Художественная деталь – это компонент предметной выразительности в литературном произведении, имеющий значительную смысловую и эмоциональную нагрузку.
Понятие и функции художественной детали
Художественная деталь – это подробность, которая в произведении получает образный смысл, создает характер, выражает авторскую идею.
Сила и смысл детали заключается в том, что в это бесконечно малое вмещено целое, деталь представляет явление в его сущности. Вне художественных деталей невозможны отдельные характеры, невозможен художественный мир произведения.
Художественная деталь выполняет множество функций. Детали помогают представить изображаемую писателем картину, характер или предмет в их неповторимой индивидуальности, но при этом в их обобщенном смысле. Деталь заставляет обратить внимание на основное, что определяет внешность, характер человека и его внутренний мир.
Художественная деталь выполняет следующие функции:
- Выделительная. Писатель с помощью детали выделяет художественный образ, событие, явление из целого ряда подобных;
- Психологическая. Деталь – это средство психологической характеристики героя. Она помогает автору раскрыть внутренний мир героя;
- Фактографическая. Художественная деталь характеризует факт действительности;
- Натуралистическая. Деталь бесстрастно, внешне точно и объективно изображает явление или предмет;
- Символическая. Здесь деталь выступает в роли символа – многозначного художественного образа, имеющего эмоционально-иносказательный смысл, который основан на сходстве явлений жизни;
- Импрессионистическая. Это деталь, которая взята автором произведения произвольно и не всегда ему самому понятна, но которая внутренне совпадает с его мысль, отражает его переживания, чувства, настроение.
Художественные детали в романе Л. Н. Толстого «Анна Каренина»
Великое мастерство Л. Н. Толстого заключается в его умении каждую деталь видеть в прямом соотношении с основной мыслью произведения. Толстой с помощь художественных деталей воспроизводит черты обстановки, внешности, одежды. Именно благодаря детали писателю удается так точно показать трагизм одиночества героини своего романа, духовную близость Карениной с Левиным. Благодаря своему дару помечать в человеке сокровенное, скрытое, данное ему одному и выражать это через деталь писателю удалось показать тоску и стремление Анны к счастью, ее любовь к сыну.
В романе «Анна Каренина» Л.Н. Толстой использует детали, различающиеся по функциям и по изобразительному материалу:
- Портретные (сюда же относятся детали-жесты);
- Сюжетные;
- Предметно-бытовые;
- Собственно-психологические.
Также для этого произведения характерными являются переходы одного типа деталей в другой, например, предметно-бытовые, портретные, сюжетные переходят в психологические.
Портретная деталь – это подробность, которая раскрывает внешний облик персонажа в соответствии с его характером и замыслом автора.
Деталь-жест – одно из внешних проявлений персонажа, которое отражает важное движение его души в связи с раскрытием характера и авторской мысли.
Сюжетной деталью называется подробность, отдельно взятый момент действия, который раскрывает мысль автора, характеры персонажей, указывает на логику событий и смысл изображаемой действительности.
Под предметно-бытовой деталью понимается подробность внешней обстановки, которая помогает наиболее глубоко и ярко показать уровень и условия жизни персонажей, их взаимоотношения со средой.
Собственно-психологическая деталь – это деталь, которая прямым образом выражает психологию героев, создает характеры персонажей в их неповторимой индивидуальности, выражает авторскую идею.
У Л. Н. Толстого художественная деталь является изобразительным средством, способным служить ключом ко всему построению произведения. Так, с помощью портретной детали писатель создает внешний облик главной героини. Характерными чертами внешности Анны Карениной являются свет в глазах и блеск взгляда, которые видны окружающим. Вронский еще в первую встречу с Анной заметил, как она «умышленно потушила свет в глазах». Блеск, свет в глазах Карениной – это движение жизни, излучение души, это свидетельство внутреннего богатства героини. А в быстрой, легкой походке героини передается ощущение полноты ее нравственных и физических сил.
«Своевольные колечки кучерявых волос» - намек на стихийный, беспокойный характер героини, ее не всегда управляемый темперамент.
Указания на одежду также относятся к портретной детали. Цвет платья имеет определенный смысл. Черное платье, черная амазонка – это намек на предстоящий трагичный конец. Белый цвет – это символ невинности и чистоты. И вдруг Анна, упавшая в глазах света, появляется в театре в белом платье, претендуя на счастье и беззаботную радость. Здесь белое платье – это не только вызов свету, но и надежда на счастье, вызов «черной» смерти.
Несмотря на то, что деталь-жест в произведении занимает небольшое место, она имеет важное значение для характеристики главной героини. Автор с помощью каждого жеста раскрывает в характере Анны что-то новое. Так, «крепкое пожатие» говорит о бодрости, энергии, оптимизме Анны. И эта деталь неоднократно повторяется в романе.
Через жесты писатель передает и трагизм судьбы героини, и неотвратимость событий.
Предметно-бытовая деталь в романе занимает важное место. Толстой, чтобы глубже и ярче показать душевные переживания героев, сообщает подробности обстановки их жизни.
Предметно-бытовая деталь в романе Толстого подчеркивает неблагополучие и противоречия в жизни героини.
С Анной в пути все время красный мешочек. Он как сигнал, как предупреждение. И даже в последнюю минуту героиню задерживает красный мешочек, отдаляя на мгновение ее от смерти.
С самого начала событий с Карениной связан намек на трагедию. О ее неминуемой гибели предупреждает сюжетная деталь – гибель человека под колесами поезда. Это дурное предзнаменование, прообраз гибели героини.
Собственно-психологическая деталь в романе основана на непосредственном проникновении в духовный мир Анны. Она помогает понять ее судьбу и ее характер. В романе часто повторяется определение «внутренний голос Анны». Он звучит, когда героиня говорит о чем-то заветном, сокровенном, о самом важном.