Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Психология общения

  • 👀 551 просмотр
  • 📌 511 загрузок
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате doc
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Психология общения» doc
Лекция Тема: Психология общения План лекции 1. Определение понятия «общение» и его особенности 2. Коммуникация и способы общения 3. Функции и виды общения Цель изучения: раскрыть сущность общения человека, которое имеет психологическую основу; отметить, что оно основывается на активизации речевых процессов; охарактеризовать функции общения; помочь студентам завладеть знаниями о средствах, функциях и разновидностях общения, выяснить особенности взаимосвязи между человеком, его деятельностью и общением; ознакомиться с вербальным и невербальным общением, усвоить методы конструктивного общения. Студент должен знать: • основные понятия темы; • основные особенности общения; • средства общения; • функции общения; • разновидности общения. Студень должен уметь: • владеть основными понятиями темы; • выделять основные особенности общения; • охарактеризовать средства общения • анализировать функции общения; • сравнивать основные виды общения. Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация по теме лекции, схемы и таблицы. Вводная часть Тема нашей лекции «Психология общения». Данная тема актуальна во все времена, так как человек без контактов с другими людьми, без общения и взаимоотношения с ними не сможет стать полноценным членом общества, он не сможет развиваться и формироваться как личность. Человек – продукт природы и общества, полноценное развитие которого (в первую очередь психическое и социальное), зависит от его общения с себе подобными homo sapiens. Люди, которые окружают личность, является неисчерпаемым источником ее социального становления. Главным инструментом, который обеспечивает связь личности с другими людьми, является общение. Общение является главным средством превращения человека из биологического существа в социально адаптированную личность. С помощью общения и благодаря языку человек усваивает знания, социальный опыт, морально-этические нормы поведения. Во время межличностного и межгруппового общения происходит передача от одного человека к другой той совокупности социальных и социально-психологических качеств, которые отличают человека от животного. Общение свойственно всем высшим живым существам, но лишь на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью [7, с.512]. Не зря всему миру известно высказывание Антуана де Сент-Экзюпери «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Сегодня на лекции мы с вами рассмотрим следующие вопросы: определение понятий «общение», «коммуникация», «межличностное общение», «вербальная коммуникация», «невербальная коммуникация»; основные особенности общения; способы общения; функции общения; виды общения. Основная часть 1. Определение понятия «общение» и его особенности Общение обозначает все формы непосредственных контактов между людьми и их взаимные отношения, которые возникают на основе дружеских связей или симпатии. В психологическом словаре находим следующее определение общения: «…это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей» [2, с.45]. Общение является важной духовной потребностью личности как общественного существа. Потребность человека в общении предопределена общественным способом его существования и необходимостью взаимодействия в процессе деятельности. Любая совместная деятельность, и в первую очередь трудовая, не может осуществляется успешно, если между теми, кто ее выполняет, не будут настроены соответствующие контакты и не будет взаимопонимания. Шевандрин Н.И. отмечает, что общение можно рассматривать и как способ объединения индивидов, и как способ их развития [9, с.90]. А Каган М.С. [4], рассматривая общение как категорию философии, отмечал, что оно обозначает некие устойчивые отношения между системами, которые сближаются в своих сущностных качествах. Общение – явление глубоко социальное. Социальная природа общения выражается в том, что оно всегда происходит в среде людей, где субъекты общения всегда появляются как носители социального опыта. Социальный опыт общения заключается в содержании информации, которая является его предметом (знание, информация, способы деятельности), в средствах (языковая и неязыковая коммуникация при общении), в общественно выработанных в процессе исторического развития разновидностях общения. По содержанию общения охватывает: все области человеческого существования и деятельности, объективные и субъективные их проявления. Общение между людьми происходит при передачи знаний, опыта, когда формируются разные умения и навыки, согласовываются и координируются общие действия и т.п. В психологии под общением также понимают процесс обмена любой информацией (познавательного, эмоционально-оценивающего характера) между двумя и большим количеством людей. Общение обеспечивает социальную перцепцию, интерактивный, информационный и аффективно-оценивающий обмен. Оно используется личностью для осуществления целеустремленного влияния на другого человека с целью предоставить или получить определенную информацию, осуществить обмен опытом, психологическим состоянием, проявить сочувствие, продемонстрировать принятие или непринятие, убедить и привлечь на свою сторону другого человека [5, с.81]. Итак, общение – это разнообразные контакты между людьми, обусловленные потребностями совместной деятельности. Особенность общения заключается в его неразрывной связи с деятельностью. Деятельность является основной средой и необходимым условием возникновения и развития контактов между людьми, передачи необходимой информации, взаимопонимания и согласования действий. Смысловую сторону общения всегда представляет информация, предопределенная потребностями взаимодействия людей. Она может касаться сообщения новых знаний, например, разъяснение учителем понятий, объяснение сущности определенных явлений, процессов, информирования о событиях, которые происходят, обоснование определенных положений, построения гипотез и пр. Общение также является средством передачи определенных умений и навыков. Содержанием общения может быть человек. Реальные контакты между людьми, в процессе которых они непосредственно воспринимают друг друга, создают среду для объективного выявления особенностей их поведения, манер, черт характера и эмоционально-волевой сферы. Именно в таких контактах, которые мы называем межличностным общением, раскрывается настоящая значимость одного человека для другой, проявляются их симпатии и антипатии. Архипова В.Ф. отмечает, что межличностное общение отличается тем, что оно связано с непосредственными контактами между членами групп (постоянны по своему составу участников) или же парами людей. Такое общение подразумевает наличие определенной психологической близости между партнерами, которая заключается в знании ими индивидуальных особенностей друг друга, наличие у них эмпатии (сопереживания), а также понимания и наличия совместного опыта в деятельности [1, с.6]. Важное влияние на характер общения осуществляют отношения, которые сложились между членами контактной группы. От того, какими являются взаимоотношения, зависят система общения конкретной личности, ее манера, колорит, используемые средства. 2. Коммуникация и способы общения Раскрытие этого вопроса сопровождается презентацией Что касается коммуникации, то под ней довольно часто понимают общение, связь, передачу информации [3, с.4]. Р.С. Немов дает следующее определение этому понятию: «коммуникация – процесс общения, взаимодействия и обмена информацией между людьми» [6, с.175]. Среди всех возможных средств коммуникации, которые создало человечество, основным является язык, для которого коммуникативная функция является определяющей. Каган М.С. различает общение и коммуникацию с точки зрения характера самой связи вступающих во взаимодействие сторон и с позиции специфики субъектно-объектных, субъектно-субъектных отношений [3, с.26]. Главной целью коммуникации является установление контакта и передача информации. Передача информации в процессе общения обеспечивается с помощью языка как основного, специфически человеческого орудия общения, а также неязыковыми средствами. Язык как средство общения возник и сформировался исторически, в процессе развития человеческого общества, из его потребностей. язык является формой общения и представляет собой дифференцированную систему кодов, которая указывает объекты и их отношения. Язык определяют в психологии как систему слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, которые используются для общения [8, с. 413]. 3. Функции и виды общения Заключение Общение является основой межличностных отношений, которые в свою очередь необходимы для формирования каждой отдельной личности и являются феноменом общественного существования, поражающимся общественной жизнедеятельностью людей. В процессах общения и взаимоотношений люди осуществляет психологическую деятельность, направленную на организацию и управление процессами общественной жизни. В процессе общения формируется и воссоздается психология человека, зарождаются групповые эффекты, трансформируются психические потенциалы партнеров социального взаимодействия в человеческие отношения и личностные качества, решаются жизненно важные задания как отдельных индивидов, так и общества в целом. Список литературы: 1. Архипова В.Ф., Голумидова А.В. Психология межличностных отношений: учеб. пособие. – Владим. гос. ун-т. – Владимир: Изд-во ВлГУ, 2005. – 124 с. 2. Багадирова С.К. Психология: экспресс-справочник [учебное пособие]. – Майкоп, редакционно-издательский отдел Адыгейского государственного университета, 2004. – 56 с. 3. Болдонова И.С. Межличностное общение. – Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного технологического университета, 2000. – 67 с. 4. Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. – М.: Политиздат, 1988. – 319 с. 5. Краткий психологический словарь / [Ред.-сост. Л.А. Карпенко; под. общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 1999. – 512 с. 6. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с. 7. Немов Р.С. Психология: учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. / Немов Р.С. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии. – 688 с. 8. Шевандрин Н.И. Социальная психология образования. – М.: ВЛАДОС, 1995. – 549 с. 9. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Издание третье, переработанное и дополненное. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000. – 672 с. Задание для самостоятельной работы студентов: 1. Дать ответы на следующие вопросы: 1) Чем предопределяется потребность в общении между людьми? 2) Какую роль играет общение в общественной жизни? 3) В чем заключается социальная сущность общения? 4) Какая роль в общении принадлежит невербальной коммуникации? 5) Что означает коммуникативная функция общения? 6) В чем заключается суть интерактивной стороны общения? 7) По каким принципам общение разделяют на разновидности? 2. Написать краткий доклад (1-2 стр.) на одну из тем (по выбору студента): «Условия эффективного общения», «Механизм идентификации в процессе общения», «Барьеры в общение и их преодоление». 3. Провести самодиагностку по следующим методикам и написать краткий вывод с рекомендациями:
«Психология общения» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 767 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot