Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Образ Мари в романе Альбера Камю "Посторонний"

Определение 1

Литература абсурда – это особый стиль написания текста, характерными чертами которого являются подчеркнутое отсутствие причинно-следственных связей, демонстрация в гротескной форме бессмысленности и нелепости человеческого существования.

История создания, замысел, идея романа «Посторонний»

Замысел романа А. Камю «Посторонний» возник в 1937 году. В своем произведении писатель стремился выразить свою правду жизни, то есть создать типологию абсурдного сознания.

Герои романа:

  • Артур Мерсо;
  • Мари Кардона;
  • Раймон;
  • Саламано;
  • Месье Массон.

По словам писателя, воспроизводимая в романе «Посторонний» действительность не является ни реальностью, ни фантазией, но это «миф, укорененный в жаркой плоти дня».

«Посторонний» - многоплановое произведение. С одной стороны, главный герой романа Мерсо – обычный мелкий служащий, который работает в одной из алжирских контор. Его жизнь ничем не примечательна, складывается из серых будней и тоскливых воскресений. Сам Мерсо неоднократно подчеркивает, что он «такой как все». В то же время Мерсо является воплощением абсурдного сознания. Писатель отмечает, что в данном случае отчуждение двойное – социальное и метафизическое. Жизненная философия главного героя напоминает мудрость Сизифа – принять все, как есть, если нет возможности это изменить.

Замечание 1

По признанию автора, главная тема романа «Посторонний» - отказ от компромиссов.

Своего героя писатель наделяет типичными чертами «средиземноморского мифа»: особой привязанностью к солнцу, морю, свету, непосредственным ощущением жизни. Для Мерсо в настоящем сосредоточено все чудо жизни – он ест, когда испытывает чувство голода, спит, когда хочется спать, вступает в связь с Мари, когда хочется «сжимать в объятиях тело женщины».

«Образ Мари в романе Альбера Камю "Посторонний"» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Главная задача произведения реализуется в композиции. «Посторонний» состоит из двух частей.

В первой части голосом главного героя воспроизводятся бессвязные, раздробленные события, оказавшиеся в фокусе его восприятия. Однако к заключительной главе первой части речитатив в стертых, серых тонах взрывается безумием – необъяснимым, непредсказуемым убийством араба.

Убийство совершается в состоянии наваждения, что подчеркивает неправдоподобность происходящего. Мерсо толком даже не знает жертву.

Вторая часть романа повествует о тех же событиях, но в интерпретации судей. Диспропорция между тем, как воспринимает собственную жизнь Мерсо, и как те же события истолковываются с точки зрения формальной логики, подчеркивает несостоятельность общепринятых ценностей и норм. В последней главе второй части повседневный аморфный поток пережитого в сознании главного героя трансформируется в экзистенциальное «прозрение».

На первых же страницах произведения читатель сталкивается со странной и противоестественной логикой главного героя. А. Камю подчеркивает отстраненное, безучастное отношение Мерсо к смерти матери.

Камю обобщает безразличие Мерсо до символа вечной отчужденности. Писатель рассматривает его как воплощение «истинного» существования в мире абсурда. Противоречивость, изменчивость жизни обусловливают ускоренность, импульсивность героя только в текущий момент. Для него настоящее меркнет еще до того, как станет воспоминанием.

Образ Мари

Мари – обычная симпатичная девушка. Она работает машинисткой в той же конторе, что и Мерсо. С главным героем Мари знакомится на пляже. Между героями завязывается роман. Мари стройна, миловидна, любит плавать. Она мечтает выйти замуж, устроить свою жизнь. В мировоззрении девушки главными являются традиционные ценности. Мари пытается зацепиться за Мерсо, но девушке не хватает ума и мужества признаться самой себе в том, что ее возлюбленный един с природой в состоянии безразличия к страстям и людям. Именно поэтому она не видит странностей любовника. Даже после совершенного Мерсо убийства Мари не отпускает свои иллюзии о браке.

Автор в образе Мари показал мелочность, ограниченность, заурядность человеческих стремлений, сдавленных консервативной парадигмой мышления. В этой парадигме воображаемый порядок выглядит как замок из песка.

Мари была вначале очень удивлена тем, что Мерсо отправился на пляж на следующий день после похорон матери. Но удивление девушки было мимолетным, Мари осталась равнодушной к печальному событию. Девушка была очень рада встрече с Мерсо и уже вечером она «обо всем забыла».

Встреча с Мари демонстрирует, что и отношение Мерсо к любви остается таким же равнодушным. Мерсо на вопрос Мари о том, любит ли он ее, отвечает «пожалуй, не люблю». Девушка была сначала удивлена и даже задета таким ответом, но быстро успокоилась. Затем Мари призналась, что тоже не знает наверняка, любит ли она Мерсо.

Это признание героини означает, что она так же равнодушна, как и Мерсо.

Мари не была оскорблена даже равнодушным ответом возлюбленного на ее предложение пожениться.

Мерсо согласен женится на Мари, если ей этого так хочется. Самому герою безразлично, но он не против сделать ей приятное. И если бы на месте Мари была другая женщина, Мерсо так же не отказал бы и ей, при этом не имея никаких матримониальных намерений. Но таким же образом можно охарактеризовать и Мари.

Отношение Мерсо к Мари

Мерсо, встретив случайно на пляже Мари Кардона, испытал острое желание ею обладать. Несмотря на то, что это было на второй день после похорон матери, он не испытал никаких угрызений совести. В кодексе языческого раскольничества Мерсо понятия совести вообще не существует. Он полностью растворяется в ощущения чувственного наслаждения. Мерсо нравилось бывать с Мари, он наслаждался ее обществом.

Но чувства Мерсо в отношении к Мари сводятся только к физиологическим ощущениям.

Замечание 2

С точки зрения А. Камю, любовь не совместима с абсурдом.

Во второй части произведения Мари вычеркивает Мерсо из сферы своих жизненных интересов. Ей надоело считаться возлюбленной преступника. Для Мерсо воспоминания о Мари стали безразличны, ведь их теперь ничто не связывало. «Мертвая она меня не интересовала» - говорит Мерсо.

Логика поведения героя как человека абсурда продиктована свободным выбором, который не соответствует общепринятым нормам и стандартам поведения.

Дата последнего обновления статьи: 20.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot