Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Античная культура в средние века: формы восприятия и усвоения

Определение 1

Фаблио – это небольшая, чаще всего, стихотворная повесть, сочетающая поучение с развлечением.

Отношение к античности в Средневековье

Эпоха Средневековья – прямая наследница культуры античности. Но отношение к наследию античности в те времена имело свои особенности.

В книге «Античные формы и мотивы в западноевропейской литературе» М.Е. Грабарь-Пассек выделяет следующие периоды в истории западноевропейской литературы:

  • Конец 5 – вторая половина 11 вв. – постепенное освоение античного наследия;
  • 12-13 вв. – активная переработка античного наследия в оригинальных средневековых формах и интерпретациях;
  • 14-15 вв. –в европейских странах, за исключением Италии, попытки ассимиляции античности в средневековом аспекте, переводческая деятельность. В Италии в этот период – широкая реставрация подлинной античной литературы.

В 359 году официальной религией Римской империи стало христианство. В период патристики - 4-5 вв. - складываются основы христианского мировоззрения, появляются учения отцов церкви. Возникает вопрос о создании принципиально новой культуры, рол зачинателей которой на себя взяли христианские книжники. Им пришлось задуматься и о том, как поступить с культурным наследием предшественников. Мнения в этом вопросе разделились. Одни считали античную культуру языческой и предлагали решительно отказаться от нее. Другие были более лояльны, считали, что знакомство с античной литературой и философией необходимо. Например, это мнение разделяли Иоанн Христостом (Иоанн Златоуст), Августин Блаженный, Иероним и т.д., которые предопределяли античной литературе в христианской культуре две роли. Античная литература, с одной стороны, могла в комбинациях с библейской историей служить для ознакомления с историей человечества (примером этого подхода являются семь книг «Истории против язычников» Орозия. Орозий на материале античности доказывает превосходство христианства над языческой культурой)). С другой стороны, сюжеты античности использовались как материал для аллегорических толкований («Мифология» Фульгеция, написанная с целью нравоучения).

«Античная культура в средние века: формы восприятия и усвоения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Фульгеций пытается аллегорически трактовать античные мифологические сюжеты с позиций христианской морали и христианских ценностей. Часто толкования Фульгеция выглядят надуманными, а смысл, который он приписывает тому или иному сюжету, выглядит искусственно привнесенным в него.

Также важно отметить, что античная культура была унаследована Европой от Римской империи, поэтому даже древнегреческие произведения были известны только по латинским изложениям, переводам и переработкам.

Раннее Средневековье приняло полностью только некоторых классиков, например:

  • Вергилия, который прославился своей IV эклогой. Это произведение в Средние века трактовалось как пророчество о рождении Христа. В эклоге Вергилия повествуется о Золотом веке;
  • Овидия. Его произведение «Метаморфозы» стал справочником по мифологии;
  • Теренция, главной заслугой которого считался «морализующий характер» его произведений.
Определение 2

Эклога в античной поэзии – это избранная идиллия, сцена из пастушеской жизни, выраженная в форме драмы или повествования.

Античные образы в культуре Средневековья

Средневековых книжников привлекали многие античные образы. Прежде всего, это галерея персонажей – участников Троянской войны. Также интерес вызывали многочисленные божества, особенно, боги подземного мира. Частыми героями средневековых произведений были реальные исторические лица эпохи античности. Например, одним из любимых героев средневековой литературы был Александр Македонский. Произведения о нем преследуют две главные цели: развлечение читателя и поучение. Повествования о царе, великом покорителе и завоеватели многочисленных территорий, пронизаны мыслью о суетности жизни и бренности земного.

Важную роль в средневековых поэмах играют черты рыцарского быта. Этот анахронизм типичен для средневековых повествований об античных героических личностях. Реальный же исторический контекст принципиального значения не имеет. В средневековых произведениях об Александре Македонском акцент делается на его ярком полуфантастическом образе, его подвигах, стремлении выйти за пределы земли.

Интерес к образу македонского царя вспыхивает в период крестовых походов и завоеваний Востока. Как только они отошли в прошлое, постепенно угас и интерес к победам Александра. Вергилий – еще один любимый персонаж средневековых произведений. В эпоху Средневековья у него сложилась особая репутация. Вергилий в народных преданиях выступал как кудесник и волхв. Также он является частым персонажем в «Римских деяниях».

Часто в рассказах этого сборника фигурирует Сократ. Известны средневековых фаблио об Аристотеле.

В средневековых произведениях по-своему интерпретируются не только исторические образы античности, но и мифологические.

Часто средневековые бестиарии заимствуют некоторых существ из античной мифологии. Авторы бестиарий к их описаниям часто присоединяют назидательные толкования. Так, кентавр у Гервасия выступает как образ еретика, лицемера, двоедушного человека, так как он соединяет в себе человеческую и животную природу.

Коварные сирены, которые, согласно древнегреческой мифологии, своим пением очаровывают моряков, в Средневековье интерпретируются как аллегория мирских благ, губящих человеческие души. Внешний облик сирен тоже переживает метаморфозы. В древнегреческой мифологии и в произведениях Гомера сирены изображались полуженщинами-полуптицами. Первоначально Средневековье их перенимает именно такими. Но постепенно в народном сознании их образ соединяется с представлениями об ундинах и русалках. С 12 века появляются изображения сирен-полурыб, сохраняющих птичьи черты.

Например, Филипп Танский так изображает сирену:

На первый взгляд красива….

До пояса она –

Прекрасная жена,

Но при таком обличьи –

С когтями лапы птичьи

И длинный рыбий хвост.

И дает аллегорическое истолкование этого образа:

Прекрасные сирены –

Прообраз благ мирских,

Погибель душ людских.

Однако мифологические образы античности в культуре Средневековья трактуются не только в религиозно-назидательном ключе. В 12 веке появляется одна из первых элегических комедий – «Амфитриониада» Виталия Блуасского, восходящая по сюжету к «Амфитриону» Плавта, но отличающаяся от него тенденцией к воспроизведению действительности в намеренно сниженных проявлениях. Главное внимание уделено не Юпитеру, Амфитриону и Алкмене, а рабам Гете и Биррии. В «Амфитриониаде» типичная для смеховой культуры Средневековья тема адюльтера обыгрывается в духе фарса. Снижены и образы главных героев. Так, Амфитрион предстает обычным школяром, а не великим полководцем. У Виталия Блуасского Амфитрион отправляется на учебу, не на войну.

Еще одним распространенным сюжетом в Средневековье была история о Троянской войне. Первоначально интерес к ней был чисто историческим. Но с 10-11 вв. на первый план при обращении к этому сюжету выступают две цели: ярко показать бренность земного бытия и воспевание подвигов и славы троянских героев, которые теперь выступают в образе рыцарей.

Дата последнего обновления статьи: 08.09.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot