Справочник от Автор24
Поделись лекцией за скидку на Автор24

Принципы и методы анализа инновационной деятельности

  • 👀 907 просмотров
  • 📌 880 загрузок
Выбери формат для чтения
Статья: Принципы и методы анализа инновационной деятельности
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Загружаем конспект в формате pdf
Это займет всего пару минут! А пока ты можешь прочитать работу в формате Word 👇
Конспект лекции по дисциплине «Принципы и методы анализа инновационной деятельности» pdf
Принципы и методы анализа инновационной деятельности Базовые положения реализации системного подхода при анализе инновационной деятельности. Принципы и методы системного анализа. Система комплексного экономического анализа инновационной деятельности. Источники информационной базы анализа инновационной деятельности 1 Базовые положения реализации системного подхода при анализе инновационной деятельности Реализация инновационной деятельности требует формирования инновационного мышления, которое взаимосвязано с системным подходом. Такая связь объясняется тем, что поиск новаций (новых идей) требует достаточно широкой профессиональной эрудиции и умения синтезировать знания из разных областей наук, т.е. практически использовать методы системного анализа и синтеза знаний. Под системным мышлением подразумевается способность человека к синтетическому восприятию объектов реальной действительности и осознанному пониманию многообразия информации, сводимой к целостной картине окружающего его мира. Под инновационным мышлением следует понимать способность человека (предпринимателя) к профессиональному креативному (творческому) синтезу научных знаний, восприимчивость к новым идеям, умение создавать на их базе высокоэффективные технологии и конкурентоспособные продукты. Инновационное мышление направлено на поиск новых методов решения возникающих проблем (задач). В современной экономике такие решения нужно искать не только в рамках одной науке, а, как правило, в 1 рамках междисциплинарных (комплексных) исследований на основе системной методологии. Системное и инновационное мышление сформировалось на основе теории систем. Системный подход – это реализация основных положений теории систем в качестве универсальных законов. Рассмотрим основные положения теории систем и системного анализа, которые позволяют, во первых, сформировать системное мышление, которое необходимо для инновационной деятельности, во вторых, изучить основные законы систем, которые необходимы для эффективной организации деятельности в области инноваций, и в третьих – получить практические навыки использования методов системного анализа инновационной деятельности, который называют инновационным анализом. Реализация системного подхода основана на основном универсальном законе систем, который гласит: “любой объект есть объектсистема и любой объект-система принадлежит хотя бы одной системе объектов одного и того же рода”. Поскольку в этой теории под «объектом» понимается любой предмет как объективной, так и субъективной реальности, то данный закон позволяет установить необычное и вместе с тем глубокое единство между объектами, внешне мало сходными друг с другом. Системные исследования любого объекта, представляющего собой сочетание элементов в целом (систему) всегда происходит на основе той или иной модели. Это может быть модель представлений (концепция), структурно-функциональная модель (графическая) или формализованная модель (математическая). Прикладная информатика использует уже формализованные количественные модели, которые при использовании тех или иных методов моделирования могут давать качественные характеристики исследуемой системы. В экономической науке широко используется метод имитационного моделирования. 2 Теория систем изучает закономерности организации, структурирования, функционирования, поведения и существования любого объекта в качестве системы. Методологической основой теории систем стали такие универсальные научные принципы как: • целостность – это закон устойчиво-динамичного состояния системы при сохранении внешней формы и содержания в условиях взаимодействия с окружающей средой; • дискретность – это закон деления целого образования на элементарные частицы (элементы системы); • гармония – это закон формирования связей при обмене энергией, информацией и веществом между элементами системы и между целой системой и окружающей ее средой; • иерархия – это закон построения отношений между элементами целого образования (структура управления системой); • адекватность – это закон соотношения симметрии и диссиметрии в природе как степень соответствия описания реальной системы формальными методами. Первый закон теории систем - это закон функционального развития (эволюции) или закон целостности. Он сформулирован на основе принципа целостности и рассматривается, как способность системы претерпевать изменения внутри своей оболочки или окружающей среды, сохраняя самое себя. Первый закон теории систем раскрывает сущность системы как единого, целого образования и может отвечать на вопрос «что» такое система. В рамках этого закона описывается ряд закономерностей структурной организации свойств, связей и отношений между элементами, ограниченных единой формой существования. Жизнедеятельность такой системы обеспечена внутренней организацией системы управления общими 3 ресурсами. Устойчивое или неустойчивое состояние системы зависит от скорости обмена между элементами системы потоками энергии, информации и вещества. В процессе такого обмена часто элемент может потерять свои свойства или приобрести новые, с условием всех изменений в рамках единой формы существования. Учет этого закона систем имеет большое значение в процессе развития инновационной деятельности. Он говорит о том, что новое качество система может приобретать не только «черпая» ресурсы из вне, но и эффективно и рационально использую варианты сочетания своих внутренних ресурсов и в первую очередь интеллектуальные. С практической точки зрения закон целостности позволяет создавать оптимальную организационную систему с учетом принципа его эффективного функционирования и развития. Второй закон теории систем – это закон функциональной иерархии систем. Он сформулирован на основе принципа иерархии элементов в системе и объясняет целеобразование (образования цели) функционирования данной системы в окружающей среде, ее функциональное назначение. Второй закон теории систем отвечает на вопрос «как» нужно управлять этой системой для его полезного использования, не доводя до разрушения. В рамках этого закона объясняется закономерности возникновения внутренней «реакции» со стороны, как самих элементов системы, так и системы в целом на внешние воздействия. Такая реакция может вызывать положительный, отрицательный и нейтрализующий эффекты в структурном образовании. Третий закон теории систем – это закон обмена ресурсами (энергия, информация, вещество) между элементами системы и между системой и окружающей средой. Закон обмена в природных системах играет фундаментальную роль, без него отсутствует жизнеспособность системы. В экономике обмен различными ресурсами между природными и социальными системами теряет свой основной смысл. Системы управления не могут 4 существовать без процессов обмена информацией. Следовательно, закон обмена ресурсами является фундаментальной основой функционирования и жизнеспособности систем любой природы. 2 Принципы и методы системного анализа Системный анализ, чаще всего, используют при решении сложных проблем, возникающих в процессе предпринимательской деятельности, требующих реструктуризации или других изменений с целью сохранения жизнеспособности экономического объекта, в условиях динамично изменяющейся внешней среды. Основу методики проведения системного анализа составляют этапы проведения любого научного исследования, исходя из фундаментального понятия, что любой экономический объект является системой. Затем изучить закономерности ее построения, функционирования и развития. Универсальной методики системного анализа не существует. Общим для разработки таких методик является определение закона функционирования системы, формирование вариантов структуры системы и выбор наилучшего варианта, осуществляемого путем решения задач декомпозиции, анализа системы и синтеза системы, после чего можно разрешить возникшую проблему. Следует отметить, что любая проблема – это возникновения несоответствия. Например, несоответствие целей развития фирмы ресурсному обеспечению или кадровому составу, методам управления и т.п. Отличительной особенностью системного анализа (деление на части) является необходимость завершения процесса синтезом элементов системы с целью получения новых характеристик системы. Система принципов системного анализа позволяет реализовать на практике основные положения теории систем, т.к. системный анализ 5 является ее методологией или научным инструментом исследования сложных систем. К основным принципам системного анализа можно отнести следующие: • Конечной цели, цели исследования, определение основных свойств функционирующей системы, ее назначения, показатели качества и критерии оценки; • Измерения, суть этого принципа в сопоставимости ее параметров с параметрами системы высшего уровня, т.е. внешней среды; • Эквифинальности – определение формы устойчивого развития по отношению к начальным и граничным условиям; • Единства – рассмотрение системы как целого и совокупности элементов, ориентация на «взгляд внутри» системы; • Взаимосвязи – процедуры определения связей, как внутри самой системы (между элементами), так и с внешней средой (другими системами); • Модульного построения – выделение функциональных моделей и описание совокупности их входных и выходных параметров, что позволяет избежать детализации (абстрактная модель системы); • Иерархии – определение иерархии частей системы и их ранжирование, что упрощает разработке новой системы и устанавливает порядок ее рассмотрения; • Функциональности – совместное рассмотрение структуры и функций системы. В случае внесения новых функций в систему, следует разрабатывать и новую структуру, а не включать новые функции в старую структуру. Функции связаны с процессами, которые требуют анализа различных потоков (материальных, энергии, информации, состояния). Структура всегда ограничивает потоки в пространстве и во времени; • и Развития – определение закономерностей ее функционирования потенциала к развитию, адаптации к изменениям, расширению, 6 усовершенствованию, встраивание новых модулей на основе единства целей развития; • Децентрализации – сочетание централизации и децентрализации в системе управления системой; • Неопределенности – учет факторов неопределенности и случайных факторов воздействия, как в самой системе, так и со стороны внешней среды. Перечисленные принципы позволяют учесть возможные стороны решаемой проблемы. Принципы могут быть дополнены или уменьшены в зависимости от исследуемого объекта. Общий подход к решению возникающей проблемы на основе системного анализа можно представить в виде исследовательского цикла. В процессе функционирования исследуемой системы выявляется конкретная практическая проблема как несоответствие существования системы предъявляемым к ней требованиям. Для решения проблемы осуществляют три основных этапа исследования: декомпозицию, анализ и синтез (создание новой системы). 3 Система комплексного экономического анализа инновационной деятельности Инновационная деятельность организации всегда затрагивает все подсистемы (информационную, организационную, производственную, технологическую и т.п.), кроме того, на эффективность ее реализации влияют факторы внешней среды. С системных позиций организация как система, является элементов микроэкономической среды, которая в свою очередь является частью макросреды (рис.1). Микроэкономическая среда организации – это микросреда бизнеса. 7 Рисунок 1. Системное представление организации в окружающей среде Микросреда бизнеса – это то экономическое пространство, в котором происходит взаимодействие разнообразных хозяйствующих субъектов. Они имеют свои организационные структуры и являются элементами целой микроэкономической подсистемой системы, (отраслью) которая, в свою макроэкономической очередь, системой является государства. Взаимодействие между этими системами осуществляется посредством инфраструктуры, которая определяет характер связей между элементами системы посредством информационных, правовых, административных, налоговых и финансовых отношений. Микросреду бизнеса составляют следующие системы:  конкуренты,  поставщики ресурсов (рынок ресурсов),  покупатели продукции (рынок сбыта и рынок продукции или  наемные работники (рынок труда),  финансовые организации (рынок финансов), услуг), 8  инвестиционные фонды и организации (фондовый и инвестиционный рынки). Экономические государственным отношения между законодательством в ними области регулируются хозяйственной, инвестиционной, инновационной и других видах деятельности. Следует отметить, что при организации инновационной деятельности особое место занимают информационные ресурсы, которые являются источником разработки конкретных инноваций. Источниками таких ресурсов являются:  маркетинговые компании,  научно-исследовательские и проектно-изыскательные организации,  образовательные структуры,  франчайзинговые компании,  информационные компании (журналы, издательства, информационные центры),  элементы инфраструктуры (патентные бюро, изобретательские центры),  отдельные ученые и изобретатели. Организация функционирует и развивается только за счет обмена с внешней средой (по закону систем) информацией, материальными и энергетическими ресурсами. Получая всё разнообразие необходимых ресурсов и преобразую их в конечный продукт, организация осуществляет товарный обмен продукта на финансовый или другой эквивалент - ресурсы. Корпоративная задача любой организации в рыночной среде - это увеличении прибыли. Система управления нацелена на оптимизацию затрат в производственном процессе. Внешняя бизнес-среда достаточно динамична и характер взаимодействие с ней постоянно меняется, что требует 9 качественных изменений в производственном, управленческом и сбытовом процессах, т.е. инноваций. Существуют внешние и внутренние факторы, стимулирующие необходимость осуществления инновационной деятельности. К внешним фактором следует отнести: тенденции в национальной экономике, развитие технологий, действия конкурентов, потребности инвесторов и потребителей. Инвесторы требуют увеличение нормы прибыли на вложенный капитал и среднерыночный уровень премии за риски. Конкуренты постоянно меняют стратегические действия по усилению конкурентоспособности. В этих условия организация вынуждена реализовывать те или иные инновации в качестве адекватной реакции на факторы внешней микро бизнес среды с целью укрепления своих позиций. Поэтому важным элементов инновационного анализа является комплексное исследование факторов спроса и финансового рынка. К внутренним факторам инноваций можно отнести предпочтения собственников и менеджеров организации относительно методов увеличения доходности инвестиционного капитала, увеличения стоимости собственного капитала (стоимости бизнеса), эффективности использования располагаемых ресурсов и повышения конкурентоспособности продуктов (услуг). Поэтому комплексный экономический анализ состояния организации (рейтинговый анализ) позволить реально обосновать стратегические задачи по выбору вида инноваций, источников инвестирования и прогнозированию результатов инвестиционной деятельности. Схематично взаимосвязи всех видов анализа в хозяйствующем субъекте можно представить как интеграцию стратегического, управленческого и финансового анализов (рис.2). 10 Рисунок 2.Взаимосвязи основные видов анализа организации Как видно из рисунка 2 анализ инновационной деятельности является основой для разработки стратегических решений. Инновационная деятельность оказывает системное влияние на все виды деятельности и поэтому, выделить ее в системе бухгалтерского учета не представляет возможности. Однако выделение инновационных продуктов и процессов в аналитическом учете, отражающем доходы и расходы по видам деятельности, является действующей практикой. Согласно действующему плану счетов учет продаж ведется по видам продукции, а также учет по рынкам сбыта. производственным Учет затрат процессам и и калькуляция подразделениям себестоимости является по основным элементов системы бухгалтерского учета. Обобщение информации системы бухгалтерского учета для текущего управления в виде внутренней отчетности позволяет оценить реальный экономический эффект инноваций. Комплексный экономический анализ инновационной деятельности (КЭАИ) представляет собой взаимосвязанную систему всех видов анализа внешних факторов и внутреннего потенциала организации для реализации стратегии инновационной и инвестиционной деятельности (рис.3). 11 Рисунок 3. Система комплексного экономического анализа инноваций КЭАИ включает в себя пять основных этапов. Блок 1 и 2 составляют первый этап анализа - это процесс формирования стратегии с учетом внешних и внутренних факторов. На этом этапе оценивается инновационный потенциал организации, ее технологии и продуктов. На втором этапе анализа оцениваются: текущее состояние производственных, финансовых и сбытовых возможностей, делается прогноз будущих ситуаций, отбираются варианты поведения в рамках выработанной стратегии, выбираются виды инвестиционной деятельности, разрабатывается инвестиционная программа (блоки 3,4,5). На третьем этапе производится оценка системы доходов и расходов на полный цикл инновационного процесса (блоки 6, 7, 8, 9 и частично 10). 12 На четвертом инновационной этапе осуществляется деятельности ретроспективного состояния на основе организации. количественная сравнения оценка текущего Определяется и стоимость организации (бизнеса) как рыночная стоимость или как фактическая чистая текущая стоимость (блок 10). На пятом этапе КЭАИ осуществляется качественная оценка инновационной деятельности (блок 11). Результаты текущего и ретроспективного (прогноза) анализов используют для корректировки маркетинговой, инвестиционной и финансовой политики, а также для стратегии организации (обратная связь между 10 -5. 11 – 2 блоками). 4 Источники информационной базы анализа инновационной деятельности При организации и реализации инновационной деятельности особое место занимают информационные ресурсы, которые являются не только источником разработки конкретных инноваций, по и их реализации и коммерциализации. Проблема формирования информационной базы в инновационной сфере имеет два основных аспекта. Во-первых, создание информационной базы управления инновационными процессами на государственном уровне, т.е. в системе НИС. Во-вторых, создание информационной базы для анализа и оценки инновационной деятельности конкретного предприятия. В первом случае информационная база формируется на основе создания государственной системы статистических наблюдений и экспертных оценок в сфере науки и инноваций. Методологической основой формирования показателей инновационной деятельности и использования 13 методов статистики в России являются положения Руководства Осло. По мнению А. Аброскина, при организации системы сбора соответствующих первичных документов может быть разработана система показателей, необходимых для принятия управленческих решений в экономике. Он считает, что наиболее значимыми источниками информации в области инноваций и инновационной деятельности являются: • результаты статистических наблюдений, осуществляемых Росстатом в рамках официальной статистики сферы науки и инноваций, к ним относятся: форма № 2-наука "Сведения о выполнении научных исследований и разработок", форма № 4-инновация "Сведения об инновационной деятельности организации", форма № 2 МП-инновация "Сведения о (организации)", технологических форма № инновациях 1-технология малого "Сведения предприятия о создании и использовании передовых производственных технологий" и форма № 1лицензия "Сведения о коммерческом обмене технологиями с зарубежными странами (партнерами)"; • данные Росстата, разрабатываемые на основе результатов статистических наблюдений с использованием различных форм учета и статистической отчетности; • данные, получаемые из ведомственных источников статистической информации; • данные, формируемые из основных зарубежных источников, представляющих результаты разработок международных организаций, используемых для целей международных сравнительных исследований. Представленные виды информации позволяют не только иметь общее представление об инновационных процессах страны в целом, но и оценить ее инновационный потенциал, как внутри государства, так и на мировом уровне. Проведение анализа и оценки инноваций и инновационной деятельности любой организации опирается на многочисленные источники 14 информации, как внутренние (широкий спектр документации и отчетов предприятия), так и внешние. К внешним источникам информации можно отнести следующие: • маркетинговые компании; • научно-исследовательские и проектно-изыскательные организации, образовательные структуры; • франчайзинговые компании; • информационные компании (журналы, издательства, информационные центры); • элементы инфраструктуры (патентные бюро, изобретательские центры); • отдельных ученых и изобретателей. Информационная база анализа и оценки инновационной деятельности формируется в соответствии с целями и задачами анализа, объединяя данные внешних и внутренних источников. Причем если у организации отсутствует опыт инновационной деятельности, то для выбора стратегического направления инноваций и принятия управленческих решений наиболее значимым являются внешние источники информация. Источники информационной базы анализа инноваций и инновационной деятельности формируются на основе определения целей и задач анализа. Приоритетной целью анализа является оценка потребностей, возможностей и целесообразности организации инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, внедрения инноваций без угрозы его дальнейшего функционирования и получения конкурентных преимуществ на рынке. Для реализации данной цели необходимо анализировать целый комплекс информации из разных источников: • внешнюю и внутреннюю информацию (но отношению к организации); 15 • первичные и вторичные документы (по целям первоначального сбора информации); • условно-постоянные и динамические (переменные) данные – в зависимости от периодичности изменения и скорости устаревания информации; • данные нормативных правовых актов; • данные стандартов и правил; • методические рекомендации и указания, утвержденные государственными органами; • общеэкономическую информацию; • маркетинговую информацию; • финансовую информацию; • инвестиционную информацию; • данные бухгалтерского и налогового учета; • техническую и технологическую информацию; данные управленческого учета; • патентно-лицензионную и другую информацию, касающуюся создания и использования объектов интеллектуальной собственности; • данные НИОКР, отчетов исследовательских и конструкторских подразделений, результаты испытаний опытных образцов; • отраслевые и внутрифирменные нормы и нормативы; • данные бизнес-планов и отчетов об их выполнении, оперативно- производственного и статистического учета; • показатели стратегического планирования. Для решения конкретных задач анализа инновационной деятельности используются следующие источники информации (Таблица 1). Таблица 1 - Информация для решения задач анализа инновационной деятельности Содержание задачи Источник информации 16 Комплексная оценка потребности Техническая документация, инновационного развития результаты технических испытаний, предприятия, определение статистическая отчетность, инновационной стратегии и оперативно-производственные приоритетов в инновационной данные, результаты финансовой и деятельности инвестиционной деятельности Анализ возможностей предприятия в Производственная, финансовая и части обеспечения ресурсами управленческая отчетность за ряд полноценного инновационного периодов, данные интеллектуального процесса, внедрения инноваций потенциала кадров Поиск и изучение существующих на Статистика, маркетинговые рынке инновационных решений исследования, данные СМИ, данные в Интернете, периодическая научная и техническая литература Организация и планирование Организационная, производственная, процесса внедрения инноваций отчетная документация Анализ эффективности Техническая документация, инновационной деятельности производственная и финансовая отчетность Анализ финансово-экономических Финансовая, управленческая и результатов и финансового состояния статистическая отчетность организации по итогам использования и внедрения инновационных продуктов Можно выделить группы показателей, по которым осуществляется анализ инновационной деятельности: • показатели, характеризующие занимающиеся инновационной деятельностью организации; 17 • показатели, учитывающие результаты инновационной деятельности, такие как: объем научно-исследовательской деятельности, структура проектных и конструкторских работ, создание опытных образцов и т.д.; • показатели по использованию результатов от внедрения инноваций: новые виды и типы продукции по годам, ежегодное соотношение новых и существующих товаров, прогрессивность и конкурентоспособность технологий на национальном и мировых рынках и т.д.; • показатели по экономическим результатам: зависимость увеличения прибыли от внедрения инноваций, ресурсоемкость продукции, рассчитанная по каждому году; • показатели эффекта от инновационной деятельности (экономический, коммерческий, бюджетный, социальный, экологический). Указанные показатели приводятся по отдельным источникам финансирования, годам, их изменению абсолютных и относительных характеристик. Кроме того, следует отметить, что результаты анализа инновационной деятельности могут интересовать разных субъектов, прямо или косвенно заинтересованных в данной информации. Например: • собственники, акционеры заинтересованы в повышении рентабельности организации, в улучшении финансовых показателей от внедрения инноваций; • руководители разных уровней хотят получать достоверную и оперативную информацию по развитию инновационной деятельности в целях своевременного принятия необходимых решений; • сотрудники заинтересованы в улучшении мотивации и стимулирования в новых условиях труда, повышении заработной платы, 18 возможности обучения инновационной деятельности для работы с новой техникой и новыми технологиями; • инвесторы заинтересованы в доходности и выгодности инвестирования инновационного проекта с учетом всех рисков, в его актуальности, не только для данного предприятия, но и потребительского рынка; • потребители хотят получать товары и услуги высокого качества но приемлемой цене; • органы государственной власти заинтересованы: в расширении инновационной сферы, увеличении занятости населения в наукоемких производствах, в собираемости фискальных платежей и взносов, в своевременном поступлении отчетной информации, касающейся результатов инновационной деятельности, особенно в случае государственного финансирования. Многоаспектность информации для проведения анализа инновационной деятельности требует наличия информационной базы, которая формируется в определенной последовательности: 1) при определении целей формируется общая информационная область; 2) при формулировании задач определяется информационная направленность, по каждой задаче определяется конкретная составляющая общей информационной области; 3) выявленный объект анализа определяет принадлежность определяют направленность конкретной информации; 4) выявленные субъекты анализа информации. Следовательно, формирование информационной базы для проведения анализа инновационной деятельности требует больших усилий и от эффективности этого процесса во многом зависит не только эффективность его результатов, но и их объективность. 19
«Принципы и методы анализа инновационной деятельности» 👇
Готовые курсовые работы и рефераты
Купить от 250 ₽
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Тебе могут подойти лекции

Смотреть все 90 лекций
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot