Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Производственно-техническая инфраструктура предприятий. Размещение предприятия на территории города. Объемно-планировочное решение

  • 👀 530 просмотров
  • 📌 471 загрузка
Выбери формат для чтения
Загружаем конспект в формате docx
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий. Размещение предприятия на территории города. Объемно-планировочное решение» docx
ЛЕКЦИЯ 6 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Цель: изучить общие требования к разработке планировки предприятия, объемно-планировочным решениям, генерального плана предприятия, компоновочного плана, планировки производственных зон, цехов, участков. Продолжительность лекции – 4 часа. Оглавление 6.1. Размещение предприятия на территории города 1 6.2. Объемно-планировочное решение 2 6.3. Генеральный план предприятия 8 6.4. Компоновочный план 14 6.5. Планировка производственных зон, цехов, участков 18 6.6. Примеры планировочных решений зон, цехов и участков автотранспортных предприятий 21 Контрольные вопросы 25 6.1. Размещение предприятия на территории города Планировка предприятия осуществляется на основании выполненных технологических расчетов с учетом оптимизации производственных мощностей. Исходя из потребности в производственных площадях, специфики предприятия, принятой технологии производства и прочего выбирается земельный участок под строительство предприятия. Определяются ориентировочные объемы и этапы строительства, а также возможные для использования строительные конструкции и материалы. Прорабатываются компоновочные решения отдельно стоящих зданий, составляется генеральный план предприятия, а затем выполняются планировки цехов, участков и зон. В процессе планировки решаются следующие вопросы: обеспечение эффективного использования и застройки земельного участка; рациональное взаимное расположение зданий, сооружений, помещений, цехов, участков и постов с учетом принятой технологии выполнения работ; обеспечение научной организации труда на рабочих местах, технологических связей и движения на территории и в зданиях предприятия; размеры, этажность и конструкции зданий и сооружений; соблюдение технологических и строительных норм и требований; минимизация затрат на проектные, строительно-монтажные и эксплуатационные работы и т.д. Особое значение для обеспечения эффективности строительства имеет выбор земельного участка под строительство предприятия. Место расположения земельного участка определяется исходя из прогнозов развития пассажирских и грузовых потоков в строгой увязке с генеральным планом развития города, населенного пункта, района. Грузовые автопредприятия желательно размещать вблизи грузообразующих или грузополучающих объектов, грузовые станции - в узловых пунктах автомобильных дорог, вблизи грузообразующих объектов и грузовых терминалов других видов транспорта, городские автобусные предприятия - вблизи от наиболее напряженных городских маршрутов, автовокзалы - на территориях, прилегающих к автомобильным дорогам и имеющих хорошее транспортное сообщение со спальными районами города, а также железнодорожными, водными и авиационными вокзалами. При выборе земельного участка необходимо учитывать, что резкий рельеф местности (перепады высот на участке) требует большого объема земляных работ, а близкое расположение грунтовых вод (выше глубины размещения технологических устройств и осмотровых канав) могут создать трудности для использования принятой технологии производства или привести к подорожанию строительства из-за выполнения дополнительных водоизоляционных работ. Особое внимание при выборе участка следует уделять наличию на прилегающих территориях инженерных сетей (тепловые сети, электроэнергия, газ, вода, канализация) и возможности подключения к ним. Выделение земельного участка оформляется решением администрации города или района, затем в соответствующих муниципальных службах уточняются точки подключения к инженерным сетям и определяются требования, предъявляемые к архитектурно-планировочному решению проекта. 6.2. Объемно-планировочное решение Объемно-планировочное решение позволяет определить общий вид и объемы будущего строительства, типы и размеры строительных конструкций и материалов. Объемно-планировочное решение должно приниматься с учетом назначения и особенностей эксплуатации предприятия; природно-климатических условий и рельефа местности; обеспечения требований унификации строительных конструкций и основных параметров проектируемых зданий и сооружений; особенностей организации технологического процесса; возможности реконструкции предприятия при изменении расчетных параметров. Здания из железобетонных конструкций наиболее часто используются при проектировании и строительстве. Для снижения стоимости проектных работ, изготовления строительных конструкций и выполнения строительно-монтажных работ по возведению зданий и сооружений из железобетонных конструкций осуществляется унификация объемно-планировочных и конструктивных решений. Унификация достигается благодаря производству типовых строительных конструкций и разработке типовых проектов предприятий. Для изготовления строительных конструкций (колонн, плит перекрытия, стеновых панелей и т.д.) индивидуальных размеров и конструкций необходимо выполнить расчеты конструкций, изготовить соответствующие формы, разработать технологию, подготовить производство, специалистов и рабочих. Это связано с большими производственными затратами, что приведет к значительному удорожанию проекта. Таких затрат можно избежать, если на заводах железобетонных изделий производить несколько типоразмеров конструкций, которые будут использоваться при проектировании. Разработка проекта представляет собой длительный и трудоемкий процесс. Использование типового проекта с привязкой к местности или с небольшими изменениями в типовом проекте позволяет значительно сократить сроки проектирования и строительства предприятия. Типовые проекты разрабатываются по заказам министерств и ведомств в крупных отраслевых или специализированных проектных институтах. На автомобильном транспорте основным разработчиком типовых проектов является Государственный институт проектирования предприятий автомобильного транспорта (Гипроавтотранс). При проектировании предприятий, изготовлении строительных конструкций и строительстве используется унифицированный на территории всей страны типаж конструкций, сетка колонн и размеры пролетов. Унифицированные типоразмеры строительных конструкций и параметры зданий определены в нормативных документах Строительные нормы и правила (СНиП). При разработке индивидуальных проектов строительства или реконструкции также используются элементы типовых проектов и типовые строительные конструкции. В соответствии с требованиями СНиПа, шаг колонн в одноэтажных производственных зданиях (расстояния между разбивочными осями здания в продольном направлении) принимается равным 6 или 12 м. Размеры пролетов (расстояния между разбивочными осями здания в поперечном направлении) могут быть 6; 12; 18; 24; 30 м (кратно 6 м). Общий вид железобетонного каркаса предприятия в разрезе представлен на рис. 6.1. Высота одноэтажного производственного здания определяется исходя из типа здания, особенностей технологического процесса, пролета здания, наличия и типа технологического и подъемно- транспортного оборудования. Высота до низа несущих конструкций производственных зданий зависит от выбираемого типа колонн, они могут быть: 3,6; 4,2; 4,8; 6; 7,2; 8,4 м. Высота многоэтажных производственных зданий принимается равной 3,6 или 4,8 м, для предприятий автомобильного транспорта, как правило - 3,6 м. Рисунок 6.1. Железобетонный каркас производственного здания: 1 - фундамент; 2 - колонна; 3 - подстропильная ферма; 4 - стропильная ферма; 5 - светоаэрационный фонарь; 6 - плита покрытия; 7 - утеплитель; 8 - выравнивающий слой; 9 - кровельный ковер; 10 - воронка внутреннего водостока; 11 - стеновая панель; 12 - ленточное остекление; 13 - крановый рельс; 14 - подкрановая балка; 15 - связи; 16 - фундаментная балка; 17 - отмостка. Размеры пролетов многоэтажных производственных зданий принимаются кратными 3 м (3; 6; 9; 12; 15; 18 м), а шаг колонн - 6 м. Этажность здания определяется с учетом технической и экономической целесообразности, технологии производства, архитектурных требований к строящемуся объекту, потребности в производственных площадях и размеров земельного участка. Нагрузка на пол в многоэтажном производственном здании не должна превышать 2,5 т/м2. Среди предприятий автомобильного транспорта в многоэтажном исполнении наиболее часто встречаются гаражи и стоянки (в том числе таксомоторных или иных авто предприятий). Здания АТП в типовых проектах обычно бывают прямоугольной конфигурации в плане с параллельно расположенными пролетами. Допускается использование пролетов различных размеров. В пролетах с меньшими размерами и высотой рекомендуется размещать производственные цеха и участки, а в пролетах с большими размерами по ширине и высоте - посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей. В каркасных железобетонных производственных зданиях предусматривается устройство навесных или самонесущих стеновых панелей. Навесные панели выполняют функции ограждений и крепятся к колоннам с внешней стороны. Самонесущие стены применяются при необходимости использования панелей большей толщины и веса, способных обеспечить теплоту и шумоизоляцию. Такие стены возводятся на собственных фундаментах. Допускается также применение кирпичных самонесущих стен и стен из других (местных) материалов при условии их соответствия требованиям, предъявляемым к строящемуся зданию. Покрытие железобетонных зданий занимает особое место в процессе проектирования, строительства и эксплуатации предприятия. Затраты на покрытие составляют около 50 % от всех затрат, приходящихся на строительство и эксплуатацию здания. В зависимости от конфигурации и типа зданий покрытия подразделяются на односкатные, двухскатные, многоскатные, криволинейные и плоские. Односкатные покрытия применяются в однопролетных небольших зданиях. В типовых проектах автотранспортных предприятий обычно используются двухскатные или многоскатные покрытия. На покрытиях многопролетных зданий большой ширины и длины должны быть предусмотрены световые или светоаэрационные фонари для обеспечения помещения естественным светом и проветривания. Для предприятий, строящихся в регионах с теплым климатом, рекомендуется предусматривать шедовые фонари с их ориентацией на север. При необходимости на покрытии могут быть установлены также крышные вентиляторы. Основными элементами покрытия являются несущие балки или фермы. На них устанавливаются железобетонные плиты покрытия, затем укладываются слой утеплителя, выравнивающий слой и кровля. Унифицированные здания из легких металлических конструкций (модули) получили широкое применение в проектировании и строительстве предприятий автомобильного транспорта начиная с 80-х гг. XX в. Они представляют собой сборные металлические конструкции, которые изготавливают на заводах металлоконструкций и поставляют в комплекте. В зависимости от заказа модули могут поставляться с легкими утепленными стеновыми панелями, оконными переплетами, воротами и элементами покрытия и т.д. Российские заводы выпускают несколько типов модульных конструкций, отличающихся между собой размерами, используемым металлопрокатом, назначением и эксплуатационными характеристиками (рис. 6.2-6.4). Использование металлических модульных конструкций позволяет значительно сократить затраты и сроки строительства по сравнению с использованием железобетонных конструкций. При возведении модульных конструкций заливают бетонные фундаменты под стойки опор и производят сборку конструкций. За считанные дни здание из модульных конструкций может быть введено в эксплуатацию. Рисунок 6.2. Примеры одноэтажных модульных конструкций производственных зданий. Строительство производственных зданий осуществляется по технологии каркасного строительства быстровозводимых зданий "модульдом". Технология строительства промзданий предполагает возведение цехов и помещений для производства на основе стальных каркасов, которые собираются поэлементно на месте строительства из заранее заготовленных в заводских условиях деталей. Многоэтажные производственные здания нуждаются в массивных фундаментах, сам стальной каркас здания выполняется из прокатных деталей большего сечения и, конечно, стоимость строительства такого здания выше, чем у одноэтажных промзданий. Одноэтажные цеха - наиболее экономичный способ строительства, причём наиболее низкая цена строительства квадратного метра производственных и промышленных зданий будет в случае, если высота колонны промзданий будет около 6 метров. В этом случае расход материалов на строительство производственных помещений  будет минимальным. Конструкция промздания предполагает шаг колонн кратный шести метрам - 6 м, 12 м, 18 м и т. д. Причём строительство промзданий с меньшим шагом колонн (например, 6 метров) обойдётся дешевле за счёт сокращения расходов на материал ферм перекрытия и покрытия. Кровли промзданий в основном выполняются из сэндвич панелей или профлиста, поэтому масса кровли незначительна. http://mod-b.ru/promzd/. Каркасы производственных зданий рассчитываются с учётом снеговой и ветровой нагрузки в той климатической зоне, где будет осуществляться строительство цеха. Причём стоимость строительства цеха в основном будет зависеть только от размеров производственного помещения. Так, в среднем, стоимость строительства одного квадратного метра промзданий одинакова и составляет около 12-14 тысяч рублей в зависимости от материалов обшивки стен и кровли. А если необходимо построить здание холодного цеха, то стоимость такого строительства составит вообще 6-8 тысяч рублей за квадратный метр. Строительство промзданий по технологии модульдом предусматривает возможность использования для обшивки стен и кровли как сэндвич-панелей заводского изготовления, так и сендвич панели поэлементной (полистовой) сборки. В первом случае используется изготовленная в заводских условиях трёхслойная сэндвич-панель на основе минераловатного утеплителя, либо пенополистирола. Во втором случае - на готовый собранный стальной каркас производственного здания послойно монтируется профлист, паро- и гидроизоляционные плёнки и утеплитель. Кровля производственных зданий в этом случае монтируется таким же образом. Таким образом стены производственных зданий приобретают необходимые теплосберегающие свойства и при этом масса конструкций стен и кровли минимальна. Производственные здания промышленных предприятий оборудуются таким образом, чтобы максимально снизить воздействие вредных факторов производства на окружающую среду и на работающих на производстве людей. И стоимость производственного здания в значительной мере будет зависеть от набора необходимого оборудования, создающего необходимые комфортные условия - освещение, отопление, вентиляция ЗДАНИЯ НА ОСНОВЕ ФЕРМЕННЫХ КОНСТРУКЦИЙ http://www.mospromstroy.net/finished_structures_34.php Здания отапливаемые и холодные, однопролетные и многопролетные. Здания могут быть оборудованы подкрановыми путями для мостовых и подвесных кранов грузоподъемностью до 50 тонн.  Рисунок 6.3. Унифицированная модульная конструкция производственного здания с плоской кровлей. Длина не ограничена, ширина 12, 18, 24, 36 метров. Высота здания - по техническим условиям Заказчика.  Рисунок 6.4. Унифицированная модульная конструкция производственного здания с односкатной кровлей. Незаменимы модульные конструкции при чрезвычайных ситуациях, когда требуется в кратчайшие сроки построить и ввести в эксплуатацию здания производственного или иного назначения. Рисунок 6.5. Унифицированное здание (модуль) из легких металлических конструкций типа «ЦНИИСК». Объемно-планировочное решение: 1 - структурный блок; 2 - профилированный настил; 3 - утеплитель; 4 - водоизоляционный ковер; 5 - зенитный фонарь; 6 - водосточная воронка; 7 - крышный вентилятор; 8 - жалюзийная решетка; 9 - цокольная панель; 10 - дверь; 11 - ворота; 12 - оконная панель; 13 - стеновая панель; 14 - ригель стеновой; 15 - колонна фахверка; 16 - колонна; 17 - подкрановая балка. Наибольшее распространение получили модульные конструкции при строительстве производственных зданий в регионах с мягким и умеренным климатом, т.е. там, где не предъявляются особые требования к теплоизоляции зданий. Наиболее удачными оказались проекты, разработанные для южных регионов России, когда в здании из спаренных или учетверенных модульных конструкций размещены посты и линии обслуживания и ремонта автомобилей, а цеха и участки - в пристройке к модулям. Ворота здания должны быть выполнены с учетом габаритных размеров наиболее крупных транспортных средств с грузом, проезжающих через ворота. Размеры ворот должны превышать габаритные размеры этих транспортных средств по высоте на 0,2 м и по ширине на 0,6 м. В типовых проектах могут быть предусмотрены распашные, раздвижные или подъемные ворота. Покрытия полов в производственных цехах, участках и зонах выполняют с учетом видов и интенсивности механических и тепловых воздействий, воздействий агрессивных жидкостей и удобства очистки от загрязнений. В зонах по обслуживанию и ремонту автомобилей, механическом, моторном и агрегатном цехах рекомендуются следующие типы покрытия полов: бетонный шлифованный; бетонный мозаичный; мозаичные плиты. Для покрытия полов в кузнечно-рессорном цехе используется клинкерный кирпич или брусчатка, в аккумуляторном - керамическая кислотоупорная плитка, в деревообрабатывающем и обойном цехах - асфальтобетон, в электротехническом, топливном и медницком цехах - керамические плитки или мозаичные плиты. 6.3. Генеральный план предприятия Генеральный план предприятия является одним из основных частей проекта и представляет собой соединенное в единое целое технологическое и архитектурное решения проекта. Генеральным планом определяется порядок использования земельного участка предприятия, рациональное размещение зданий и сооружений, эффективная организация работы и взаимодействия основного, вспомогательного и обслуживающего производства, размещение зоны хранения автомобилей, пути прокладки инженерных сетей и т.д. При разработке генерального плана необходимо учитывать принятую схему производственного процесса и технологию выполнения работ; особенности природно-климатических условий района размещения предприятия; преобладающее направление ветров; стороны света; рельеф местности; площади производственных участков, цехов, зон обслуживания, ремонта и хранения автомобилей в соответствии с технологическими и оптимизационными расчетами. Расчетные площади производственных и складских помещений необходимо корректировать в соответствии со строительными нормами и правилами и требованиями унификации строительных конструкций. Инженерные сети должны быть предусмотрены с учетом условий, определенных соответствующими муниципальными службами при согласовании проекта, технологии производства и экономической целесообразности. Ворота для въезда и выезда из предприятия должны быть расположены с отступлением от красной линии застройки, отделяющей территорию предприятия от городской улицы или проезда не менее чем на длину наиболее длинного транспортного средства, проезжающего через эти ворота. Причем ворота въезда должны предшествовать по ходу уличного движения воротам выезда, чтобы исключить пересечение путей движения въезжающих и выезжающих автомобилей. Для АТП с подвижным составом более 100 автомобилей должны быть предусмотрены также запасные ворота шириной не менее 3,5 м. Минимальное расстояние от проезда до наружных стен здания или ограждения при отсутствии въезда и длине стен (ограждения) не более 20 м составляет 1,5 м, а при длине более 20 м - 3 м. На территории предприятия со стороны въездных ворот и проходной рекомендуется устройство площадки для стоянки (хранения) легковых автомобилей работников и посетителей из расчета 25 м2 (удельная площадь на один легковой автомобиль) на 10 работающих. Движение автомобилей внутри предприятия желательно организовать по кольцевому одностороннему маршруту, избегая пересечения путей движения. Ширина проезжей части на территории предприятия вне производственных зданий должна быть не менее 3 м при одностороннем движении и не менее 6 м при двухстороннем движении. Степень застройки земельного участка АТП одноэтажными производственными зданиями при закрытом хранении автомобилей обычно составляет 30...50 %, а при открытом хранении - 15...20%. Застройка участка может быть моноблочной, когда производственные цеха, участки, зоны ремонта и обслуживания и другие подразделения основного, обслуживающего и вспомогательного производств размещены в одном блоке (рис. 6.6) или многоблочной, когда некоторые производственные подразделения и службы могут располагаться в отдельно стоящих зданиях (рис. 6.7). Рисунок 6.6. Схема генплана АТП на 200 грузовых автомобилей при моноблочном строительстве с отдельно стоящей линией мойки: 1 - административно-бытовой корпус; 2 - контрольно-пропускной пункт; 3 - мойка автомобилей; 4 - очистные сооружения; 5 - пожарный водоем; 6 - производственный корпус; 7 - места хранения автомобилей с подогревом; 8 - места хранения автомобилей без подогрева; 9 - озеленение. Моноблочное строительство дешевле многоблочного за счет меньших трудовых и материальных затрат на строительно-монтажные работы и устройство инженерных сетей. При моноблочном строительстве сокращается площадь застройки, периметр стен производственных зданий, протяженность маршрутов движения автомобилей внутри предприятия, объемы работ по благоустройству территории, протяженность инженерных сетей, поэтому уменьшаются затраты на эксплуатацию зданий и сооружений. Общие затраты на строительство и эксплуатацию зданий, сооружений и инженерных сетей при моноблочном строительстве на 15... 25 % меньше по сравнению с многоблочным строительством Рисунок 6.7. Схема генерального плана АТП на 250 автопоездов КамАЗ при многоблочной застройке: 1 - основной производственный корпус; 2 - административно-бытовой корпус; 3 - контрольно-пропускной пункт; 4 - места хранения автомобилей; 5 - вспомогательный производственный корпус; 6 - очистные сооружения. Многоблочная застройка территории целесообразна при резко выраженном рельефе участка, когда экономически выгодно террасообразное расположение отдельных зданий различного производственного назначения; при эксплуатации на предприятии различных типов подвижного состава, существенно отличающихся между собой по габаритным размерам, трудоемкости и технологии ТО и TP; при обслуживании и ремонте внедорожных автомобилей-самосвалов, тягачей и других специальных машин особо большого класса; при необходимости стадийного развития или реконструкции предприятия, когда строительство отдельно стоящего здания выгоднее, чем увеличение размеров существующего здания. Мойку автомобилей, здание котельной, трансформаторную и склад горюче-смазочных материалов с заправкой при любом виде застройки рекомендуется размещать в отдельных зданиях. Разрывы между зданиями при многоблочном строительстве должны предусматривать проезды для автомобилей в соответствии с технологией выполнения работ, пути для прокладки инженерных сетей и отвечать требованиям противопожарной безопасности. При этом необходимо стремиться к максимально эффективному использованию территории застройки. Здания на участке необходимо размещать с учетом технологии выполнения работ, рельефа местности, геологических условий и обеспечения выполнения минимального объема земляных работ при планировке площадки. Для уменьшения земляных и фундаментных работ длинную сторону здания рекомендуется располагать перпендикулярно к направлению уклона местности. Здания и сооружения (помещения), производственные процессы в которых связаны с выделением в атмосферу газа, пыли, дыма, а также склады с легковоспламеняющимися и горючими веществами следует располагать по отношению к другим зданиям (помещениям) с подветренной стороны. Здания, оборудованные светоаэрационными фонарями желательно устанавливать так, чтобы оси фонарей располагались перпендикулярно к преобладающему направлению ветров. Размеры фонарей, оконных проемов и расположение зданий должны обеспечивать нормальное естественное освещение помещений. Значительную часть территории комплексных АТП занимает зона хранения автомобилей. Потребная площадь зоны хранения зависит от списочного числа подвижного состава, габаритных размеров, маневренных характеристик, способа хранения, схемы расстановки подвижного состава на стоянке и определяется технологическими расчетами. Способ хранения (закрытый, под навесом, открытый с подогревом, открытый без подогрева) определяется исходя из экономической и производственной целесообразности с учетом вида и особенностей выполняемых перевозок, а также природно-климатических условий региона (табл. 6.1). Например, по климатическим условиям северокавказский регион относится к умеренно теплому климатическому району. В АТП региона рекомендуется осуществлять хранение подвижного состава (кроме автомобилей оперативного назначения) на открытых площадках без подогрева. Открытый способ хранения подвижного состава позволяет существенно сократить затраты на строительство предприятия и себестоимость перевозок по сравнению с центральными, восточными и северными регионами России. Однако существует риск срыва работы транспорта при снижении температуры воздуха до -10°С и более, что нередко случается в регионе. Этот риск можно уменьшить, своевременно сливая воду из системы охлаждения в период зимней эксплуатации и обеспечив предприятие средствами разогрева и запуска двигателей. Расстановка автомобилей на стоянке зависит от способа хранения, маневренных характеристик подвижного состава и графика выезда на линию. Рекомендуемые схемы расстановки автомобилей на стоянке при различных способах хранения приведены на рис. 6.7-6.9. На закрытых стоянках могут использоваться следующие схемы расстановки автомобилей: однорядная тупиковая с автономным выездом (рис. 6.8, а) однорядная тупиковая с проездом (рис. 6.8, б); двухрядная тупиковая (рис. 6.8, в); двухрядная тупиковая с проездом (рис. 6.8, г); многорядная прямоточная (рис. 6.8, д); многорядная с проездом (рис. 6.8, е). При двухрядных тупиковых и многорядных схемах расстановки ближе к выезду устанавливаются автомобили, которые по графику должны выехать на линию первыми. Таблица 6.1 Рекомендуемые способы хранения подвижного состава Тип подвижного состава Климатический район Способ хранения Легковые автомобили и автобусы Очень холодный, умеренно холодный, умеренный Закрытый Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева Жаркий сухой, очень жаркий Под навесом Грузовые автомобили Очень холодный Закрытый (для прицепов и полуприцепов - открытый) Холодный, умеренно холодный Открытый с подогревом и частично закрытый Умеренный Открытый с подогревом Умеренно теплый, умеренно теплый влажный, теплый влажный Открытый без подогрева Автомобили оперативного назначения (скорая помощь, пожарные и др.) Все районы Закрытый Рисунок 6.8. Схемы расстановки автомобилей в закрытых стоянках: а – однорядная тупиковая с автономным выездом; б – однорядная тупиковая с проездом; в – двухрядная тупиковая; г – двухрядная тупиковая с проездом; д – многорядная прямоточная; е – многорядная с проездом. При расстановке автопоездов в зоне хранения необходимо стремиться к минимальному их маневрированию на площадке. Этого можно достичь благодаря прямоточной расстановке (рис. 6.8, в) с проездами по обеим сторонам ряда автопоездов. Рисунок 6.9. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении: а - многорядная с проездом; б - однорядная с проездом; в - однорядная прямоточная с проездами по обеим сторонам. Размещение автомобилей при открытом способе хранения с подогревом имеет свои особенности. Автомобили должны иметь автономный доступ к системе подогрева, причем расстояние от передней части автомобиля до устройства для подогрева должно составлять 0,7 м (см. рис. 7.9). Согласно правилам технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта в зону стоянки устанавливается только исправный, готовый к эксплуатации подвижной состав. Рисунок 6.10. Схемы расстановки автомобилей при открытом хранении с подогревом: а - многорядная с проездом; б - однорядная прямоточная с проездом по обеим сторонам. В зоне стоянки запрещается производить какие-либо работы по обслуживанию и ремонту подвижного состава, а также хранить топливо, смазочные и другие материалы. Зону хранения рекомендуется изолировать от производственных зон и участков. Перечень лиц, которым разрешается доступ в зону стоянки, устанавливается администрацией предприятия. 6.4. Компоновочный план Компоновочный план выполняется для каждого отдельно стоящего производственного здания предприятия. На компоновочном плане указываются габаритные размеры здания, сетка колонн, наружные и внутренние стены и перегородки, расположение производственных и бытовых помещений, а также схематично - посты и линии технического обслуживания и ремонта, инженерные сооружения и подъемно-транспортное оборудование, связанное с конструктивными элементами здания (опорные и подвесные краны, лифты). На поперечном разрезе указывается высота пролета от пола до низа несущих конструкций, а при наличии мостовых кранов - высота до верхней точки подкрановых путей (рис. 6.11, 6.12). Для многоэтажных зданий компоновка разрабатывается поэтажно. Компоновочные планы выполняются в масштабе 1:400 или 1:200. Рисунок 6.11. Компоновочный план главного корпуса АТП: 1 - линия ТО-1; 2 - подпорные посты; 3 - посты ТО-2 и TP; 4 - пост углубленного диагностирования; 5-16 - производственные и складские помещения. Компоновка производственного здания осуществляется в определенной последовательности. В соответствии с генеральным планом предприятия и принятой схемой организации технологического процесса определяется состав производственных цехов, участков и зон, запланированных для размещения в данном здании. На основании технологического и оптимизационного расчетов определяется общая площадь предусмотренных в здании цехов, участков, зон, складских помещений и т.д. С учетом особенностей организации производства в здании и принятого объемно-планировочного решения определяется сетка колонн и габаритные размеры здания. Рисунок 6.12. Компоновочный план вспомогательного корпуса АТП: 1 - пост диагностирования; 2 - пост перестановки колес; 3 - шиномонтажная; 4 - компрессорная; 5 - поточные линии ЕО; 6 - электрощитовая; 7 - малярные; 8 - комната мойщиков; 9 - такелажная; 10 - трансформаторная; 11 - бытовые помещения; 12 - склад шин. В соответствии с требованиями организации технологического процесса, а также противопожарными и санитарными требованиями определяется рациональное взаиморасположение цехов, участков, зон и т.д. По выбранной сетке колонн с учетом возможности и целесообразности расположения стен и перегородок корректируются площади производственных участков, цехов, зон и т.д. Разрабатываются варианты компоновочного плана здания. Выбирается вариант, наилучшим образом соответствующий принятой схеме организации технологического процесса, противопожарным и санитарным нормам, а также требованиям ОНТП и СНиП. Взаиморасположение зон, цехов и участков зависит от принятой схемы технологического процесса, особенностей производства, технологической однородности выполняемых работ, производственных связей, строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований. При составлении компоновочного плана за основу следует принимать удобное расположение постов и линий технического обслуживания и ремонта автомобилей, а ориентируясь на это, размещать производственные цеха и участки. При этом следует учитывать, что зона TP по номенклатуре выполняемых работ должна иметь технологические связи почти со всеми цехами и участками вспомогательного производства. Для небольших предприятий трудоемкости по отдельным видам работ, а соответственно, и площади производственных участков незначительны. В таких предприятиях выделение для каждого вида воздействий (работ) обособленного помещения приводит к чрезмерному раздроблению здания на мелкие изолированные помещения и снижает возможности оперативного управления производственными процессами. Если площадь помещения для отдельного вида работ менее 10 м2, то эти работы целесообразно совмещать с другими технологически однородными работами. Технологически однородными считаются следующие виды работ: крепежные, регулировочные, диагностические, ремонтные, смазочные; слесарно-механические, агрегатные, электротехнические, топливные; сварочные, кузнечно-рессорные, жестяницкие, медницкие; столярно-кузовные, обойные, арматурные. Моечные, окрасочные и аккумуляторные работы в силу своей специфики и особых требований по технике безопасности выполняются только в отдельных изолированных помещениях. Посты для мойки автомобилей изолируются от постов иного назначения, а по возможности и друг от друга. Поточную линию ЕО рекомендуется располагать в обособленном помещении (здании). При наличии двух и более поточных линий ЕО их отделяют друг от друга водонепроницаемыми экранами высотой не менее 2,5 м. Для окраски легковых автомобилей и автобусов в соответствии с технологией выполнения работ рекомендуется иметь три помещения: краскозаготовительное, окрасочное, сушильное. Аккумуляторный цех крупных и средних АТП обычно состоит из трех помещений: помещения для ремонта аккумуляторов; кислотной; зарядной. В кислотной хранится и разливается кислота. В зарядной осуществляется зарядка аккумуляторов в специальных вытяжных шкафах. В мелких предприятиях зарядная и кислотная могут быть объединены. Взаиморасположение помещений при разработке компоновочного плана зависит также от того, при каких видах воздействий (обслуживание или ремонт) наиболее часто используются данные работы. Помещения с видами работ, тяготеющими к определенной зоне воздействий, желательно размещать ближе к этой зоне. Комплектование видов работ и производственных цехов по технологической однородности и общности строительных, санитарно-гигиенических и противопожарных требований и их связи с основными зонами воздействий приведены на рис. 6.13. Электротехнический, топливный, агрегатный и механический цеха, в которых выполняются наиболее точные работы, следует располагать по периметру здания, чтобы обеспечить их боковым естественным освещением. Боковым освещением рекомендуется обеспечивать также тупиковые посты обслуживания и ремонта, оборудованные траншейными канавами или подъемниками. Посты и линии диагностирования, имеющие тормозной стенд или стенд для проверки тягово-экономических качеств автомобиля и участок холодной и горячей обкатки двигателей, из-за наличия повышенного шума при работе стендов рекомендуется располагать в изолированных помещениях. На размещение постов в зонах обслуживания и ремонта существенное влияние оказывает их обустройство канавами и подъемниками. Поточные линии ТО-1 и ТО-2 независимо от типа подвижного состава оборудуют сквозными канавами на всю длину линии. Для тупиковых постов для TP в действующих типовых проектах предусмотрено: для легковых автомобилей обустройство канавами составляет 20%, подъемниками - 40%; для грузовых автомобилей обустройство канавами составляет 40%, подъемниками - 20%; для автобусов обустройство канавами составляет 80 %. Остальные посты используются как напольные. Рисунок 6.13. Структурная схема комплектования цехов и их связи с производственными зонами Использование напольных осмотровых устройств (гидравлических, электрических или пневматических подъемников и опрокидывателей) позволяет существенно улучшить условия работы ремонтных рабочих, повысить производительность труда и обеспечить более гибкое реагирование производства на стохастический входящий поток требований. Если промышленностью будет освоен выпуск недорогих и надежных подъемников различной грузоподъемности, на предприятиях вместо канав преимущественно будут использоваться подъемники. 6.5. Планировка производственных зон, цехов, участков Планировка производственных зон, цехов, участков представляет собой план расстановки постов, стационарного технологического оборудования, подъемно-транспортного оборудования и производственного инвентаря. На плане показываются основные строительные размеры помещения: наружные и внутренние стены, перегородки, двери, окна, ворота, антресоли и т.д. Технологическое оборудование изображается контуром, соответствующим габаритным размерам. Каждой единице оборудования присваивается номер по спецификации к чертежу. Оборудование, как правило, нумеруется последовательно в порядке его размещения на чертеже слева направо и затем сверху вниз. Рядом с оборудованием условным знаком указывается место рабочего и места подсоединения к инженерным сетям. Основные условные обозначения, используемые при выполнении компоновочного плана и планировки производственных зон, цехов и участков, приведены в табл. 6.2. Таблица 6.2. Перечень и число технологического оборудования определяется по Табелю технологического оборудования и специализированного инструмента АТП, являющемуся нормативным документом для технологического проектирования. Перечень и число оборудования корректируются с учетом специфики работы предприятия, каталогов и проспектов, выпускаемых промышленностью гаражного и диагностического оборудования. При расстановке технологического оборудования на конкретном участке следует соблюдать требования ОНТП, СНиП и рекомендации по научной организации труда (НОТ) - комплексу технических, технологических, организационных санитарно-гигиенических, экономических и прочих мероприятий, направленных на повышение производительности и улучшение условий труда. При проектировании производственного помещения, наряду с соблюдением технологии выполнения работ, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и прочего, необходимо стремиться к созданию такой планировки, при которой технологическое оборудование и оснастка будут размещены так, чтобы сократить до минимума непроизводительные потери времени на выполнение операций, переходы от оборудования к оборудованию, улучшить условия работы, повысить качество и производительность труда. Основные рабочие места в производственном помещении размещаются на наиболее освещенных и удобных для работы участках. Вблизи рабочих мест устанавливается наиболее часто используемое оборудование. Чем реже используется оборудование, тем дальше от рабочего места оно располагается. Оснастка и инструмент на рабочем месте размещаются в соответствии с последовательностью выполнения технологических операций. Нормативы расстояний между различным оборудованием, а также между оборудованием и элементами здания, которые используются при технологическом проектировании, приведены на рис. 6.14 и в табл. 6.3. В соответствии с ОНТП и СНиП осмотровые канавы в зонах технического обслуживания и ремонта должны проектироваться с учетом следующих требований: ширина канавы устанавливается по колее обслуживаемого подвижного состава; длина рабочей зоны канавы должна быть не менее габаритной длины подвижного состава; глубина канавы принимается для легковых автомобилей и микроавтобусов 1,3... 1,5 м, грузовых автомобилей и автобусов - 1,1... 1,2 м, внедорожных автомобилей-самосвалов 0,5...0,7 м. Рядом расположенные параллельные канавы соединяются между собой траншеей (тупиковые) или тоннелем (проездные). Ширина траншеи (тоннеля) должна быть 1,2 м, если она служит только для прохода людей, и 2...2,2 м, если в ней расположены рабочие места с технологическим оборудованием. Из траншеи (тоннеля) должен быть предусмотрен выход в производственное помещение - не менее одного на три канавы, а для проездных канав поточных линий - не менее двух на каждые две поточные линии с противоположных концов. Лестницы для выхода (входа) из канав в целях безопасности не должны располагаться под автомобилями или на пути их следования. Рисунок 6.14 Расположение оборудования и нормирование расстояний Таблица 6.3 Нормируемые расстояния для размещения оборудования Расстояния Габаритные размеры оборудование в плане, мм До 1000х800 От 1000х800 до 3000х1500 Свыше 3000х1500 От стены (колонн) до тыльной или боковой стороны оборудования (а) 500 600 800 От стены до фронтальной поверхности оборудования (b) 1200 1200 1500 Между боковыми сторонами оборудования (с) 500 800 1200 Между оборудованием при расположении в «затылок» (d) 1200 1700 --- Между фронтальными поверхностями оборудования (е) 2000 2500 --- Между тыльными сторонами оборудованиями (f) 500 700 1000 Планировка зон и участков АТП, эксплуатирующих газобаллонные автомобили (ГБА), имеет свои особенности и должна выполняться с учетом повышенных требований к обеспечению безопасности при их хранении, обслуживании и ремонте в соответствии с действующими нормами и правилами в строительстве и на транспорте. Хранение газобаллонных автомобилей рекомендуется устраивать компактно отдельными группами. Площадки для хранения газобаллонных автомобилей должны располагаться на расстоянии не менее 5 м от площадок для хранения других автомобилей. При хранении автомобилей в многоэтажных зданиях, газобаллонным автомобилям рекомендуется выделять отдельные этажи. Причем для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (СПГ), необходимо предусматривать верхние этажи, а для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (СНГ), - нижние этажи. Этажность здания, в котором размещаются автомобили, работающие на СПГ, должна быть не более шести. Хранение газобаллонных автомобилей в подземных гаражах запрещено. Подогрев и разогрев газобаллонных автомобилей возможен только при условии исключения нагрева газового оборудования и баллонов. Зоны обслуживания, ремонта и закрытого хранения газобаллонных автомобилей должны быть оборудованы системой автоматического контроля воздушной среды, аварийного освещения помещений и путей эвакуации и постоянно действующей естественной вентиляцией, обеспечивающей однократный воздухообмен в течение одного часа. В зонах обслуживания, ремонта и хранения автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, не допускается устройство подземных сооружений, подвалов, осмотровых канав, приямков, тоннелей, колодцев, в которых может накапливаться газ при его утечке, что может привести к взрывам и пожарам. Работы по обслуживанию и ремонту газобалонных автомобилей с разборкой отдельных узлов и деталей, сезонное обслуживание и периодическое освидетельствование газового оборудования и баллонов, а также сварочные и окрасочные работы выполняются только после слива газа и последующей дегазации газового оборудования. Для слива (выпуска) газа и дегазации системы питания с помощью негорючих инертных газов на территории предприятия под навесом из несгораемых материалов должны быть оборудованы специальные посты. Диагностирование и регулировка газового оборудования и другие работы, выполняемые при работающем двигателе газобаллонного автомобиля, должны проводиться в отдельных изолированных противопожарными стенами и перекрытиями помещениях. 6.6. Примеры планировочных решений зон, цехов и участков автотранспортных предприятий При планировании производственных участков особое внимание уделяется научной организации труда. Научной считается такая организация труда, которая, основываясь на достижениях науки и передовом опыте, обеспечивает наиболее эффективное использование материальных и трудовых ресурсов, способствует сокращению потерь рабочего времени и энергии человека, повышению культуры, привлекательности и безопасности труда. Рисунок 6.15. Планировка зоны ТО-2 и ТР АТП на 150 грузовых автомобилей: 1 – пост диагностики; 2 – подъемники; 3 – тупиковые канавы; 4 – переход в административно-бытовой корпус; 5 – монорельс с электротельфером; 6 – кран-балка; 7 – напольные посты; 8 – проездная канава; 9 – проезд; 10 …16 – производственные цеха и складские помещения. Рисунок 6.16. Планировка агрегатно-механического цеха АТП: 1 - вертикально-сверлильный станок; 2, 4 - токарно-винторезные станки; 3 - тумбочки для инструментов; 5 - слесарные верстаки; 6 - настольно-сверлильный станок; 7- ручной пресс; 8 - слесарные тиски; 9 - станок для шлифовки фасок клапанов; 10 - поверочная плита; 11, 13 - стенды для ремонта двигателей; 12 - пресс; 14 - стенд для ремонта коробок передач; 15 - стенд для ремонта редукторов задних мостов; 16 - стеллажи для деталей; 17 - стенд для ремонта рулевых механизмов и карданных валов; 18 - стол для сортировки деталей; 19 - ларь для обтирочных материалов; 20 - ванна для мойки деталей; 21 - стеллаж для агрегатов; 22 - стенд для ремонта мостов; 23 - кран-балка; 24 - заточный станок. Рисунок 6.17. Планировка электротехнического и карбюраторного цехов АТП: I - электротехнический цех: 1 - верстаки; 2 - слесарные тиски; 3 - ручной пресс; 4 - ванна для мойки деталей; 5 - ларь для обтирочных материалов; 6 - заточный станок; 7 - стеллажи для деталей; 8 - станок для проточки коллекторов и фрезерования ламелей; 9 - настольно-сверлильный станок; 10 - стенд для проверки электрооборудования; 11 - прибор для проверки системы зажигания; 12 - прибор для проверки якорей; 13 - стол; 14 - прибор для очистки и испытания свечей зажигания; II - карбюраторный цех: 1 - стеллаж для деталей; 2 - настольно-сверлильный станок; 3 - ручной пресс; 4 - стол; 5 - прибор для проверки карбюраторов; 6 - прибор для проверки топливных насосов; 7 - прибор для проверки упругости пружин насосов; 8 - прибор для проверки диффузоров карбюраторов; 9 - прибор для проверки жиклеров; 10 - слесарные тиски; 11 - верстаки; 12 - стенд для разборки и мойки деталей; 13 - ларь для обтирочных материалов; III - цех топливной аппаратуры: 1 - стеллаж для деталей; 2 - настольно-сверлильный станок; 3 - ручной пресс; 4 - стол; 5 - верстак; 6 - слесарные тиски; 7, 8 - стенды для испытания насосов-форсунок, водяных насосов и фильтров; 9 - ларь для обтирочных материалов; 10 - стенд для разборки и мойки деталей. Основы НОТ закладываются при проектировании предприятия, разработке планировочных решений путем рациональной расстановки оборудования и рабочих, проектирования и подбора прогрессивного технологического оборудования и оснастки и т.д. Представленные планировочные решения (рис. 6.13 - 6.15) выполнены с учетом требований НОТ и заимствованы из действующих типовых и индивидуальных проектов. Контрольные вопросы 1. Каковы основные требования и порядок выполнения планировки предприятия? 2. Объясните цель и порядок принятия объемно-планировочного решения. 3. Для чего унифицируются типоразмеры строительных конструкций и как это учитывается при проектировании предприятия? 4. Перечислите основные преимущества и недостатки использования зданий из железобетонных конструкций и зданий из легких металлических конструкций. 5. Что представляет собой генеральный план предприятия и какие требования предъявляются при его разработке? 6. Какие требования необходимо учитывать при планировке стоянки автомобилей? 7. Что представляет собой компоновочный план и какие требования предъявляются при его разработке? 8. В какой последовательности осуществляется компоновка производственного корпуса? 9. Какие требования предъявляются к взаимному размещению цехов, участков и зон? 10. Какие требования предъявляются к размещению оборудования в цехах и участках? 11. Какие требования необходимо соблюдать при планировке зон, цехов и участков в АТП, эксплуатирующем газобаллонные автомобили?
«Производственно-техническая инфраструктура предприятий. Размещение предприятия на территории города. Объемно-планировочное решение» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 269 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot