Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Воображение; мышление

  • 👀 681 просмотр
  • 📌 644 загрузки
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Воображение; мышление» pdf
Раздел 6. Воображение. Мышление 1. Понятие о мышлении Мышление — это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового. Если выразиться короче, то можно сказать, что мышление — это психический познавательный процесс отражения существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. На основании мышления человек, познавая мир, может связывать воедино отдельные события и явления логическими связями. При этом он обобщает результаты чувственного опыта, отражает общие свойства вещей. На этой обобщенной основе человек решает конкретные познавательные задачи. Например, мы знаем, нельзя курить на автозаправочной станции, и даже не пробуем этого делать. Наше сознание вытроило логическую связь между взрывоопасностью бензина и курением и дало прогноз того, что может произойти в случае нарушения правил техники безопасности. Мышление дает ответ на такие вопросы, которые нельзя разрешить путем непосредственного, чувственного отражения. Благодаря мышлению человек правильно ориентируется в окружающем мире, используя ранее полученные обобщения в новой, конкретной обстановке. Главными особенностями протекания процесса мышления являются: 1. Обобщенное и опосредованное отражение действительности, 2. Связь с практической деятельностью. 3. Неразрывная связь с речью. 4. Наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа. Обобщенное отражение действительности означает, что в процессе мышления мы обращаемся к тому общему, что объединяет сходный ряд предметов и явлений. Например, когда мы говорим о мебели, то подразумеваем под этим словом столы, стулья, диваны, кресла, шкафы и т. д. Опосредованное отражение действительности можно увидеть на примере арифметической задачи на сложение нескольких яблок или на определение скорости двух поездов, движущихся навстречу друг другу. «Яблоки», «поезда» — это лишь символы, условные образы, за которыми вовсе не должны стоять конкретные фрукты или составы. Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания, но выходит далеко за его пределы. В свою очередь, его правильность проверяется в ходе практики. Мышление неразрывно связано с речью. Оно оперирует понятиями, которые но своей форме являются словами, а по сути — результатом мыслительных операций. В свою очередь, в результате мышления может происходить уточнение словесных понятий. Мышление имеет место только тогда, когда имеется проблемная ситуация. Если же можно обойтись старыми способами действия, то мышление не требуется. В настоящее время в науке нет единой теории, объясняющей такой сложный психический процесс как мышление. Каждое крупное направление в психологии имеет свою точку зрения на этот познавательный процесс. Так с точки зрения гештальтпсихологии основа мышления — это способность психики формировать и преобразовывать образы («гештальты»). При этом мышление развивается в замкнутой сфере сознания, и представляет собой интуитивное нахождение нужного результата в виде озарения. В бихевиоризме мышление есть субъективное отражение сложных связей между стимулом и реакцией. Ассоциативная психология сводит мышление к сложным ассоциациям между следами прошлого опыта. Представители деятельностного подхода в психологии рассматривают мышление как особый вид познавательной деятельности, который постепенно формируется у детей в результате социализации и обучения. С точки зрения ученых, работающих в рамках этого направления, мышление — прижизненно формирующаяся способность к решению разнообразных практических и теоретических задач, связанных с преобразованием действительности. 2. Качественные характеристики мышления Мышление, как и другие познавательные процессы человека, обладает рядом специфических качеств (табл. 1). Таблица 1. Основные качества (свойства) мышления Качество (свойство) мышления Быстрота Гибкость Глубина Комплексный характер Критичность Самостоятельность Целенаправленность Широта Интуитивный характер Экономичность Содержание качества мышления Способность находить правильные решения в условиях дефицита времени Умение изменять намеченный план действий, при изменении обстановки или изменении критериев правильного решения Степень проникновения в сущность изучаемого явления, способность выявлять существенные логические связи между компонентами задачи Оптимальное сочетание абстрактно-логического и образного мышления Способность находить недостатки в собственном мыслительном процессе или способность адекватно реагировать па критику своего мышления со стороны Умение собственными силами разглядеть проблемную ситуацию и разрешить ее своим оригинальным способом, не поддаваясь влиянию стереотипов и авторитетов Способность не отклоняться в сторону от намеченной цели в процессе мышления Способность интегрировать знания из различных областей человеческой деятельности Способность решать задачи при недостатке исходных данных Число логических ходов (рассуждений), посредством которых усваивается новая закономерность Эти качества в разной степени присутствуют у различных людей и в разной степени важны при решении различных проблемных ситуаций. Какие-то из этих качеств более значимы при решении теоретических задач, какие-то — при решении практических вопросов. Мышление и интеллект Интеллект — совокупность умственных способностей человека, обеспечивающих успех его познавательной деятельности. В широком смысле под этим термином понимают совокупность всех познавательных функций индивида (восприятие, память, воображение, мышление), а в узком — его мыслительные способности (психологический словарь. — М.: Педагогика. 1983. — С. 136) В психологии существует понятие структуры интеллекта, однако, понимание этой структуры варьирует в широких пределах в зависимости от взглядов того или иного психолога. Например, известный ученый Р. Кеттел выделял в структуре интеллекта две стороны: динамическую — «текучую» (fluid), и статическую - «кристаллизованную» (crystallized). Согласно его концепции «текучий интеллект» проявляется в задачах, решение которых требует быстрой и гибкой адаптации к новой ситуации. Он больше зависит от генотипа человека. «Кристаллизованный интеллект» больше зависит от социальной среды и проявляется при решении задач, требующих соответствующих навыков и опыта. Можно использовать и иные модели структуры интеллекта, например, выделив в нем следующие компоненты: □ способность к обучению (быстрому освоению новых знаний, умений и навыков); □ способность успешно оперировать абстрактными символами и понятиями; □ способность к решению практических задач и проблемных ситуаций; □ объем имеющейся долговременной и оперативной памяти. Соответственно, тесты на интеллект включают в себя несколько групп заданий, Это тесты, выявляющие объем знаний в определенной области; тесты, оценивающие интеллектуальное развитие человека в связи с его биологическим возрастом; тесты, определяющие способности человека решать проблемные ситуации и интеллектуальные задачи. Помимо этого, существуют и специальные тесты. Например, на абстрактно-логическое или пространственное мышление, на вербальный интеллект и пр. К наиболее известным тестам такого вида относятся: □ тест Стенфорда-Вине — оценивает интеллектуальное развитие ребенка; □ тест Векслера — оценивает вербальный и невербальный компонент интеллекта; □ тест Равена — невербальный интеллект; а тест Айзепка (IQ) — определяет общий уровень развития интеллекта. При исследовании интеллекта в психологии встречается два подхода: интеллектуальные способности являются врожденными или развиваются в процессе индивидуального развития, а также их промежуточный вариант. 3. Развитие мышления Развитие мышления в процессе онтогенеза. Мышление формируется у человека не сразу. У новорожденного оно отсутствует, его деятельность определяется исключительно безусловными рефлексами — однозначными ответными реакциями на определенные раздражители. У грудного младенца в возрасте нескольких месяцев мышления также нет, но у него уже формируются условные рефлексы. Это означает, что его мозг может гибко связывать между собой два раздражителя и адекватно на них реагировать — например, младенец улыбается матери и плачет при виде незнакомого человека. Только к концу первого года жизни у ребенка начинают проявляться первые элементы мышления, причем оно существенно отличается от мышления взрослого. Согласно представлениям швейцарского психолога существует четыре стадии развития мышления (табл. 2.). Жана Пиаже, Таблица 2. Основные стадии развития мышления по Ж. Пиаже Стадия Возраст Стадия сенсомоторного интеллекта 1-2 года Содержание стадии развития мышления Развитие способности воспринимать и познавать предметы реального мира. К концу этой стадии ребенок становится субъектом — выделяет себя из окружающего мира Стадия 2-7 лет Развивается речь, активизируется процесс операционального интериоризации внешних действий. мышления Развитие эгоцентризма мышления (трудность принятия позиций других людей) Стадия От 7-8 Возможность давать логические конкретных до 11-12 объяснения своим действиям, переходить с операций лет одной точки зрения па Другую. Понимание двух важных логических формул: если А= В и В = С, то и А = С и А+ В = В + А Способность объединять предметы и классы Стадия От 12-15 и Способность выполнять операции в уме с формальных далее использованием логических рассуждений операций и абстрактных понятий 4. Основные виды мышления По мере развития психики человека в процессе его социализации основной способ его мышления постепенно меняется от конкретного к более абстрактному, от внешнего, предметного к внутреннему Рис. 1 - Виды мышления человека Первый способ мышления ребенка — наглядно-действенное мышление (в возрасте от 1 до 3 лет), то есть мышление в виде практических действий. Маленькие дети познают окружающий мир и делают первые выводы о его устройстве, пробуя предметы руками, разбирая их и ломая. Следующая ступень — наглядно-образное, то есть мышление в виде наглядных образов и представлений (зрительных, слуховых, тактильных). Оно наиболее развито в возрасте от 4 до 7 лет, но сохраняется и у взрослых людей. Это мышление опирается на практическую реальность, но уже может создавать и хранить образы, не имеющие прямого аналога в ощущениях (сказочные персонажи). В образном мышлении, которое наиболее развито у художников, дизайнеров, рекламистов, портных, парикмахеров и архитекторов, материалом для решения задачи являются не понятия, а образы - чаще зрительные (у музыкантов — слуховые). Они либо извлекаются из памяти, либо воссоздаются воображением. Преобладающую роль в этом виде мышления играет правое полушарие человека. Отличием от предыдущего этапа является формировании широкое и использование преобразовании словесных образов, а также конструкций в использование отвлеченных понятий. Абстрактно-логическое (отвлеченное или понятийное) мышление работает в форме отвлеченных понятий, символов и цифр. В этом случае человек оперирует понятиями, не имея дела с опытом, полученным при помощи органов чувств. Например, термины этики «справедливость» и «совесть», математические термины «степень» и «производная», экономические термины «баланс» или «прибыль» являются абстрактными понятиями или могут восприниматься непосредственно органами чувств человека. Помимо классификации мышления по форме, существуют и иные способы выделения отдельных видов мышления. Они могут различаться по степени развернутости, по характеру решаемых задач и т. д. Рис. 2. Классификация мышления Эти виды мышления (кроме третьего, разобранного ранее) отображены в таблице 3. Таблица 3. Специфические черты различных видов мышления Вид мышления Его особенность Теоретическое Мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил Мышление на основе суждений и умозаключений, основанных па решении практических задач, Основная задача практического мышления — разработка средств практического преобразования действительности Мышление, опосредованное логикой рассуждений, а не восприятия. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании самого мыслящего человека Мышление на основе непосредственных чувственных восприятий и непосредственного отражения воздействий предметов и явлений объективного мира. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным Мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников Мышление на основе творческого воображения Практическое Дискурсивное (аналитическое) Интуитивное Репродуктивное Продуктивное 5. Мыслительные операции Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — мысль, в которой отражаются общие, существенные признаки предметов и явлений. Например, в понятие «человек» входят такие существенные признаки, как трудовая деятельность, прямохождение, членораздельная речь и т. д. Отличие понятия от представления состоит в том, что представление — это всегда образ, а понятие — это мысль, выраженная в слове. Кроме того, представление включает в себя как существенные, так и несущественные признаки, а понятие - только существенные. (Образ автомобиля у разных людей может отличаться — кто представит себе КамАЗ, кто «Жигули», а для кого-то автомобиль — это как минимум «Мерседес».) А понятие «автомобиль» более однозначно — это «безрельсовый вид транспорта с двигателем внутреннего сгорания, имеющий более трех колес». Содержание понятий раскрывается в суждениях. Суждение — есть отражение связей между предметами и явлениями или между их свойствами и признаками. Так, суждение «Предприниматель — это активный, предприимчивый человек, желающий улучшить свое благосостояние путем экономической деятельности» отражает связь между психологическими свойствами предпринимателя и способом его действий. Суждения могут быть разных видов, что отображено на рисунке 3. Рис. 3. Виды суждений Примеры суждений: □ истинное: «Диплом о высшем образовании выдается студенту после нескольких лет успешного обучения в вузе»; □ ложное: «Диплом о высшем образовании выдается ученику после окончания учебы в средней школе»; □ общее: «Все студенты сдают экзамены»; □ частное: «Некоторые студенты пропускают занятия без уважительной причины»; □ единичное: «Студент Иван Разгильдяев дважды провалил экзамен по экономической теории». Из двух или более суждений можно построить следующую по сложности форму мышления — умозаключение. Умозаключение — такая связь между понятиями или суждения ми, в результате которой из одного или нескольких суждений мы получаем новое суждение. Примером умозаключения является знаменитый сократовский силлогизм, при помощи которого греческий философ две с половиной тысячи лет назад пришел к печальной мысли, что он когда-нибудь обязательно умрет (рис. 4). Рис. 4. Структура простого силлогизма Известны три основных вида умозаключения: □ индуктивное; □ дедуктивное; □ по аналогии. Индуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение идет от единичных фактов к общему выводу. Дедуктивным называется такое умозаключение, в котором рассуждение осуществляется в обратном порядке индукции, то есть от общих фактов к единичному выводу. Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Процесс мышления включает в себя несколько операций: сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, конкретизация. Их сущность отражена в таблице 4. Таблица 4. Мыслительные операции Мыслительн Ее содержание ая Операция Сравнение Вскрытие сходства и различия между вещами. Результатом сравнения является классификация. Например, менеджер по персоналу сравнивает личностные качества претендентов на вакантную должность (но их аккуратности, исполнительности, энергичности, компетентности и т. д.) Анализ Синтез Мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Например, психолог проводит анализ личностных качеств своего клиента на основании результатов теста Кеттела Объединение отдельных компонентов в Целое. Обычно соседствует с анализом. Продолжая предыдущий пример, представим себе, как психолог, после анализа нескольких тестов, строит обобщенный психологический портрет человека Абстрагиров Выделение одной стороны предмета или явления, которая в ание реальности как отдельная не существует. В результате абстракции формируются понятия. В качестве примера можно взять понятие «надежности!» как низкой вероятности поломки какой-нибудь разновидности бытовых приборов Обобщение Выделение общих существенных свойств в сравниваемых объектах. Например, произведя анализ продаж отдельных сортов хлеба, хозяин пекарни приходит к выводу, что наилучшим спросом пользуются сдобные булочки, независимо от их размеров и начинок Конкретизац Операция, обратная обобщению, выделение у предмета или ия явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления. Например, хозяин мини-пекарни, выяснив повышенный спрос на сдобные булочки, решает выискать их новый вид — с кунжутом и клубничной начинкой Этапы решения мыслительных задач В процессе мышления можно выделить ряд стадий, через которые про ходит мысль, начиная от возникновения проблемной ситуации до окончательного формирования идеи (рис. 5). Рис. 5. Этапы мыслительного процесса В обыденной жизни человек далеко не всегда может проследить все эти стадии, однако их осознание делает процесс мышления более четким и эффективным. 6. Особенности творческого мышления При помощи творческого мышления человек в процессе познавательной деятельности создает субъективно новый продукт. Можно выделить двенадцать параметров креативности (то есть выраженной способности к творческому мышлению). Чем больше этих факторов имеется у того или иного человека, тем выше уровень его креативности. 1. Чувствительность ко всему новому. 2. Способность к обнаружению и постановке проблем. 3. Способность к генерированию большого числа идей. 4. Гибкость ума — способность оперативно менять подходы к решению проблемы, что позволяет быстро перебирать различные варианты действий. 5. Оригинальность — способность к нестандартным ответам. 6. Стремление совершенствовать объекты, добавляя к ним детали. 7. Способность к анализу и синтезу. 8. Способность к действиям в уме. 9. Смелость — способность идти на разумный риск. 10. Готовность преодолевать препятствия. 11. Готовность противостоять мнению окружающих. 12. Толерантность к ситуациям неопределенности. Для реализации творческого мышления необходимы определенные условия. С другой стороны, существует ряд иных условий (факторов), которые тормозят творческое мышление человека. Эти две группы условий показаны в таблице 5. Таблица 5. Факторы, влияющие на творческое мышление Условия Уровень мотивации Стимулирующие Тормозящие творческое творческое мышление мышление Средний Очень слабый или очень высокий Наличие Время достаточного Дефицит времени времени Степень риска и ответственности Средний или низкий Очень высокий Отношение к результатам мышления со стороны окружающих Одобрительное Критическое Стимулирующие Тормозящие творческое творческое мышление мышление референтных лиц Условия Конформность вера Отношение к социальному окружению Прошлый опыт творческого мышления Самостоятельность в авторитеты и традиции Удачный Неудачный 7. Индивидуальные особенности мышления Индивидуально-личностная детерминация мышления Мышление развивается в процессе индивидуального развития. При этом что-то определяется генотипом, а что-то — в процессе обучения и социализации. Понятно, что ученик, посещающий специализированную школу с математическим уклоном, имеет больше шансов развить свои мыслительные способности, чем ученик музыкальной школы. С другой стороны, имеется множество фактов, указывающих на наличие одаренности в области мышления, которая проявляется очень рано. Поэтому психологическая наука говорит об индивидуально-личностной детерминации мышления. Мышление как высшая психическая функция зависит от множества психологических и биологических причин. На нее влияют тип ВНД, уровень вегетативного и гормонального баланса, характер работы человека, его социальное окружение, уровень образования, мотивации, установки и характер.. Поэтому существует такое понятие, как индивидуальный стиль мышления, по которому люди отличаются друг от друга. Нарушения мышления Для простоты можно представить себе, что мышление состоит из двух блоков — мотивационного (<<Чего хочет человек?») и операционного («Как этого добиться?»). При различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития встречаются разнообразные нарушения мышления. При поражениях лобных долей мозга страдают механизмы программирования и контроля, а другие интеллектуальные операции остаются сохранными. Поражение ассоциативных зон затылочной доли, на оборот, приводит к нарушению наглядно-образных форм мышления. При поражении речевых зон левого полушария наблюдаются затруднения в формировании или восприятии речи. Варианты нарушений мышления показаны в таблице 6 . Таблица 6. Нарушения мышления Вид нарушения мышления Ускоренно Описание нарушения мышления процесса данный отрезок времени, облегчение их возникновения. В мышления выраженных случаях ускорение мышления достигает степени Увеличение количества ассоциаций, образующихся в каждый скачки идей", вихря мыслей и представлений Замедление Замедление процесса возникновения ассоциаций, уменьшение процесса их количества в каждый данный отрезок времени мышления Ментизм Непроизвольно возникающий, непрерывный и не управляемый ноток мыслей, воспоминаний Обстоятельн Замедление процесса образования новых ассоциаций ость вследствие преобладания предыдущих, утрата, способности мышления дифференцировки (главного от второстепенного), излишняя детализация Tyгоподвиж Вязкость мышления, выраженная затрудненность ность последовательного течения мыслей, замедленность хода мышления мыслей, снижение переключаемости Бессвязность Потеря способности к элементарным обобщениям, к анализу, мышления синтезу, утрата способности к образованию ассоциативных связей, к отражению действительности в ее связях и отношениях. Мышление ограничивается хаотическими, бессмысленными связями Сужение Крайнее ограничение содержания мышления, обеднение темы, объема сужение круга представлений, уменьшение подвижности мышления мышления Персевераци Длительное преобладание какой-то одной мысли па фоне я мышления общего резко выраженного затруднения ассоциативного процесса Резонерское Бесплодное, отвлеченное мудрствование, пустое мышление философствование, лишенное познавательного смысла Разорванно сть мышления Закупорка мышления (шперрунг) Паралогичес кое мышление Отсутствие смысловой связи между отдельными слагаемыми фразы при сохранении в ней грамматических правил Неожиданная остановка, внезапная блокада мысли, ее перерыв Соединение несопоставимых явлений, положений, обстоятельств, объединение противоречивых идей, образов К патологическим нарушениям мышления относится олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности в результате патологической наследственности или органического поражения ЦНС во внутриутробном периоде. При этом наблюдается нарушение равновесия между возбуждением и торможением в коре головного мозга, недоразвито наглядно-образное и словесно-логическое мышление. По степени недостаточности интеллекта различают три группы олигофрении. 1. Дебильность — человек владеет элементарными навыками письма, счета и может овладевать простыми профессиями. 2. Имбецильность — когда имеются элементы речи, но запас слов мал, произношение неправильно, познавательная деятельность крайне мала. 3. Идиотия — наиболее глубокое нарушение психического развития. 8.Понятие о воображении и его своеобразие Сознание человека способно не только хранить информацию об объектах, но и производить с ней различные операции. Человек выделился из животного царства потому, что научился создавать сложные орудия труда. Но для того, чтобы создать каменный топор, нужно было сначала создать его в своем воображении. Человек отличается от животных тем, что способен создавать в своем сознании образ еще не существующего предмета или явления, а -потом воплощать его в жизнь. Ведь, чтобы преобразовать мир на практике, сначала нужно уметь преобразовывать его мысленно. Такое умение в мыслях строить новые образы называется воображением. Процесс воображения проявляется в создании чело веком чего-то нового — новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Воображение — часть сознания личности, один из познавательных процессов. В нем своеобразно и неповторимо отражается внешний мир, оно позволяет программировать не только будущее поведение, но и работать с образами прошлого. Воображение — это процесс, творческого преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений, отсутствующих ранее. Помимо данного, существуют и другие определения воображения. Например, его можно обозначить как способность представлять отсутствующий (в данный момент или вообще в реальности) объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им. Иногда в качестве синонима использует термин «фантазия», который обозначает как процесс создания чего-то нового, так и конечный продукт этого процесса. Поэтому в психологии принят термин «воображение», обозначающий только процессуальную сторону данного явления. Воображение отличается от восприятия двумя особенностями: □ источником возникающих образов служит не внешний мир, а па мять; □ оно меньше соответствует реальности, так как всегда содержит элемент фантазии. 9. Функции воображения Выделяют следующие функции воображения: □ представление действительности в образах, что дает возможность пользоваться ими, выполняя операции с воображаемыми предметами; □ формирование внутреннего плана действий (создание образа цели и нахождение способов ее достижения) в условиях неопределенности; □ участие в произвольной регуляции, познавательных процессов (управление воспоминаниями); □ регулирование эмоциональных состояний (в аутотренинге, визуализации, нейролингвистическом программировании и др.); □ основа для творчества — как художественного (литература, живопись, скульптура), так и технического (изобретательство); □ создание образов, соответствующих описанию объекта (когда чело век старается представить себе нечто, о чем он слышал или читал); □ продуцирование образов, которые не программируют, а заменяют деятельность (приятные грезы, подменяющие скучную реальность). 10. Виды воображения В зависимости от принципа, положенного в основу классификации, можно выделять разные виды воображения Рис.6. Классификация воображения Более подробные характеристики разновидностей воображения показаны в таблице 7. Таблица 7 . Характеристика отдельных типов воображения Вид воображения Его характеристики По степени активности и волевых усилий Активное Создание человеком по собственному желанию воображение новых (преднамеренное) сопровождающееся определенными усилиями образов или представлений, (поэт ищет новый художественный образ для описания природы, изобретатель ставит цель создать новое техническое устройство и пр.) Пассивное При этом человек не ставит себе цели воображение преобразования реальности, а образы спонтанно (непреднамеренное) возникают сами (этот тип психических явлений включает в себя широкий спектр явлений, начиная от сновидений до идеи, внезапно и незапланированно возникшей в сознании изобретателя) По степени преобразования действительности Продуктивное Создание принципиально новых представлений, (творческое) не имеющих непосредственного образца, когда воображение действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается Peпродуктивное Создание образа предметов или явлений по их (воссоздающее) описанию, воображение воспроизводится по памяти в том виде, какова когда действительность она есть 11. Характеристика отдельных видов воображений Сновидения можно отнести к разряду пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности они могут быть или репродуктивными или продуктивными. Иван Михайлович Сеченов называл сновидения «небывалой комбинацией бывалых впечатлении», а современная наука полагает, что они отражают процесс перевода информации из оперативной в долговременную память. Другая точка зрения заключается в том, что в сновидениях человека находят выражение и удовлетворение многие жизненно важные потребности, которые в силу ряда причин не могут получить реализации в реальной жизни. Галлюцинации относятся к типу пассивных и непроизвольных форм воображения. По степени преобразования действительности чаще всего бывают видения, продуктивными. не имеющие Галлюцинациями явной связи называют с фантастические окружающей человека действительностью. Обычно галлюцинации являются результатом каких-то нарушений психики или воздействием на мозг лекарственных или наркотических веществ. Грезы, в отличие от галлюцинаций, являются вполне нормальным психическим состоянием, которое представляет собой фантазию, связанную с желанием, чаще всего несколько идеализируемым будущим. Это пассивный и продуктивный тип воображения. Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична, в боль шей степени осуществима и относится к типу активных форм воображения. По степени преобразования действительности мечты чаще всего бывают продуктивными. Среди особенностей мечты выделяют следующие: □ мечтая, человек всегда создает образ желаемого; □ она не включена напрямую в деятельность человека и не дает сразу же практических результатов; □ мечта направлена в будущее, в то время как некоторые другие формы воображения работают и с прошлым; □ образы, которые человек создает в своих мечтах, отличаются эмоциональной насыщенностью, ярким характером и в то же время — отсутствием понимания конкретных путей к осуществлению мечты. Грезы и мечты у человека занимают довольно большую часть времени, особенно в юности. Для большинства людей мечты являются приятными думами о будущем. У некоторых встречаются и тревожные видения, порождающие чувства беспокойства, вины, агрессивности. 12. Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Создание образов воображения осуществляется с помощью нескольких способов. Наиболее распространенные из них представлены в таблице 8. Таблица 8 Механизмы переработки представлений в воображаемые образы Механизм Сущность механизма переработки представлений Агглютинация «Складывание», «склеивание» различных, несоединимых в повседневной жизни частей. Примерами могут служить классические персонажи сказок — кентавр, Змей Горыныч и др. Гиперболизация Существенное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей, которое приводит к качественно новым свойствам. Примерами могут служить следующие сказочные и литературные гомеровский персонажи: циклон, гигантский Гулливер, Мальчик-с- пальчик Схематизация В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства' выделяются. Примером может служить создание образа амазонок у древних народов — воинственных женщин, презиравших мужчин Акцептирование Выделение характерной детали в создаваемом образе (дружеский шарж, карикатура) 12. Творческое воображение ученых и изобретателей Активное творческое воображение (у ученых, изобретателей), как правило, проходит четыре стадии Рис.7. Стадии творческого воображения Наиболее длительной является вторая стадии, на которой происходят анализ и синтез исходной информации и возникновение новых ассоциаций, образов, представлений и суждений. Очень короткой, но важной является третья стадия, которую еще называют инсайтом — внезапным пониманием новой идеи или возникновением нового образа. Последний этап содержит минимум элементов воображения, тем не менее, он очень важен для воплощения новых идей в практику. Известный советский изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер, создатель теории изобретательства, выделял пять уровней творчества (рис.8). Рис. 8 . Уровни творческого воображения На первом уровне роль воображения минимальна и творчество носит в основном репродуктивный характер. Примером третьего уровня творчества может служить открытие животного электричества Луиджи Гальвани, лежащее на стыке биологии и физики. Примерами пятого уровня творчества являются открытия гелиоцентрической системы Николаем Коперником, механизмов эволюции Чарльзом Дарвином и роли бессознательного в жизни человека Зигмундом Фрейдом.
«Воображение; мышление» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot