешить, в каждом видит доброе начало и пытается пробудить в них веру в свои возможности и силы. Он знает, насколько человеку важна эта вера, надежда на лучшую жизнь.

Сатин считает, что необходимо всегда говорить правду, что ложь всегда бессмысленна. «Правда – бог свободного человека» - утверждает Сатин. Философия Луки ему не нужна, как не нужна и поддержка несуществующих идеалов.

Таким образом, произведение Горького является социальной драмой, так как в ней представлена драма, которая вызвана объективными условиями общественной жизни. В то же время в произведении присутствует философский аспект, который каждое поколение читателей переосмысливает по-новому. Например, долгое время образ Луки воспринимался как отрицательный. Однако сейчас во многом этот образ воспринимается иначе.

Дата последнего обновления статьи: 29.12.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot