Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Управленческий процесс как элемент механизма управления

  • 👀 452 просмотра
  • 📌 376 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Управленческий процесс как элемент механизма управления
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Управленческий процесс как элемент механизма управления» docx
Лекция по теме: «Административный процесс» Управленческий процесс в широком смысле является важнейшим элементом механизма управления. Благодаря ему обеспечивается динамичное функционирование системы управления. Управленческая, исполнительная деятельность осуществляется в определенной последовательности. Эта последовательное совершение управленческих действий и операций и составляет процесс управления. Иначе говоря, управленческий процесс есть динамическая последовательность сменяющихся стадий развития действий и отношений, связанных с ним. Порядок совершения управленческих действий регламентируется нормами права и в связи с этим он приобретает юридический характер. На практике исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, которые можно характеризовать как государственно-управленческую деятельность, что является основанием для рассмотрения этой деятельности с процессуальных позиций. Сам по себе процесс есть совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения заранее определенных результатов; порядок осуществления какой-либо деятельности. Именно в таком понимании можно говорить, например, о законодательном, бюджетном, налогоприменительном и других процессах. Рассматривая такого рода процесс с юридических позиций легко установить, что его назначение заключается в реализации норм материального права. Поскольку реализация предписаний правовых норм осуществляется преимущественно действиями определенных лиц, постольку процесс понимается как определенного рода деятельность, направленная на достижение тех юридических результатов, которые предполагались диспозицией данной нормы материального права. В процессуальной форме происходит и юридически-властная реализация задач и функций исполнительной власти. При этом процесс правоприменения не сводится только к обеспечению соблюдения соответствующих правил поведения. Важное место здесь занимает и реализация санкций материальных административно-правовых норм. Поэтому вполне возможен двоякий подход к пониманию сущности и назначения административно-процессуальной деятельности, а именно: правоприменительный и правоохранительный. Понятие и основные черты административного процесса. Сфера административно-процессуального регулирования общественных отношений в науке административного права получила название «административный процесс». Понятие и содержание административного процесса всегда находилось в поле зрения науки административного права. И это вполне объяснимо, поскольку речь шла об объеме и содержании правоохранительной деятельности особого рода, об органах и должностных лицах, которые ее осуществляют, о процедурах. Вместе с тем следует отметить, что в правовой науке в понятие «административный процесс» вкладывается различное содержание. Ряд ученых признает процессуальный порядок как средство реализации материальных норм административного права, другие ограничивают рамки административного процесса порядком осуществления административной юрисдикции по индивидуальным делам, третьи допускают сосуществование обоих видов. В настоящее время теоретический потенциал взглядов ученых на проблему понимания административного процесса позволяет определить два основных подхода: «широкий» и «узкий». Сторонники узкого толкования административного процесса: Н.Г. Салищева, Ю.М. Козлов, О.В. Иванов, М.И. Пискотин, А.В. Самойленко, Н.Ю. Хаманева и другие акцентируют внимание на рассмотрении жалоб и порядке применения мер административного принуждения в процессе разрешения административно-правовых споров, на создании административного процесса по образцу и подобию с уголовным и гражданским. В данном случае административный процесс понимается как деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по разрешению индивидуально-конкретных споров и применению мер административного принуждения. Эта позиция получила в литературе наименование «юрисдикционной» трактовки административного процесса. Широкое толкование представлено в работах Е.В. Додина, В.Д. Сорокина, Ю.А. Тихомирова, В.М. Манохина, А.Е. Лунева, А.П. Коренева, Г.И. Петрова и др., и имеет своей целью доказать, что административный процесс не может замыкаться в юрисдикционных рамках, а представляет собой явление более широкого плана, поскольку он регулирует не только юрисдикционную деятельность, то есть деятельность по рассмотрению споров и применению принудительных мер, но и деятельность по реализации регулятивных норм. Понимая административный процесс в широком аспекте, как разновидности управленческого процесса, заметим, что он является самостоятельным видом юридического процесса и, в то же время, обладает признаками, характерными для административной (исполнительной) деятельности. Поскольку исполнительная власть реализуется в различного рода действиях, совокупно характеризуемых как государственно-управленческая деятельность, постольку имеются основания для рассмотрения ее с процессуальных позиций, то есть, мы признаем, что данный вид государственной деятельности имеет процессуальную форму. Помимо общих задач, стоящих перед государственным управлением, перед административным процессом стоят более узкие, специфические задачи, среди которых можно выделить такие, как охрана и обеспечение отношений, складывающихся в сфере государственного управления; охрана и обеспечение гарантированных прав и интересов государственных и общественных организаций и граждан; оказание влияния на совершенствование стиля и формирование навыков управленческой деятельности должностных лиц.1 Специфической чертой административного процесса является то, что административный процесс - это последовательно совершаемые действия по осуществлению управленческой деятельности. Он является формой реализации норм материального административного и некоторых иных отраслей права, специфической юридической формой управленческой деятельности. Административный процесс направлен на обеспечение правильной реализации материальных административно-правовых и иных норм права, которые неотделимы от административно-процессуальных норм в том смысле, что процесс есть форма реализации, претворения в жизнь предписаний, содержащихся в, нормах материального права. Нормы административного материального права своим регулированием охватывают чрезвычайно широкий и разнообразный круг вопросов государственного управления и касаются большого числа субъектов права. Поэтому административный процесс имеет огромное значение для соблюдения законности в управлении, поскольку ее можно обеспечить лишь тогда, когда реализация норм административного материального права осуществляется с соблюдением юридических предписаний, определяющих порядок совершения правореализационных действий. Действующие административно-процессуальные нормы содержатся в законах и иных нормативных актах. Эти нормы устанавливают порядок принятия и издания правоприменительных и других правореализационных актов, права и обязанности участников административного процесса и т.п. Управленческие процессуальные действия регулируются административно-процессуальными нормами. Следовательно, административный процесс - это урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел сфере, государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-процессуальных отношений. Признаки административного процесса: • вид юридического процесса, они соотносятся как часть и целое; • состоит в реализации властных полномочий субъектами публичной власти; • это сознательная целенаправленная деятельность; • обеспечивает условия для реализации материальных норм административного права; • целью процесса является достижение определенных юридических результатов и разрешение управленческих дел; • результаты административного процесса (как промежуточные, так и окончательные) закрепляются в официальных актах (документах); • регламентируется административно-процессуальными нормами, которые в совокупности образуют самостоятельный институт административного права; • обладает определенным строением (структурой). Содержанием административного процесса являются управленческие процессуальные отношения, возникающие между субъектами процесса, совершаемые в определенной последовательности действия и операции субъектов административного права осуществляющих свои правомочия и обязанности в сфере управления. Следует не согласиться с мнением ученых, ставящих административный процесс в один ряд с такими юридическими процессами, как уголовный, гражданский, поскольку административный процесс охватывает более широкий круг общественных отношений, имеет более сложную структуру производств, регламентируемую многочисленными административно-процессуальными нормами. Особенность административного процесса составляет и то, что сфера его применения не исчерпывается реализацией норм административного материального права и защитой административно-правовых отношений. Правоприменительная деятельность органов государственного управления, органов исполнительной власти, должностных лиц и других субъектов управления нередко встречается с жизненными фактами, разрешение которых может быть осуществлено не только посредством применения норм административного права, но норм финансового, земельного и других отраслей права. Нормы указанных отраслей применяются в соответствии с правилами, установленными административно-процессуальными нормами. Таким образом, подводя итог первому вопросу, хотелось отметить, что при обеспечении рационального государственного управления необходимо создание нормативных актов, которые должны регламентировать как позитивную деятельность органов исполнительной власти, так и деятельность, основанную на использовании государственного принуждения. Исследуя природу административного процесса, следует обратить внимание на то, что административный процесс никоим образом не может быть поставлен в один ряд с уголовным и гражданским хотя бы потому, что он изначально характеризуется наличием несудебных органов административной юрисдикции. Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вопрос, касающийся понятия и содержания административного процесса уже длительное время находится в поле зрения науки административного права, поскольку речь идет об объеме и содержании правоохранительной деятельности особого рода, об органах и должностных лицах, ее осуществляющих, о процедурах. Исследование его проблем является на сегодняшний день очень актуальным. Принципы административного процесса. Являясь составной частью управленческой деятельности, административный процесс базируется на общих принципах государственного управления. Вместе с тем эти общие принципы управления находят свое специфическое выражение в административном процессе. К основным принципам административного процесса, которые объективно отражают его свойства и раскрывают его сущность, относятся: • законность; • объективность (материальная истина); • равенство человека и гражданина перед законом и органом, разрешающим дело; • гласность административного процесса; • ведение дела на национальном языке; • экономичность и эффективность процесса; • ответственность за нарушение правил процесса и за принятый акт (решение). Кроме того, к числу специфических принципов административного процесса следует отнести: • принцип сочетания интересов государственного управления с интересами отдельных граждан, государственных и общественных организаций; • принцип обеспечения охраны прав лиц, участвующих в процессе; • принцип активности правоприменяющих органов (лиц). Принцип законности административного процесса основан на требованиях Конституции. Его сущность состоит в том, что применение норм материального права или иная форма реализации во всех случаях должны быть законными. Нормы реализуются в строгом соответствии с порядком, предписанным административно-процессуальными нормами, т.е. в административном процессе законность выступает в качестве требования строго соблюдать определенный порядок претворения в жизнь правил материальных норм административного и других отраслей права. Законность, предполагает также охрану прав и законных интересов участников административного процесса. В случае нарушения прав и законных интересов того или иного участника административного процесса последний может обжаловать незаконные действия. В соответствии с принципом законности особое внимание административно-процессуальным законодательством обращается на охрану прав и законных интересов граждан. В этих целях для охраны и защиты, личных прав, свобод и законных интересов граждан установлена по управленческим делам судебная защита, т.е. незаконные действия, могут быть обжалованы гражданином в суде. Кроме судебного существует административный порядок обжалования неправомерных действий (решений) государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и их объединений, должностных лиц и других субъектов управления. Принцип объективности (материальной истины) означает всестороннее и объективное исследование всех обстоятельств дела. Для установления истины важно не ограничиваться заявлениями участников административного процесса, а проверять документы, подтверждающие факты, показания свидетелей и достоверность их показаний. Этот принцип обязывает субъекта управления при рассмотрении дела использовать все имеющиеся в его распоряжении доказательства, относящиеся к делу, учесть и правильно их оценить. В случае необходимости следует истребовать: нужные документы, провести проверки, экспертизы и принять другие меры для объективного разрешения дела. Законодательство обязывает правоприменителя, субъекта управления внимательно разобраться в существе дела, полностью исключить односторонний, а также предвзятый подход к оценке фактов. Принцип материальной истины особенно важен потому, что применение права субъектами управления сопряжено не только с установлением и анализом фактов и обстоятельств, но и с воздействием на эти факты и обстоятельства в процессе применения правовых норм. Так, сотрудник милиции, налагая на правонарушителя штраф на месте, не только применяет соответствующую административно-правовую норму, но и непосредственно воздействует на виновного. Т.е. он в одном лице является «следователем», «судьей» и «органом», исполняющим наказание. Сущность принципа равенства человека и гражданина перед законом состоит в закреплении определенного административно-процессуального статуса, согласно которому каждый человек и гражданин независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств равен перед законом и органом, который разрешает то или иное управленческое дело. Кроме того, этот принцип предполагает необходимость оказания соответствующей правовой помощи участнику административного процесса, если он в ней нуждается, и вместе с тем обязанность органа, разрешающего дело, следить за тем, чтобы участники административного процесса надлежащим образом использовали предоставленные им права и возложенные на них обязанности. Принцип гласности административного процесса заключается в публичности процесса и его доступности гражданам. Процесс ведется, как правило, открыто, за исключением случаев, когда это противоречит интересам охраны государственной тайны, также сохранению сведений об интимных сторонах жизни присутствующих в деле лиц. Участникам процесса предоставляв возможность беспрепятственно пользоваться процессуальными правами, знакомиться с материалами дела, документами и др. К участию в административном процессе могут привлекаться представители общественности, прессы. Заинтересованные в де органы, организации и граждане могут знакомиться с материалами дела и принятыми по делу решениями. Многие решения оглашаются публично. Принцип ведения дела на национальном языке означает, что процесс ведется на русском языке или на языке республики в составе федерации, автономной области, автономного округа ил на языке большинства населения данной местности. Лица, не владеющие языком, на котором ведется процесс, могут давать пояснения, заявлять ходатайства и т.п. на родном языке через переводчика. Принцип экономичности и эффективности направлен на обеспечение такой организации процесса, которая не требовала бы больших материальных затрат и вместе с тем обеспечивала бы быстроту процесса без излишнего обременения участников процесса. Экономичности и эффективности процесса во многом способствуют установленные законодательством точные сроки, в течение которых должно быть рассмотрено и разрешено то или иное управленческое дело, исполнено принятое по делу (вопросу) решение. Принцип ответственности за нарушение правил процесса и за принятый акт. Согласно этому принципу должностные лица, виновные в нарушении правил процесса или в принятии незаконного акта (решения), несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Наряду с основными принципами действуют и другие принципы, вытекающие из основных или имеющие более узкую сферу (применения, которая ограничивается рамками конкретных административно-процессуальных институтов). Субъекты административного процесса. В административном процессе в качестве субъектов (участников) процесса выступают: • граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства; • государственные органы, предприятия и учреждения; • общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения; • государственные служащие; • служащие общественных объединений и иных негосударственных формирований. Граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства образуют наиболее многочисленную группу субъектов административного процесса. Они выступают в административном процессе в качестве: • лица, возбудившего управленческое (административное) дело перед органом, имеющим право на его разрешение, в связи с реализацией своих прав или выполнением обязанностей; • стороны административного спора, заявившей в органе правомочном разрешать административное, управленческое дело, требование о защите нарушенного или оспариваемого права, или стороны, к которой предъявлено требование в органе о нарушении или оспаривании ею прав заявителя; • третьего лица, т.е. лица как заявившего самостоятельное требование на предмет спора, так и не заявившего такого требования, но присоединившегося к требованиям одной из сторон; • уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено законодательством; • лица, привлекаемого к административной ответственности; • потерпевшего, т.е. лица, которому административным правонарушением причинен моральный, физический или материальный ущерб; • лица, защищающего права и интересы других лиц; • свидетеля, переводчика, эксперта. В каждом из перечисленных случаев правовой статус гражданина как участника административного процесса имеет свою специфику, которая обусловлена той ролью, которую выполняет гражданин в процессе. Однако законодательство закрепляет общие процессуальные права и обязанности, признавая за гражданами административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность. Государственные органы, предприятия и учреждения. Им принадлежит особая роль в сфере управленческих отношений. Органы законодательной (представительной) власти, органы исполнительной власти, суды, прокуратура в той или иной мере наделены правами по разрешению конкретных управленческих дел. Государственные органы, прежде всего органы исполнительной власти, могут выступать в административном процессе в качестве: • органа, рассматривающего и разрешающего управленческое дело; • органа, возбудившего дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; • стороны административно-правового спора; • третьего лица; • органа защищающего права и законные интересы других лиц (органов, учреждений, организаций). Государственные предприятия, учреждения, объединения и другое юридические лица по тем же основаниям, что и государственные органы, могут быть участниками административного процесса. Общественные объединения и иные негосударственные организации, предприятия и учреждения могут выступать в административном процессе в качестве: • негосударственного формирования (организации и т.п.), возбудившего управленческое (административное) дело в связи с осуществлением своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение; • стороны административного спора; • третьего лица; • организации, защищающей права и интересы других лиц; • организации, разрешающей административное дело в случаях и в пределах, установленных законодательством. Государственные служащие. Как субъекты административного процесса служащие могут выступать в качестве: • должностного лица, разрешающего управленческое дело; • должностного лица, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением возложенных на него функций, перед органом, имеющим право на его разрешение; • стороны административно-правового спора; • представителя государственного органа, государственного предприятия, учреждения; • третьего лица; • лица, привлекаемого к дисциплинарной или административной ответственности. Служащие общественных объединений и иных негосударственных формировании. Наделенные административными правами и обязанностями негосударственные служащие могут выступать в административном процессе в качестве: • служащего, возбудившего управленческое дело в связи с осуществлением служебных функций перед органом, имеющим право на его разрешение; • стороны административно-правового спора; • представителя общественного объединения или иного негосударственного формирования; • третьего лица; • служащего, разрешающего управленческое (административное) дело в предусмотренных законодательством случаях; • лица, привлекаемого к административной ответственности в случаях, указанных в законе. В предусмотренных законодательством случаях в качестве участника административного процесса могут выступать представители общественных объединений, организаций, например профсоюзных, общества защиты прав потребителей, товарищеских судов и др. Административная процессуальная правоспособность, т.е. способность иметь административные процессуальные права и обязанности, признается за всеми вышеперечисленными субъектами участниками процесса. Способность осуществлять свои права и выполнять обязанности в административном процессе и поручать ведение дела представителю есть административная процессуальная дееспособность. Последняя у граждан возникает с наступлением 16-летнего возраста, если иное не предусмотрено законодательством. Частичная, неполная дееспособность у граждан может наступить раньше указанного возраста. Административная процессуальная дееспособность у государственных органов, предприятий, учреждений, общественных объединений и иных негосударственных формирований наступает с момента их образования в установленном порядке. Административная процессуальная дееспособность у государственных и Негосударственных служащих, наделенных административными процессуальными обязанностями и правами, наступает с момента назначения или избрания на должность. Административная процессуальная дееспособность у представителей общественных объединений, организаций наступает с момента их уполномочия компетентными органами (руководителями) общественных объединений, организаций, выступать в административном процессе. Правовое положение субъектов (участников) административного процесса в производстве по конкретному делу определяется тем, в каком качестве они выступают. Органы внутренних дел как субъекты административного процесса выступают в нем в том же качестве, что и другие государственные органы. Характерным для органов внутренних дел как субъектов административного процесса является то, что они часто выступают в качестве органа, разрешающего дело и стороны административного процесса. Многие вопросы в сфере охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности рассматриваются и разрешаются органами внутренних дел, которые обладают также широкими юрисдикционными полномочиями, выносят постановления о наложении на виновных лиц административных наказаний и применяют другие меры административного принуждения. В тех случаях, когда орган внутренних дел не уполномочен разрешить дело, он выступает в качестве органа, возбудившего административное дело, в связи с реализацией своих функций перед органом, имеющим право на его разрешение. Таким образом, при обжаловании действий органа внутренних дел он выступает как сторона административного процесса и несет определенные процессуальные обязанности, скажем, представить необходимые доказательства по делу, дать объяснение органу, рассматривающему дело по существу, и т.п. Понятие и виды административных производств. Стадии административного производства. Административный процесс имеет сложную структуру, которая обусловлена широким объемом административного процесса, охватывающего многочисленные сферы государственного управления и различные категории индивидуально-конкретных дел. В научной литературе по административному праву высказываются различные суждения по поводу соотношения понятий административного процесса и административного производства. Несмотря на то, что среди ученых-административистов существуют различия в понимании административного процесса и административного производства, как правило, ими делается один и тот же вывод: процесс и производство соотносятся как общее и особенное; производство — часть процесса, а процесс — система производств. Административный процесс подразделяется на отдельные виды административных производств, которые выступают как его разновидности, как части целого. Критерием деления административного процесса на отдельные виды производств служит характер индивидуально-конкретных управленческих дел, отражающий свойства и особенности. Этот критерий обусловливает особенности того или иного вида производства, поскольку каждое производство имеет целью установление четкого порядка рассмотрения и разрешения конкретной категории управленческих дел. Каждое административное производство представляет собой систему норм, регламентирующих порядок рассмотрения и разрешения тех или иных однородных групп управленческих дел. Профессор В. Д. Сорокин говорит о следующих видах производств:2 1. производство по принятию нормативных актов государственного управления; 2. производство по предложениям и заявлениям граждан и обращениям организаций в сфере государственного управления; 3. производство по административно-правовым жалобам и спорам; 4. производство по делам о поощрениях; 5. производство по делам об административных правонарушениях; 6. производство по дисциплинарным делам; 7. регистрационное производство; 8. лицензионное производство; 9. исполнительное производство. То или иное производство осуществляют соответствующие органы исполнительной власти и их должностные лица. И лишь рассмотрением и разрешением некоторых групп дел в установленных законодательством случаях ведают помимо исполнительных органов иные органы государства, их должностные лица. То же касается и общественных организаций и их должностных лиц. Отношения, возникающие в ходе осуществления того или иного вида производства, регулируется чаще всего административно-процессуальными нормами. Именно эти факторы объединяют отдельные производства в единый административный процесс. Таким образом, подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что административные производства это самостоятельный институт административного права, имеющий свои конструктивные признаки, правовую основу и круг субъектов. Во всех случаях одной из сторон административно-процессуального отношения выступает орган (должностное лицо) публичной власти. Это обусловливает определенные особенности административного производства: • возложение бремени доказывания на субъект публичной власти; • активная роль суда в обеспечении доказательств; • краткие сроки рассмотрения дел; • возможность оперативного приостановления решения, принятого по делу; • право гражданина на обжалование в суд решений и действий субъекта публичной власти; - иные особенности. Стадии административного производства. Известно, что любое административное производство реализуется посредством осуществления отлаженного механизма последовательных процессуальных действий, совокупность которых образует стадии. Традиционно, стадия - это часть процесса и равно входящего в него производства. Принимая во внимание существующие точки зрения применительно к стадиям административного процесса, все же хотелось бы подчеркнуть, что административный (управленческий) процесс не сводится лишь к стандартному набору периодически сменяющихся стадий. Административный процесс - это процесс достижения нормативно установленных целей управления с помощью правовых, организационных и иных средств управленческого воздействия, это постоянно осуществляемая управленческая деятельность со своими взаимосвязанными элементами. Характерные черты стадии, а равно ее структура, во многом, предопределяются видом производства. Стадии административного производства: • возбуждение производства по административному делу; • рассмотрение административного дела; • принятие по административному делу решения; • исполнение решения по административному делу • пересмотр решения по административному делу; Рассмотрим кратко основные особенности стадий административного процесса. 1) Возбуждение производства по административному делу. Для всех разновидностей производств в административном процессе это начальная стадия всей последующей процедуры. Поскольку каждый вид производства — процедура юридическая, имеющая своим назначением достижение в конечном счете предусмотренного правового результата, то начало этой процедуры нуждается в документальном оформлении. Иначе говоря, для возбуждения того или иного производства в административном процессе требуется составление предусмотренных официальных документов. Так, для того, чтобы было начато производство по рассмотрению заявления гражданина, необходимо, чтобы такое заявление было официально подано в письменной форме в соответствующий opган исполнительной власти, предприятие, учреждение, организацию и т. д. При этом действующее законодательство не исключает заявлений и в устной форме. Но в этом случае устное заявление должно быть официально зарегистрировано. Для возбуждения, скажем, производства по делам о поощрениях необходимо официальное ходатайство управомоченных субъектов, направленное соответствующему органу или должностному лицу. Так, законодательством установлено, что ходатайства о награждении государственными наградами Российской Федерации возбуждаются в коллективах предприятий, учреждений, организаций частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, а также органами местного самоуправления. За небольшим исключением, предусмотренным ст. 28.4, ч.1 ст. 28.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждение производства по делу об административном правонарушении оформляется официальным документом - протоколом, составляемым по правилам ст. 28.2 КоАП РФ. На этой стадии совершаются и иные процессуальные действия которые в совокупности имеют своей задачей надлежащую юридическую и организационную подготовку дальнейшего развития данной процедуры. Так, например, определяется круг процессуальных участников, причастных к предстоящему рассмотрению административного дела, в частности, привлечение специалистов, экспертов, переводчика ит. д. 2) Рассмотрение административного дела — вторая, можно сказать центральная стадия административной процедуры. Именно для этой стадии характерно наиболее широкое участие лиц, причастных к данному производству. Именно в пределах данной стадии исследуются и оцениваются все обстоятельства дела, необходимые для последующего обоснованного юридического решения, принимаемого полномочным органом или должностным лицом. На этой стадии действуют процессуальные правила, регулирующие порядок рассмотрения дела коллегиальными и единоначальными органами исполнительной власти, а также судьями, прежде всего мировыми. Так, если административное дело рассматривается коллегиальным органом исполнительной власти, то обязательно ведется протокол заседания этого органа. Естественно, необходимым условием правомерности коллегиального рассмотрения (и последующего решения) должно быть наличие кворума. Так, например, Правительство Российской Федерации проекты своих постановлений, т. е. нор­мативных актов, рассматривает на заседании, которое является правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов Правительства. При этом поступившие на заседание проекты постановлений Правительства Российской Федерации рассматриваются с обязательным участием федерального министра, руководителя федеральной службы, российского агентства, к ведению которого относится рассматриваемый вопрос. 3) Принятие решения по административному делу — процессуальная стадия, характерная тем, что она непосредственно связана с принятием юридического решения, подготовленного процессуальными действиями участников административного производства на его предыдущих стадиях. При этом следует иметь в виду, что термин «решение» является юридически обобщенным выражением конкретного правового акта, который обязательно принимается по данному делу. В зависимости от вида административного производства таким «решением» может быть постановление Правительства Российской Федерации или выс­шего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (высшего должностного лица субъекта Российской Федерации; нормативный акт федерального министерства3; многообразные по наименованию, но единые по юридическим свойствам акты, принимаемые на упомянутой стадии различных правонаделительных и правоохранительных административных производств, например, акты, связанные с рассмотрением заявлений граждан на решения принимаемые в итоге лицензионного производства, производства по делам об административных правонарушениях и т. д. Юридические решения, принимаемые на данной стадии административного процесса, естественно, должны отвечать известным требованиям — соответствовать Конституции Российской Федерации, действующему законодательству, компетенции органа или должностного лица, правомочным принимать соответствующее решение и т. д. Применительно к тем или иным административным производствам существуют процессуальные правила, регулирующие принятие юридического решения как такового. Эти правила устанавливают порядок принятия решения коллегиальным органом исполнительной власти, а также органом единоначальным, в том числе правомочным должностным лицом. Ряд процессуальных правил содержат требования, касающиеся реквизитов принимаемого юридического решения — соблюдение установленной формы акта, его целесообразная структура, безукоризненный стиль изложения, ясность, четкость и лаконичность текста; отсутствие слов и терминов допускающих двусмысленное толкование или понимание юридического акта; наличие необходимых подписей, регистрационного номера, даты принятия и др. 4) Исполнение решения по административному делу. Это четвертая обязательная стадия, которая в принципе завершает процедуру того или иного административного производства, входящего в административный процесс. Как известно, принимаемые решения разнообразны по своим юридическим свойствам. В конечном счете, они образуют две основ­ные группы. Первую группу составляют юридические решения, которые, несмотря на их различное наименование, объединяет общее свойство — это решения нормативные, содержащие общие правила поведения, т. е. правовые нормы. При этом следует учитывать, что нормативные акты государственного управления, принимаемые органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в порядке определенного административного производства, содержат три первичных разновидности правовых норм: управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Первый вид норм исполняется по желанию надлежащего субъекта, второй и третий виды требуют обязательного варианта поведе­ния соответствующих субъектов — активного или пассивного. Началом реализации нормативного акта государственного управления является вступление его в силу, момент которого определяется органом, принявшим нормативный правовой акт. Вторую группу юридических решений, рождающихся в результате осуществления правонаделительных и правоприменительных производств в административном процессе составляют акты различ­ного наименования (постановления, решения, приказы, распоряже­ния), но объединенные общим свойством — это индивидуальные правовые акты, адресованные конкретным субъектам. Поэтому в исполнении этого рода актов определяющая роль принадлежит субъектам, которым эти акты адресованы. В зависимости от характера административного дела и, следовательно, адекватного административного производства, индивидуальные юридические решения могут: а) юридически оформлять для данного лица его правомочие, предусмотренное соответствующим законом, например, положительное решение по заявлению гражданина, обращению коллектив­ного субъекта; б) юридически обеспечивать реализацию конкретным органом или должностным лицом определенной обязанности, например, принять решение о лицензировании определенного вида деятельности; совершить действия по восстановлению нарушенного права гражданина и т. д.; в) признав лицо виновным в совершении административного правонарушения или дисциплинарного проступка, установить для него меру административного наказания или дисциплинарного взыскания. Действующее законодательство при помощи административно-процессуальных норм определяет и регулирует основные стороны процедуры исполнения юридических решений, принимаемых посредством правонаделительных и правоохранительных производств, входящих в административный процесс. 5) Пересмотр решения по административному делу. Отличительная особенность данной стадии административного процесса по сравнению с предыдущими заключается в том, что эта стадия является факультативной и в таком качестве предусмотрена законодательством. Эта стадия административного процесса становится реальной в тех случаях, когда у субъектов, которым непосредственно адресовано решение по административному делу, возникает необходимость обжалования этого решения по основаниям материального или процессуального характера. Вместе с тем действующее законодательство знает и исключения из общего правила. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 25.2 КоАП РФ обжаловать постановление по делу об административном правонарушении вправе также и потерпевший. Как известно, Конституция Российской Федерации и действующее законодательство обеспечивают право гражданина Российской Федерации на обжалование административных решений, которые по мнению гражданина, нарушают его права, создают препятствии для реализации гражданином его права, возлагают на гражданина не предусмотренные законом обязанности либо неосновательно привлекают гражданина к административной или дисциплинарной ответственности. Признав жалобу гражданина подлежащей удовлетворению, орган исполнительной власти, суд или должностное лицо либо отменяет данное административное решение, либо вносит в него соответствующие коррективы. Административное решение, принятое в результате осуществле­ния административного производства, может быть пересмотрено по протесту прокурора, что предусмотрено ст. 23 Федеральное закона от 14 ноября 1995 г. «О прокуратуре Российской Федерации». Следует также иметь в виду, что Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в гл. 24 закрепил «производство по делам о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части». Этим самым ГПК РФ предусмотрел возможность пересмотра нормативных актов государственного управления по заявлению гражданина, организации, а также прокурора в пределах его компетенции. Аналогичным образом Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов (гл. 23 АПК). Таким образом, следует сделать вывод, что указанные стадии являются общими стадиями административного процесса. Они присущи всем видам административных производств. Вместе с тем в каждом производстве общие стадии получают специфическое преломление и детализацию. Конституция России провозгласила наше государство правовым, в котором высшей ценностью является человек, а его права и свободы должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием. Законодательство об административных проступках имеет своей целью укрепление законности, предупреждение правонарушений и воспитание граждан в духе точного и неуклонного соблюдения Конституции, законов, уважения к правам, чести и достоинству человека, в духе высокой нравственности, ответственности перед обществом, добросовестного выполнения своих обязанностей. Очевидно, что только скорейшее введение на всей территории РФ единого порядка административного производства способно обеспечить законность деятельности субъектов административной юрисдикции. Это возможно только в результате скорейшей кодификации административного законодательства и создании административных судов. Еще одним условием совершенного административного производства является глубокое знание его правового регулирования, что является условием успешной профессиональной деятельности правоохранительных органов. Фундаментальной основой успешного противодействия общества и государства административным правонарушениям, несомненно, является должный уровень правового регулирования этого процесса. Производство по применению норм административного процесса -сложное процессуально-правовое явление, многоплановое, по сути, в него включаются ряд производств, обусловленных характером правоприменения и предопределенное спецификой предмета правового регулирования. Следовательно, процесс там, где процессуальными нормами регламентирована последовательность стадий производства по делам и совершаемых участниками процесса действий, а также формы их фиксации и осуществления контроля за их реализацией.
«Управленческий процесс как элемент механизма управления» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 179 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot